MPA, или дополнительное образование для государственных служащих

Колнооченко Елена Игоревна Источник: Бюджет

Программы дополнительного образования для государственных служащих появились в России сравнительно недавно, хотя за рубежом (особенно в Европе и чуть меньше в Северной Америке) эти программы существуют уже много лет и пользуются серьезным спросом. Иногда их называют MBA для государственных служащих, но у них есть и свое название — Master of Public Administration (MPA).

В России на программу МРА впервые обратили внимание несколько лет назад, когда активно шла административная реформа. MPA почти одновременно появилась сразу в нескольких российских вузах, но все же самым первым из них стал курс Центра программ MPA и международных исследовательских проектов МИГСУ РАГС при Президенте РФ. В 2005 году в инициативном порядке в РАГС по результатам анализа нескольких десятков программ МРА, реализующихся в странах Европы и Северной Америки, был разработан проект государственных требований по программе МРА. С инициативой РАГС были ознакомлены крупнейшие вузы страны, которые, как и РАГС, активно занимаются подготовкой госслужащих, а также представители Министерства образования России. В результате появились государственные требования к программе MPA, которые были введены в действие Минобрнауки в феврале 2008 года.

Первый же набор на данные программы показал, что они пользуются очень большим спросом. И если по своему содержанию программа довольно существенно отличается от традиционной MBA, то требования к слушателям здесь такие же строгие. Программа Master of Public Administration предназначена для государственных служащих, занимающих средние и высшие руководящие позиции. Она дает компетенции, навыки и знания, необходимые для управления государственными компаниями или для работы на высоких руководящих постах в органах государственной власти.

Еще один вопрос, который волнует сегодняшнее бизнес-сообщество: нужно ли учиться на программе MPA руководителю, работающему в частном бизнесе, но активно сотрудничающему в профессиональном плане с государственными компаниями или органами? Эксперты утверждают, что не обязательно, ведь все большее количество российских бизнес-школ вводят в свои программы MBA такие дисциплины, как «Государственное управление», и подобные ей. На Западе, например, эта тенденция особенно усилилась в последние год-полтора. Одним из основных факторов роста интереса к дисциплинам «Государственное управление» и «Взаимодействие с государственными органами» в ведущих бизнес-школах США и Европы является осознание за время кризиса многими руководителями бизнеса степени важности регулятивной функции государства во всех сферах жизни общества.

«В контексте обозначенной тенденции можно прогнозировать, что наиболее продвинутые российские бизнес-школы будут спешно вводить в свои программы ряд дисциплин, задачей которых является повышение компетентности слушателей в отношении роли и участия государства в экономике, — считает О. В. Кузнецов, проректор по бизнес-образованию, директор Высшей школы государственного управления Финансовой академии при Правительстве РФ. — В ближайшие десятилетия рост количества таких дисциплин будет заметным. Программы МРА также должны претерпеть ряд изменений. В частности, будут значительно усилены и введены дисциплины, связанные с ролью и значением регулятивных функций государства в современной экономике. Примером «высшего пилотажа» для управленца станет выпускник программы МВА, окончивший также программу МРА, так как программа МРА открывает двери для участия в государственном управлении».

«В ведущих российских бизнес-школах также повышается внимание к вопросам взаимодействия бизнеса и государства, — солидарен с коллегой В. Л. Еремин, первый заместитель директора Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М. В. Ломоносова. — В частности, в нашей школе с 2008 года реализуется программа МВА со специализацией GR (Связи с государственными органами). Данная специализация и тот набор дисциплин, изучение которых она предусматривает, говорят сами за себя и являются достаточным основанием для подготовки менеджера компании, решающего вопросы и осуществляющего взаимодействие с государственными органами. К настоящему моменту проведены три набора слушателей на программу, в текущем году состоится первый выпуск».

Экспертное мнение

В. Л. Еремин, первый заместитель директора Высшей школы государственного администрирования МГУ
им. М. В. Ломоносова

— Как MBA, так и MPA подразумевают обязательный опыт работы. Нельзя получать дополнительное образование, не имея опыта работы в реальном секторе экономики или в конкретной компании. Обязательно нужно понимать, как работает проектная команда, как составляются и реализуются бюджеты, как выстраивается отчетность. Без этого практического опыта очень тяжело освоить такие программы.

О. В. Кузнецов, проректор по бизнес-образованию, директор Высшей школы государственного управления Финансовой академии при Правительстве РФ
— Мировому опыту государственного администрирования известно большое количество программ МРА, позволяющих готовить квалифицированных специалистов-управленцев. Они являются своего рода проводниками к высшей ступени в карьерной лестнице государственного служащего. И, конечно же, при создании собственной программы МРА этот огромный опыт был нами учтен. Например, были введены требования к опыту работы и стажу государственной службы к поступающему на обучение (не менее двух лет стажа государственной или муниципальной службы, либо общий стаж работы не менее четырех лет после окончания высшего учебного заведения).

Е. В. Степаненко, директор Центра программ MPA и международных исследовательских проектов МИГСУ РАГС при Президенте РФ

MPA ориентируется не на всех госслужащих, а только на высший их эшелон, на так называемую категорию руководителей и их заместителей. В MPA в отличие от всех других образовательных программ в стране изначально заложен принцип овладения определенной системой компетенций, что делает их совместимыми по смыслу с требованиями, имеющимися в должностных инструкциях государственных чиновников, и к формированию резерва кадров этих должностей. Кстати, такой «компетентностный» подход заложен и в зарубежных программах MPA.

А. Е. Балобанов, директор программ бакалавриата Факультета государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

— Современному управленцу общественно-государственного сектора просто необходимо пройти обу­чение по программе МРА: в образовательных программах стандарта МВА нет содержания, необходимого госслужащему. Программы МВА строятся для обучения бизнесу или управлению бизнесом, а у бизнеса нет такой задачи, как управление государством. В рамках программ МВА возможны дисциплины, ориентированные на построение отношений (взаимодействие) с государственными органами, но, к примеру, предметы «государственное управление» или «управление в сфере публичных отношений» как особый тип управленческой деятельности в контексте этих программ не слишком уместны.