Программа обучения персонала зависит от стратегии компании

При рассмотрении вопроса о системе обучения персонала необходимо учитывать несколько базовых факторов, среди которых — организационная культура и стадия развития компании. О формировании системы обучения персонала рассказывает газета «Дело» в своем совместном с бизнес-школой «МИМ-Киев» проекте «MBA за 90 дней»…

Приоритеты при обучении для разных типов организационной культуры:

Клан — общее развитие сотрудников, коллективное обучение
Адхократия — доступ сотрудников к новым знаниям и технологиям, акцент на инновационность, развитие навыков работы в проектном режиме
Бюрократия — обучение в рамках необходимого уровня компетенций для каждой должности, отработка навыков эффективного взаимодействия в рамках описанных бизнес-процессов
Рыночная — оценка и развитие тех компетенций, которые необходимы для достижения результатов в условиях конкуренции, жесткий отбор по результатам деятельности

Увеличить

Структурирование персонала организации

Для правильного формирования системы обучения сотрудника необходимо определить, к какой категории он относится. Условно можно выделить несколько неформальных категорий персонала: Мозг, Хребет, Мышцы и Жир. Также существует одна «переходная» категория —  Кадровый резерв.

Мозг — это те сотрудники, которые принимают основные решения о развитии и деятельности организации. Таких сотрудников немного. В больших организациях таких сотрудников не больше 0,5% от общего количества персонала. Таким сотрудникам необходимо предоставлять возможность самим решать, ЧТО, КАК, КОГДА и ГДЕ они хотят изучать. Они сами строят свою систему обучения и развития. Задача hr-службы состоит в том, чтобы помочь им осознать свои потребности.

Хребет организации — это ключевые специалисты, носители уникальных знаний и умений, важных для существования организации. Таких сотрудников в большой организации бывает около 10%. Для них нужно разрабатывать программы обучения и развития с учетом их пожеланий, но в рамках отведенного для этой цели бюджета. Возможно и обучение в индивидуальном формате.

Мышцы организации — это самая многочисленная категория сотрудников. Это те сотрудники, которые необходимы для нормальной работы компании. Их от 60 до 80% всего персонала. Обучение таких сотрудников должно проходить в рамках стратегии развития организации.

Жир — это избыток сотрудников, который возникает из-за необоснованного приема новых сотрудников «про запас». От них организации необходимо избавляться.

Кадровый резерв — это сотрудники, у которых есть потенциал перехода в более высокую категорию. Для таких сотрудников нужно создавать специальные программы обучения и развития, которые учитывают стратегию организации и ее планы по развитию персонала.

Формулирование стратегии развития организации

Система обучения и развития персонала должна соответствовать стратегии компании и тем целям, которые она перед собой ставит. Организациям необходимо переходить от использования термина «система обучения и развития» к «системе обеспечения квалифицированным персоналом». Несколько примеров простейших вариантов стратегии.

Стратегия достижения максимальной прибыльности — обычно сопровождается оптимизацией затрат и отладкой бизнес-процессов. Требует отладки процессов, отстранения всех «излишеств». Часто соответствует бюрократической культуре, но может реализовываться и в клановой за счет максимального использования ресурсов персонала и их оптимизации. Для достижения целей компании необходимо обучать сотрудников системам экономного ведения деятельности, отрабатывать наборы базовых компетенций, постоянно оценивать персонал и подтягивать его до необходимого уровня путем целенаправленного обучения. Имеет смысл создавать учебные центры с четким перечнем курсов, критериями оценки знаний и умений, увязки уровня компетенций с карьерным ростом и материальным вознаграждением.

Стратегия активной борьбы — может быть реализована как с помощью внутренних ресурсов, так и внешних. Первый вариант предполагает активное обучение персонала, инвестиции идут в человеческий капитал. Необходим набор базовых тренингов, ориентированных на достижение конкретного результата за минимальное время. Программы тренингов адаптируются к изменяющимся условиям на рынке. Второй вариант — привлечение в компанию готовых специалистов, использование их в краткосрочной перспективе.

Стратегия создания нового сегмента рынка — требует высококвалифицированных специалистов, умеющих работать в проектных группах. Важным является умение персонала умело взаимодействовать друг с другом, устанавливать горизонтальные связи для решения возникающих задач. Такая стратегия требует постоянного инвестирования в обучение и развитие. Необходимо широкое обучение не только в рамках набора компетенций. Нехватка квалифицированного персонала может решаться и за счет набора новых сотрудников. В этом случае потребуются время и усилия для отладки взаимодействия в коллективе.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Программа обучения персонала зависит от стратегии компании

Образовательные программы

Построение и развитие эффективной системы обучения, передачи опыта и наставничества на рабочих местах

Все об организация эффективной системы наставничества на предприятии: правовое регулирование и методическое обеспечение, практика внедрения.

Управление удаленной командой: от организации до эффективности

Почему у одних компаний удаленная работа выстроена как часы, а у других – идет сложно и не всегда эффективно? Все дело в 4 факторах:...

Имидж и Бизнес-этикет делового человека. Эффективное деловое общение

Деловой этикет, протокол и деловое общение - есть ли связь между всем этим и успешностью деловых отношений?

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.