Кадры решают все. Что показало исследование «Роль HR в устойчивом развитии компании»?

Елена Гладских

Известная формула канадских экспертов гласит: «КСО — HR = PR». И несмотря на это, компании редко используют потенциал HR-департаментов при реализации стратегии корпоративной социальной ответственности.

Сегодня в компаниях КСО в основном занимаются отделы по связям с общественностью, а департаменты управления персоналом привлекаются к этой работе гораздо реже.

В ходе исследования «Роль HR в устойчивом развитии компании» было найдено всего две компании, где менеджер по КСО либо находится в структуре HR-департамента, как в компании ДТЭК, либо совмещает эти функции, как в компании «БДО». «Результаты подобной практики — успешная деятельность этих компаний по КСО», — считает Марина Сапрыкина, руководитель Центра развития КСО. Она отметила, что несмотря на то, что в других компаниях — участниках исследования — созданы структуры по КСО, в которые входят представители разных департаментов, роль HR-департамента преуменьшена. Ему отводят скорее совещательную функцию на стадии реализации проектов и программ, а не инициирования тех или иных предложений. «В этом случае компания теряет одно из главных преимуществ: без участия HR-департамента КСО никогда не будет вписана в ДНК компании», — отмечает эксперт.

Основные тенденции

Большинство HR-менед-жеров (61% респондентов) вовлечены в определение ключевых стейкхолдеров организации. Им поручается в сфере КСО повышать осведомленность об этике и корпоративных ценностях компании. Но несмотря на единогласную поддержку утверждения «HR-директор должен знать о КСО компании», HR-профессионалы в 72% компаний в Украине пока не входят в КСО-правление. То есть они не принимают участия в формировании политики компании по КСО.

HR-департаменты и сотрудники в большинстве компаний не разрабатывают ключевые документы. Лишь в 22% компаниях

HR-департаменты принимали непосредственное участие в разработке корпоративных ценностей, миссии и видения; в 28% — в разработке КСО-стратегии, 65% — в разработке кодекса поведения. Меньше трети компаний (27%) включают КСО-вопросы в программы найма персонала. И только 33% компаний считают необходимыми тренинги по КСО для новых сотрудников. А более чем в половине компаний (в 55%) КСО-вопросы еще не включены в общие тренинги для сотрудников. Пока только в международных компаниях проводятся тренинги для борьбы со стрессом.

Самые популярные

Среди наиболее популярных практик КСО, которые успешно реализуются компаниями, — корпоративное волонтерство и программы, нацеленные на личностный рост сотрудников. В арсенале 77% компаний есть программа работы со студентами, в рамках которой проводятся стажировки студентов. А наиболее популярными каналами внутренних коммуникаций о КСО-программах компании являются корпоративное издание (83%), внутренний корпоративный сайт (67%) и сбор средств среди сотрудников на благотворительность (67%).

Хотя каналы такой коммуникации в мировой практике гораздо разнообразнее. Так, в Danone есть Be Happy Team — своеобразное объединение активных сотрудников, которые высказывают свое мнение по различным вопросам жизнедеятельности компании и таким образом могут влиять на ее решения — например, решение не изменять местонахождение офиса.

Финансовые выгоды от дружбы НR c КСО

— повышение уровня лояльности сотрудников и сокращение бюджета на рекрутинг и тренинги. Экономия может достигать от $3,5 тыс. до $50 тыс. (во столько обходиться увольнение сотрудника, рекрутинг и обучение нового)

— именно КСО составляющая, а не деньги может принести победу в найме «лучших из лучших». 65% респондентов на глобальном уровне хотят работать в социально ответственной компании. В среднем выпускники MBA готовы пожертвовать до 13,7 тыс. долларов в размере своей зарплаты только для того, чтобы работать на социально ответственную компанию;

— снижение операционных затрат и рост прибыли в результате повышения уровня лояльности сотрудников и производительности.

Международные исследования называют такую цифру: продуктивность сотрудников увеличивается на 4%.

Что касается лояльности, то в датской компании «Ново Нордиск» после введения программы «Ценности в действии» (КСО-программа) отток персонала уменьшился на 5% , причем это в компании, которая в Дании считается «куницей кадров». Другая компания, Sears, говорит о 20%.

— рост лояльности потребителей: 68% потребителей могут отказаться от покупки продукции компании, если ее сотрудники безразлично относятся к покупателям.

Международные тенденции в КСО

Тренд №1:

Акционеры пытаются заставить компании связать компенсационный пакет для топ-менеджеров с результатами работы по устойчивому развитию. А именно включить в оценку такие показатели, как уровень удовлетворенности сотрудников (71% респондентов), развитие лидерства (78%), удовлетворенность клиентов (84%) и устойчивое развитие (89%).

На европейском уровне эффективность КСО включена в оценку работы топ-менеджеров в компаниях Sony, Danone, Enel, Veolia. Генеральные директора таких компаний как Alpro включила в оценку работы CEO ? показателей по КСО, на основе которых рассчитывается компенсация;

Тренд №2:

Изменения предпочтений у представителей поколения Facebook: 75% молодых людей в США и Канаде желают работать дольше, из них 60% хотели бы делать «хорошие» вещи. Это 30 млн сотрудников, которые могут что-то изменить в этом мире.

По результатам исследования «Роль HR в устойчивом развитии компании» Центр Развития КСО создаст Лабораторию «Роль HR в устойчивом развитии компании», в рамках которой будет разработан «гайд» (пошаговое руководство), как построить партнерство между департаментами КСО и HR, а также использовать потенциала департамента по управлению человеческими ресурсами для укрепления имиджа социально ответственной компании.

Какие аспекты КСО реализует HR-департамент

Этичные основы деятельности — 100% 100%
Корпоративное управление 78%
Работа с громадами, благотворительность 72%
Определение и вовлечение стейкхолдеров ( группы влияния) 61%
Работа с клиентами 50%
Охрана окружающей среды 44%
Нефинансовая отчетность 44%
Развитие инновационных новых продуктов 39%
Развитие инновационных новых продуктов 39%
Работа с поставщиками 33%
Деятельность по маркетингу 22%

Источник: Центр развития КСО в Украине

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Кадры решают все. Что показало исследование «Роль HR в устойчивом развитии компании»?

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.