Выбор вуза как выбор квалифицированного инвестора

Источник: РИА "Новости"

Ежегодно в России проводится около 30 рейтингов и мониторингов, ранжирующих около 600 вузов. Как научиться пользоваться рейтингами? Можно ли, пользуясь данными рейтингов, выбрать вуз, который по всем параметрам подойдет именно вам?

Календарь вступительной кампании в вуз — 2010
Навигатор по рейтингам:

.:. Рейтинг российских ВУЗов – 2009

.:. Рейтинг ВУЗов Москвы — 2009

.:. Рейтинг ВУЗов России 2008 года

.:. Рейтинг успешности выпускников ВУЗов Москвы 2008

.:. Рейтинг вузов по оценкам работодателей 2008

.:.
Рейтинг инновационных вузов-2007

.:. Образование представителей элиты государственного управления России. Рейтинг вузов-2006

.:. Рейтинг московских ВУЗов

.:. Вступительные экзамены в ВУЗы Москвы. Рейтинг сложности

.:. Рейтинг экономических ВУЗов России с точки зрения инвесторов

.:. Рейтинг негосударственных аккредитованных ВУЗов России

.:. Стоимость обучения в московских вузах — 2007

.:. Рейтинг университетов мира — 2009

.:. Академический рейтинг университетов мира (ARWU) — 2008

На эти вопросы ответил Алексей Чаплыгин, составитель рейтингов агентства «Рейтор».

— Алексей Гаврилович, добрый день. Проводите ли Вы внутренние мониторинги рейтингов, важно знать что читателю и работодателю интересно в большей степени? — Да, проводим. Вы, конечно же, имеете в виду глобальные рейтинги?

— Мы отслеживаем статистику упоминаний, цитирования появляющихся глобальных рейтингов вузов, а также изменения в составе команд рэнкеров, появление новых; отслеживаем тренды в такой отрасли как общественная оценка образования;  хотя о системном подходе говорить, наверное, преждевременно.

— А можно ли выявить какие-то тенденции? Как формируется интерес публики к национальным рейтингам?

— Популярность национальных рейтингов ситуативна и носит явный сезонный характер. Пики внимания к ним  проявляются то к началу учебного года, то к вступительным кампаниям.  Характерное время обсуждения обычно составляет две недели. Первые семь дней обычно интерес высокий, далее – экспоненциальное затухание.

— Есть ли отзывы на Вашу работу? Несогласные?

— Да, отзывы есть – как положительные, так и отрицательные. Что касается «несогласных», то могу в качестве высшей меры «несогласия» упомянуть прецедент судебного иска от одного из вузов, готовивших юристов к НРА «Рейтор»; суть иска как раз и состояла в несогласии с позицией в рейтинге юридических вузов и факультетов Москвы. Судебное разбирательство закончилось победой агентства «Рейтор».

— А как разобраться с такой ситуацией: в большей части рейтингов, в том числе, и глобальных, на лидирующих позициях — технические вузы, классические университеты. Гуманитарное и социальное образование в России гораздо слабее?

— Вы знаете, это, я бы сказал – здоровая, инерция советского прошлого. «Физики в почете …». Какие из социально-гуманитарных наук устойчиво развивались во времена СССР мне трудно сказать. Филология может быть. Юриспруденция остается полностью национальным продуктом, хотя, возможно, усилия АЮР позволят запустить процессы интеграции с международным правовым пространством.

Да, есть попытки развивать экономические науки. Рад институтов, экономический факультет МГУ,  ГУ-ВШЭ, социо-экономические институты РАН, к примеру, стараются что-то сделать. Но для этого нужно время.

Возможно, лет через пятьдесят профиль сменится в сторону экономических и социальных специальностей. А технические и классические вузы уже наработали свою базу в течение десятилетий, когда их развитие находилось в рамках национальных стратегий развития.

— А что Вы думаете о рейтингах, проводимых в стенах университетов? Часто региональные или коммерческие вузы проводят собственные рейтинги высших учебных заведений. Могут ли они быть адекватными?

— Дело в том, что они направлены на узкие целевые аудитории, обычно в них содержится небольшой массив информации. Есть такой подход к рейтингам как к инструменту свертывания чрезмерных для усвоения массивов информации.

В настоящее время наблюдается определенная мировая тенденция: т.н. картирование образовательного пространства, вузов, то есть формируются доступные для всех аудиторий массивы университетских данных и создаются гибкие инструменты обработки этих данных.

Поэтому в скором времени в развитых странах станет привычной практикой просто задать интересующие конкретного потребителя параметры и соответствующие веса.

В нашей стране образовательное пространство остается информационно непрозрачным, наполненным какой-то «темной материей». Дело в том, что вузовские администрации в большей степени привыкли коммуницировать с образовательной бюрократией, чем с самыми широкими аудиториями потребителей вузовских услуг (образовательных, исследовательских, социальных, экспертных).

Необходимо технологизировать инструментарий и открыть информацию. Важно дать массив. По аналогии с тем, что происходит в финансовой сфере. Квалифицированные инвесторы – не те, что закончили Гарвард  или проработали 3 года на Уолл Стрит, а уже значительный контингент умных, образованных и активных людей во многих странах, в том числе и в России. Вот по этой аналогии с инвестиционным рынком (надо еще учесть, что образование это есть одна из главных инвестиций человека), мы должны согласиться с тем, что квалифицированный выбор вуза может провести большинство домохозяйств (семей абитуриентов), не говоря уже о работодателях.

Есть много других параметров, по которым следует выбирать вуз. Важно добиться прозрачности вузовской информации.

Есть много разных и разнообразных рейтингов: ВСЕВЕД, рейтинги самих вузов. Тогда люди либо обратятся к какому-то рейтингу, либо пойдут на ваш сайт, на агрегатор, или интерпретируют факты самостоятельно.

— На волне экономического кризиса произошла резкая смена приоритетов. Теперь ищут образование, которое доступно и относительно качественно. Меняется и демографическая ситуация. Ваши прогнозы? Будут ли меняться основные игроки?

— В связи с ухудшающейся обстановкой вузы с сильными брендами могут оказаться незаполненными. Демографическая обстановка близкая к катастрофической, просто уже не хватает потенциальных абитуриентов, а зарубежные абитуриенты в большинстве своем «обделены» дефицитом программ на иностранных языках (в первую очередь, на универсальном языке науки и образования — английском), правовым разрывом квалификационных систем России и мира. Вузы, переходя на госзаказ в подготовке специалистов, сильно рискуют, так как могут потерять в объемах бюджетных ассигнований.

От излишней государственной опеки, похоже, некоторые вузы уже пострадали. В связи с этим они активизируются. А рейтинги – действенный, наглядный инструмент. Касается это и мощных некоммерческих вузов. Они на этом играют, привлекают абитуриентов. Судя по результатам, весьма удачно.

— А как Вы считаете — конкуренты у Вас есть?

— Думаю, что есть ( смеется). Но мы всегда играем честно.