От сбыта к продажам: трудности адаптации

Когда люди находятся  в ситуации комфорта, они играют роли. Ситуация комфорта отличается определенностью и понятными для каждой роли правилами игры. На каждую роль – свои правила.

Вот заходит клиент, спокойный и уравновешенный. Задает вопросы, слушает ответы, проявляет заинтересованность в покупке. Возражает, но у менеджера по продажам находится правильный ответ. И даже с ценой клиент согласен. Через несколько минут состоялась сделка. Замечательно! Ситуация комфорта: клиент заинтересован, менеджер компетентен. А что если будет наоборот? 

Менеджер по продажам звонит потенциальному клиенту и нарывается на все что угодно, только не на желание разговаривать. Клиент ведет себя шумно, возможно с первых слов отказывается от разговора и обвиняет во всех грехах. Менеджеру обидно, ведь клиент его даже не знает и ни разу не работал с вашей компанией! Эмоции начинают преобладать над здравым смыслом, и менеджер ввязывается с клиентом в спор. Что мы имеем здесь? Клиент не заинтересован, а у менеджера не хватило компетентности, чтобы учесть это и сменить тактику. Состоится ли продажа – вопрос риторический.

Переход от сбыта (обработка входящих заявок) к активным продажам (поиск новых клиентов, проработка клиентской базы) сопровождается потерей привычного комфорта. Ситуация для менеджеров становится неопределенной и непредсказуемой. Непонятно, что делать, какую роль играть.

Кризис для многих компаний обернулся именно такой ситуацией неопределенности. Сократилось количество персонала (после, так сказать, оптимизации), требования к каждому сотруднику не только изменились, но и возросли, работы стало больше. В этой ситуации проигрывают компании, не сумевшие быстро к ней адаптироваться, сделать ее понятной для себя, то есть создать свои, новые правила игры.

О трудностях адаптации говорят следующие симптомы:

— продавцы, которые  раньше добивались результата, делают это сейчас в несколько раз хуже;
— вместо звонков  или встреч менеджеры  занимаются тем, что делают маловажные дела, сидят в аське или в социальных сетях, курят, общаются…;
— энтузиазма  среди менеджеров не наблюдается,  при этом – план продаж никто не отменял, работы не уменьшилось;
— руководитель  все чаще просит тренера «вдохновить, расшевелить, замотивировать, встряхнуть»;
— растет спрос  на харизматичных тренеров, потому как именно в этих условиях он может помочь, ведь сам руководитель тоже устал и уже не в состоянии постоянно держать руку на эмоциональном пульсе своей компании.

По нашему опыту работы в компаниях с подобными «симптомами», чаще всего обнаруживается, что у сотрудников есть понимание того, что и сколько нужно сделать в соответствии с новыми требованиями руководства, но нет представления – как это делать.

Какие рекомендации можно дать в такой ситуации?

  1. При постановке новой  задачи сотрудникам (а при изменении требований к их работе происходит именно это – меняются цели, задачи и их приоритеты), научить и показать, как её нужно выполнять – ответственность руководителя.
  2. Если раньше ваши менеджеры в основном отвечали на входящие звонки и занимались сбытом продукции, а сейчас вам нужно выходить на расширение клиентской базы – научите их, как делать холодные звонки. Тут мало поставить план в цифрах – сколько звонков в день. Ведь вам нужен результат не в этом измерении? Ведь вы хотите отгрузку? А для этого звонок должен быть результативным. А как его делать?
  3. Если вы расширяете круг обязанностей (например, обработка входящих заявок и холодные звонки) – убедитесь, что сотрудник умеет расставлять приоритеты. Если это не так — научите.
  4. Будьте готовы к тому, что придется расстаться с частью сотрудников, потому как работа на сбыте и на активных продажах различается между собой кардинально и требует иных способностей и навыков.
  5. Будьте готовы делиться с сотрудниками прибылью в ином виде, нежели раньше. Людям нужна дополнительная мотивация под изменившиеся условия. От тех, кто остался работать, потому что некуда больше пойти, толку особого не будет, они только место занимают. И если вы держите этих сотрудников, потому что они смирились с небольшой зарплатой – не требуйте от них большего. За зарплату люди будут работать. А добиваться результата – за дополнительные возможности. У ваших сотрудников они есть?
  6. Научите распределять план на месяц, если он стал больше или если раньше ваши сотрудники этого не умели. Покажите им самый простой способ: план на месяц делится на количество недель, количество рабочих смен, затем план на смену представляется в виде продукции или услуг, которые вы хотите реализовать.

Например, если вы занимаетесь рекламным бизнесом, то, сколько рекламных растяжек или щитов помещается в план на смену? Если вы реализуете железобетонные изделия, то какое их количество в этом же плане? 

После этого можно определить, какому клиенту позвонить в первую очередь. Кто, скорее всего, купит ваш товар именно в этом объеме? И работа с клиентской базой начнет быть более осознанной, и не нужно просто тупо обзванивать всех подряд и всем подряд предлагать одно и тоже.

Ну и конечно задумайтесь о своих управленческих навыках. Вы тоже находитесь в ситуации неопределенности. Вы, как  управленец, а возможно и собственник, рискуете гораздо больше. Подумайте  о том, каких навыков вам не хватает сейчас, и развивайте их.

Создайте в своей компании новые правила, чтобы ситуации комфорта вернулась к вам и вашим сотрудникам, насколько это возможно сейчас. Ведь успех в бизнесе определяется только степенью опережения. Будьте первыми!

Вера Исакова, бизнес-тренер, управляющий партнер тренинговой компании «Догма» /  Образовательные программы компании

Хроническая бессонница увеличивает риск развития болезни Альцгеймера

Врач-невролог, психиатр, сомнолог Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Исаев рассказал о последствиях хронической бессонницы.

Гериатры призывают не нырять в прорубь без подготовки

Врачи Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И. Пирогова сообщили, что ныряние в прорубь в пожилом возрасте может привести к ухудшению когнитивных функций.

Зимние забавы для людей 60+

Физическая активность давно признана залогом здоровья и долголетия. Врачи всего мира в один голос призывают своих пациентов вести активный образ жизни для профилактики многих...

Зачем в Европе нужна страховка для выезда за границу

Туристы с избыточным самомнением считают себя благодетелями страны, выбранной для отдыха. Многим государствам туризм, действительно, приносит в бюджет значительные поступления. Но подобная вроде бы...

От сбыта к продажам: трудности адаптации

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.