О бизнес-обучении персонала российских компаний глазами практиков

Вера Кобзева, Галина Баранова Trainings

Что это значит — научить мир учиться по-новому? Ощущается ли влияние Интернета на бизнес-обучение в России? Какова роль и влияние руководителей ведущих компаний страны на формирование нового взгляда на бизнес-обучение сотрудников? Список вопросов на тему обучения персонала можно было бы продолжить. Не менее важным, чем постановка вопросов, нам кажется поиск ответов, исследование сложившейся сегодня ситуации.

Вот, поразившие нас, впечатления последнего времени.

Первое — выпуск специалистов программы MBA Высшей школы бизнеса МГУ 2005 года. Выпускниками, топ-менеджерами российских компаний, было отмечено главное – обучение способствовало изменению мировоззрения и формированию навыка принимать решения быстро.

Второе – оценка уровня образования сегодняшних выпускников (как школ, так и вузов) прозвучавшая на конференции «ИНФОФОРУМ’2005». Оценка, на наш взгляд, очень жёсткая, но в целом объективная: «Выпускник слегка обучен, чуть-чуть воспитан, творчески не развит». Речь идет о поколении, родившемся и выросшем в период после 1980. Это поколение очень скоро придет на работу в российские компании, а академическое образование пока очень далеко от реальной ситуации на рынке.

В России уже появилось поколение руководителей нового уровня, стиля и понимания. В том числе, понимания ценности обучения и образования. Снижение качества школьного образования, отставание высшего образования от современного уровня, недостаток в специалистах для решения сегодняшних задач компаний, а так же забота руководителей о будущем бизнеса привело к новым тенденциям.

Ведущие российские и мировые компании, присутствующие на нашем рынке, активно взаимодействуют с базовыми учебными заведениями. Например, на факультете бизнес-информатики Высшей Школы Экономики связь образования с реальной практикой бизнеса реализуется за счет партнерства с ведущими IT– компаниями: Microsoft, IBS, IBM, КРОК, ЛАНИТ, «Логика бизнеса». Компания ОАО «Ростелеком» не первый год проводит конкурсы студенческих работ по радиотехнике, электронике и связи, выделяет стипендиальные программы. Концерн «Шелл» в России приглашает студентов 3-4 курсов профильных вузов, принять участие в научно-практической конференции «Геомодель-2005» и полностью покрывает расходы, связанные с перелетом, проживанием и участием в конференции. Перечень таких проектов можно было бы продолжить, с каждым годом их становится все больше.

Многие компании создают корпоративные университеты, используют кроме традиционных и новые формы, новые технологии обучения. Последняя выставка и конференция «e-LearnExpo» в Москве удивила резким всплеском интереса бизнес-организаций к применению дистанционного обучения на основе технологии интернет, созданию внутрифирменных образовательных порталов, разработке мультимедийных продуктов по бизнес-тематике. Компанией WebSoft на основе системы WebSoft ERM разработан информационный ресурс – портал обучения и развития сотрудников «Альфа-Банка», а на базе СДО WebTutor построена система дистанционного обучения и тестирования персонала для сети «Спортмастер». На конференции прозвучали доклады РУСАЛа, «Норильского Никеля», «Вымпелкома», ОАО «РЖД» о практике внедрения дистанционного обучения в систему корпоративного обучения, роли дистанционного обучения в контексте стратегии развития корпоративного университета. По мнению ведущей мировой компании IBM, дистанционное обучение меняет подходы к образованию. В самой компании разработана и успешно применяется четырёхуровневая модель обучения, которая позволила создать процесс непрерывного обучения, сочетающий в себе дистанционные и очные курсы.

Усиливается интерес к управлению знаниями внутри компании, развитию творчества и инноваций. Управление знаниями включает в себя много разных составляющих: и обмен знаниями, и управление внешними потоками информации, и обучение, и структуризацию знаний в компании, и совместную работу в сообществах, и управление взаимоотношениями с клиентами и многое другое. В мае впервые прошла конференция «Мир управления знаниями». Участники обсуждали как вопросы управления личными знаниями, так и управление знаниями в российском бизнесе. Интересный опыт представили компании, участвовавшие в круглом столе по теме «Управление знаниями: инновации и креативность». Например, в компании ОАО «Вымпел Коммуникации» созданы условия для инновационной активности сотрудников. Проводится конкурс идей, авторы — победители интересных и, что немаловажно, полезных для компании идей награждаются по трем номинациям: «Прорыв в будущее», «Совершенство достижимо», «Мало-помалу, бизнесу польза». В НОУ ШМ «Арсенал» управление идеями и инновациями является основой для создания и развития новых продуктов и услуг. В «Арсенале» сотрудники обязательно участвуют в тренинге «Пространство для развития», учатся работать в творческих проектах и командах, постоянно пополняют «Копилку идей». Внутренняя база данных — «Копилка идей» ждет от каждого сотрудника не менее двух идей в месяц. Многие компании приходят к пониманию, что выигрывают те, кто управляет своим интеллектуальным богатством.

Новые подходы к управлению персоналом, интерес и обучение руководителей коучинговому стилю управления сотрудниками. Казалось бы, тема поиска новых подходов к управлению сотрудниками компаний напрямую не связана с новой эпохой. На самом деле, всеобщая компьютеризация, с одной стороны, сближает, а, с другой стороны, значительно отдаляет людей друг от друга. Живое общение заменяется быстрой электронной почтой, доступом к внутренней сети компании, получившей название Интранет, в которой обычно представлены не только организационные, распорядительные документы, но и новости из социальной жизни организации. Если сюда добавить набирающее силу дистанционное обучение с помощью новых телекоммуникационных технологий, постоянное обращение к мировой сети Интернет для поиска нужной рабочей информации, то окажется, что реальная жизнь сотрудника все больше превращается в виртуальную. По всей видимости, активизацию внимания ученых, руководителей компаний к вопросам изменения стиля управления персоналом, освоения нового, коучингового, можно рассматривать и как некий поиск выхода из виртуальной реальности.

Более десяти лет в мире и в последние годы в России все больше уделяется внимания новому подходу к личности и задачам менеджера по управлению сотрудниками. Руководитель, применяющий коучинг, лично помогает каждому подчиненному осознать свой потенциал в выбранной им области, наметить действия по его раскрытию и успешно выполнить эти действия. А именно учение является основным видом деятельности человека, его способом существования. Известно, что процессы в образовании тесно связаны с процессами в экономике. В свою очередь, изменение качества образования личности непременно приводят к изменениям и в обществе.

Главной целью сегодня можно считать изменение устоявшихся стереотипов российских руководителей и формирование у них нового взгляда на обучение и профессиональную подготовку персонала. Первые шаги для достижения этой цели уже сделаны. Дело за немногим – уверенно двигаться в правильном направлении.