Плюсы и минусы найма иностранных специалистов

Екатерина Дайнеко, руководитель департамента «Коммерческие банки» хедхантинговой компании Cornerstone

Опыт и компетенция западных специалистов зачастую склоняли руководство крупных компаний к найму управленцев из-за рубежа. Правда, из-за кризиса многие работодатели не решались на такие расходы. К тому же, в настоящее время появляется все больше российских топ-менеджеров, которые могут составить реальную конкуренцию экспатам.

Кто же такие экспаты? Согласно бизнес-словарю это слово произошло от английского expat или expatriate, т.е. буквально «за пределами родины». Экспат – это человек с гражданством одной страны, работающий по контракту в другой. В России практика приглашения экспатов на ведущие должности распространена достаточно широко и мне хотелось бы затронуть вопрос основных особенностей, присущих подобным специалистам, а также проблему их существования в период кризиса.

Нестабильная экономическая ситуация, воцарившая в 2008 году, негативно сказалась не только на российских управленцах, но и на иностранных специалистах. Многие компании не в состоянии были нести расходы на экспатов, поэтому сокращения коснулись и их. Большинство менеджеров старались остаться в России, т.к. на родине кризис также процветал, а в Москве они имели возможность заработать гораздо больше денег, чем в своей стране. Кто-то же возвращался с легкой душой, так как Россия дала шанс построить очень неплохую и, главное, быструю карьеру, и на родине специалисты появлялись уже в другом статусе.

Раньше сотрудники-экспаты являлись у нас в стране своего рода символом процветания и успешности компании. Иностранцев приглашали, потому что у них имелся опыт, которым не обладали российские специалисты. Кроме того, экспат с именем мог привлечь финансирование, он уже обладал доверием западных коллег и это играло большую роль.

Традиционно самое большое количество экспатов находятся на топ-позициях в финансово-банковской, нефтегазовой отраслях, FMCG, консалтинге.

Самой распространенной проблемой для экспатов, приезжающих в Россию является культурная адаптация. Ответственность за интеграцию новых сотрудников берут на себя компании. Существуют примеры, когда компания устраивает экскурсии по достопримечательностям города, знакомит иностранца с культурным наследием России. Считается, что знание экспатом культуры страны, где ему предстоит работать, является одним из слагаемых успеха бизнеса.

Если речь идет о приглашении экспата в российскую компанию, а не в подразделение зарубежной структуры, также возникают проблемы. Менеджеру приходится заново осваивать корпоративную среду, к тому же не всегда возможно единовременно обеспечить ему весь набор услуг, к которым он привык за границей, вызывают сложности и некоторые особенности российского менталитета. Таким образом, срок адаптации экспата в российской компании больше, чем в западной, он может достигать 6 месяцев.

Что касается компенсации, то нет большой разницы между компенсацией экспатов и российских специалистов одного уровня. Разница достигается скорее тем, что релокация иностранца стоит довольно больших вложений. Структура компенсационного пакета экспата более сложная, чем у российского менеджера. Прежде всего, экспат получает надбавку за переезд, иногда достаточно значительную, ему предоставляется квартира, машина, бесплатное обучение в частных школах для детей. Кроме того, компания несет траты по оформлению и продлению рабочей визы и решению других юридических тонкостей. Сопряженные с этими статьями высокие расходы, отнюдь не играли в пользу экспатов в период кризиса.

Кроме того, можно припомнить случаи, когда затраты на экспата оказывались неоправданными. Обычно это происходило в ситуации, когда российская компания нанимала экспата с целью в корне изменить все внутренние процессы. Как правило, с приходом одного-двух экспатов проблемы не решались, здесь был необходим более глобальный взгляд и пересмотр всей системы действия компании.

Сейчас, несмотря на то, что основная «кризисная» волна уже схлынула и рынок постепенно оживает, еще нельзя сказать, что спрос на экспатов вновь поднимается, так как в современных условиях не многие компании могут пойти на подобные меры. Кроме того, такой ход теперь не так актуален еще и из-за того, что, со временем, российские менеджеры составили конкуренцию иностранцам, помимо освоения всех технологий, главным преимуществом российских коллег является знание российской специфики. В России появляется все больше специалистов, ориентированных на западный стиль ведения бизнеса. Все чаще при подборе топ-менеджмента предпочтение отдается российским специалистам с опытом работы на Западе и степенью MBA, они мало, чем уступают западным коллегам, но их трудоустройство не сопряжено с большим количеством бюрократических трудностей.

Кадры для титана: как набирают персонал на ведущее титановое производство

Набрать 250 сотрудников 20 специализаций — такая задача стоит перед HR-командой крупного завода в небольшом городе. Как её решить, если требуются сотрудники редких специальностей и приходится конкурировать за работников с другими предприятиями?

Какими качествами должен обладать хороший специалист по анализу данных?

Четыре критерия, на которые стоит обратить внимание при построении аналитической команды.

Ставка на работников без опыта

Иногда на предприятии складывается ситуация, когда руководитель понимает, что руководство вышло у него из под контроля...

Многим компаниям не по зубам привлечь тот персонал, который они хотят

Почему же не всем «по зубам» перспективный персонал?

Плюсы и минусы найма иностранных специалистов

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.