Опыт и компетенция западных специалистов зачастую склоняли руководство крупных компаний к найму управленцев из-за рубежа. Правда, из-за кризиса многие работодатели не решались на такие расходы. К тому же, в настоящее время появляется все больше российских топ-менеджеров, которые могут составить реальную конкуренцию экспатам.
Кто же такие экспаты? Согласно бизнес-словарю это слово произошло от английского expat или expatriate, т.е. буквально «за пределами родины». Экспат – это человек с гражданством одной страны, работающий по контракту в другой. В России практика приглашения экспатов на ведущие должности распространена достаточно широко и мне хотелось бы затронуть вопрос основных особенностей, присущих подобным специалистам, а также проблему их существования в период кризиса.
Нестабильная экономическая ситуация, воцарившая в 2008 году, негативно сказалась не только на российских управленцах, но и на иностранных специалистах. Многие компании не в состоянии были нести расходы на экспатов, поэтому сокращения коснулись и их. Большинство менеджеров старались остаться в России, т.к. на родине кризис также процветал, а в Москве они имели возможность заработать гораздо больше денег, чем в своей стране. Кто-то же возвращался с легкой душой, так как Россия дала шанс построить очень неплохую и, главное, быструю карьеру, и на родине специалисты появлялись уже в другом статусе.
Раньше сотрудники-экспаты являлись у нас в стране своего рода символом процветания и успешности компании. Иностранцев приглашали, потому что у них имелся опыт, которым не обладали российские специалисты. Кроме того, экспат с именем мог привлечь финансирование, он уже обладал доверием западных коллег и это играло большую роль.
Традиционно самое большое количество экспатов находятся на топ-позициях в финансово-банковской, нефтегазовой отраслях, FMCG, консалтинге.
Самой распространенной проблемой для экспатов, приезжающих в Россию является культурная адаптация. Ответственность за интеграцию новых сотрудников берут на себя компании. Существуют примеры, когда компания устраивает экскурсии по достопримечательностям города, знакомит иностранца с культурным наследием России. Считается, что знание экспатом культуры страны, где ему предстоит работать, является одним из слагаемых успеха бизнеса.
Если речь идет о приглашении экспата в российскую компанию, а не в подразделение зарубежной структуры, также возникают проблемы. Менеджеру приходится заново осваивать корпоративную среду, к тому же не всегда возможно единовременно обеспечить ему весь набор услуг, к которым он привык за границей, вызывают сложности и некоторые особенности российского менталитета. Таким образом, срок адаптации экспата в российской компании больше, чем в западной, он может достигать 6 месяцев.
Что касается компенсации, то нет большой разницы между компенсацией экспатов и российских специалистов одного уровня. Разница достигается скорее тем, что релокация иностранца стоит довольно больших вложений. Структура компенсационного пакета экспата более сложная, чем у российского менеджера. Прежде всего, экспат получает надбавку за переезд, иногда достаточно значительную, ему предоставляется квартира, машина, бесплатное обучение в частных школах для детей. Кроме того, компания несет траты по оформлению и продлению рабочей визы и решению других юридических тонкостей. Сопряженные с этими статьями высокие расходы, отнюдь не играли в пользу экспатов в период кризиса.
Кроме того, можно припомнить случаи, когда затраты на экспата оказывались неоправданными. Обычно это происходило в ситуации, когда российская компания нанимала экспата с целью в корне изменить все внутренние процессы. Как правило, с приходом одного-двух экспатов проблемы не решались, здесь был необходим более глобальный взгляд и пересмотр всей системы действия компании.
Сейчас, несмотря на то, что основная «кризисная» волна уже схлынула и рынок постепенно оживает, еще нельзя сказать, что спрос на экспатов вновь поднимается, так как в современных условиях не многие компании могут пойти на подобные меры. Кроме того, такой ход теперь не так актуален еще и из-за того, что, со временем, российские менеджеры составили конкуренцию иностранцам, помимо освоения всех технологий, главным преимуществом российских коллег является знание российской специфики. В России появляется все больше специалистов, ориентированных на западный стиль ведения бизнеса. Все чаще при подборе топ-менеджмента предпочтение отдается российским специалистам с опытом работы на Западе и степенью MBA, они мало, чем уступают западным коллегам, но их трудоустройство не сопряжено с большим количеством бюрократических трудностей.