MBA в Поднебесной

Источник: UBO.RU

На протяжении последних нескольких лет Китай не перестает удивлять содрогающийся от кризиса мир цветущими экономическими показателями. Топ-менеджеры, которые совсем недавно ездили в Азию проповедовать западные технологии ведения бизнеса, теперь еще более активно устремились на Восток – но уже для того, чтобы перенимать опыт. Стремительно развивающийся Китай притягивает множество людей, пытающихся разгадать секрет азиатского успеха, в том числе, и через обучение в бизнес-школах. И если раньше Меккой для желающих получить MBA были Соединенные Штаты, то теперь все больше абитуриентов совершают паломничество в Поднебесную.

Зачем получать MBA в Китае?

Причин у растущей популярности китайских MBA программ несколько.

Во-первых, китайское образование позволяет не только усовершенствовать познания бизнес-теории, но и постичь глубинную специфику работы в КНР. Самая динамичная экономика в мире и мощный рынок, насчитывающий 1,3 млрд человек, привлекают в Китай огромное количество западных компаний. Однако принципы ведения бизнеса в США и в Поднебесной значительно отличаются. «На Западе, если Вы подписываете контракт, то сделка у Вас в кармане, – говорит Келли Братнер, исполнительный директор программы Rutgers’ EMBAChina. – Но здесь это не всегда так. Это почти как первый шаг в любовных отношениях – совершенно другой способ ведения переговоров». Естественно, изучение всех этих тонкостей требует полного погружения в культурную среду, и обучение на MBA как раз и предоставляет студентам возможность детально изучить контекст, в котором строятся деловые отношения в Китае. В современном мире, где множество компаний, так или иначе, связаны с КНР, такой опыт становится поистине незаменимым.

Во-вторых, получение образования в Китае позволяет учащимся создать обширную сеть контактов, которая в последующем сможет стать эффективным инструментом для сотрудничества с Азией. Возможностей завести полезные знакомства во время обучения на китайской MBA программе достаточно: пытаясь перенять опыт западных коллег, владельцы китайских компаний не только инвестируют в обучение своих сотрудников, но нередко и сами становятся студентами. Особенно это показательно в случае EMBA: если в США учащиеся таких программ – это, в основном, перспективные менеджеры среднего звена, то в Китае аудитория EMBA преимущественно состоит из руководителей корпораций. Несомненно, network такого уровня является весьма ценным дополнением к диплому, особенно с учетом того, что успешное сотрудничество с китайскими бизнесменами часто предполагает наличие связей не только на профессиональном, но и на личном уровне.

В-третьих, качество обучения в Поднебесной хотя еще и не достигло уровня лучших западных MBA-программ, но неуклонно к нему приближается. В стремлении прочно утвердиться на мировом рынке MBA, китайские бизнес-школы постоянно отслеживают изменения в учебных планах западных коллег и регулярно обновляют свои собственные. Также, университеты Китая старательно нарабатывают материальную базу, перенимают передовые методики обучения и привлекают к сотрудничеству лучших иностранных профессоров. Кроме того, неуклонно растет и качество подготовки самих абитуриентов: так, в 2005 году средний результат GMAT студентов, зачисленных на BeijingInternationalMBA (BiMBA) при Пекинском университете, составлял 664, что сравнимо с уровнем в UniversityofChicago. Конкурс при отборе кандидатов в некоторых вузах также не уступает показателям популярных школ Европы и США: например, в 2004 году только 16 % аппликантов были приняты в университет Tsinghua, что соответствует уровню конкуренции в Wharton. Так что, подавая документы на передовые китайские программы MBA, нужно быть готовым как к растущим стандартам обучения, так и к повышающемуся уровню подготовки поступающих.

В-четвертых, стоимость обучения в китайских бизнес-школах, как правило, существенно ниже запрашиваемой университетами в США или Европе. Дешевле обходится и проживание: стоимость аренды жилья в главных городах Китая составляет 300 – 450$ в месяц на человека, месячная цена за место в общежитии варьируется в пределах 150 – 600$ (для сравнения, месяц проживания в общежитии Harvard стоит около 1200$). Кроме того, многие китайские бизнес-школы, пытаясь завоевать международную популярность и сделать свою аудиторию более разнообразной, предоставляют иностранным студентам финансовую помощь, вплоть до присуждения полных стипендий.

Но, конечно же, главный стимул для абитуриентов – это возможность последующего карьерного роста. Активное сотрудничество между Китаем и другими странами рождает спрос на высококвалифицированных специалистов, разбирающихся в особенностях китайского бизнеса. Выпускники школ в Соединенных Штатах и Европе, как правило, такими знаниями не обладают, тогда как окончившие китайские MBA-программы располагают как общей теоретической базой, так и пониманием специфики работы в КНР. В дополнение к этому, многие студенты бизнес-школ Поднебесной за время обучения успевают также овладеть китайским языком, который уже сегодня является незаменимым для сотрудничества с Азией. Профессионалов такого класса в мире пока что немного, а потребность в них постоянно растет в связи с расширением деловых контактов между Западом и Востоком. В России специалисты с китайским дипломом являются еще большей экзотикой, чем в Европе и США, и спрос на них, ввиду постоянного упрочнения российско-китайских отношений, по всей видимости, будет увеличиваться. Так что, хотя сама по себе степень MBA, полученная в Китае (впрочем, как и в любой другой стране), не гарантирует блестящей карьеры, она значительно расширяет перспективы успешного профессионального развития.

Бизнес-школы Китая

Китайские MBA существуют на рынке образования не более 20 лет, однако, за это время они успели развиться до уровня полноценных бизнес-школ и сегодня предоставляют широкий выбор программ, включая Executive, FullTime, PartTime и Distance. Самой популярной в Китае является вечерняя форма обучения, ведь она позволяет студентам совмещать учебу с работой. Что касается направлений подготовки, то особого внимания заслуживают программы в сфере менеджмента, финансов, маркетинга и информационных технологий.

Китайские бизнес-школы делятся на две категории. Первая – это собственные аккредитованные программы китайских вузов. Вторая – это бизнес-школы, учрежденные в партнерстве с иностранными университетами. Особенностью собственно китайских программ является преподавание на китайском языке, более длительный период обучения (два-три года), обязательная сдача вступительного государственного экзамена, а также изучение наряду со стандартными MBA дисциплинами таких предметов, как теория и практика социалистической экономики, наука о коллективном поведении, этика менеджмента и идеология управления в Древнем Китае. Впрочем, основу учебных планов все же составляют дисциплины более приземленные, например, стратегическое управление, инвестиционный менеджмент и корпоративные финансы. По рейтингу такие программы, как правило, уступают бизнес-школам из второй группы, но зато и стоимость обучения в них значительно ниже и составляет 4000 – 8000$ в год (для ExecutiveMBA – около 42.500$ за 20 месяцев обучения). Стоит заметить, что, несмотря на довольно низкие показатели китайских школ в мировых рейтингах, их выпускники пользуются популярностью как среди иностранных корпораций, так и среди местных фирм. Лидерами среди собственно китайских MBA являются Tsinghua University’s School of Economics and Management, Guanghua School of Managementи Cheung Kong Graduate School Of Business.

Что касается второй категории, партнерских программ, то они считаются более престижными и нередко являются продуктом сотрудничества лучших китайских и иностранных университетов. Большинство школ с мировым именем уже успешно создали такие программы в Китае, и даже консервативный Harvard, который всегда настаивал на том, что студенты должны приезжать в университет, а не наоборот, недавно расстался со своей позицией и ринулся осваивать огромный образовательный рынок Поднебесной. Обучение в рамках партнерских программ во многом опирается на опыт зарубежных соучредителей: широко применяются западные методики и учебные материалы, количество иностранных преподавателей (в списках которых можно увидеть весьма известные имена) в некоторых вузах достигает 96 %. Продолжительность таких MBA программ находится в пределах 17 – 24 месяцев. Преподавание ведется в основном на английском, хотя основным языком может быть также французский, испанский, корейский или японский, в зависимости от зарубежного партнера. Таким образом, качество образования на дочерних программах практически не уступает уровню создавших их иностранных вузов, а цена, как правило, на 30 % ниже и составляет 8500 – 27.500$ в год (около 65.000$ за EMBA). Правда, за год обучения в самых престижных вузах такого класса все же придется заплатить 45.000$ – 54.000$, но учитывая тот факт, что средняя зарплата выпускника таких университетов составляет 115 – 127 тыс. долларов в год, эти затраты себя оправдывают. Самая признанная школа этог класса – Hong Kong UST Business School, которая сейчас занимает 9 место в международном рейтинге Financial Times и чья совместная с Kellog Business School программа EMBA в 2009 году была признана лучшей в мире. На втором месте в этой категории находится CEIBS (China-European InternationalBusinessSchool), которая длительное время считалась № 1 в Китае и уже несколько лет входит в список 25 лучших мировых бизнес-школ. Также следует отметитьChinese University of Hong Kong, занимающий 28-е место в рейтинге FinancialTimes, и BeijingInternationalMBA (BiMBA), получающий все больше позитивных откликов HR-менеджеров транснациональных корпораций.

Рынок MBA в Китае достаточно молодой, но, тем не менее, успешно развивающийся. Безусловно, китайские MBA пока что не достигли уровня лучших западных школ: программ с мировым именем в Китае сегодня единицы, материальная база и преподавательский состав большинства университетов все еще уступают западным конкурентам. Но, несмотря ни на что, китайские школы предлагают своим учащимся огромное преимущество, каким не могут похвастаться даже самые престижные западные вузы, – возможность изучить скрытые тонкости ведения бизнеса в Китае. Так что для тех, кто планирует работать в Поднебесной или сотрудничать с ее компаниями, получение MBA в Китае может стать даже более выгодной инвестицией в собственную карьеру, чем обучение на Западе.

Требования к абитуриентам

Чего же ожидают китайские MBA школы от своих абитуриентов? Прежде всего, это высокий уровень образования, управленческие способности и сильные личностные качества — именно эти три фактора, по словам администраций университетов, становятсярешающими при отборе кандидатов. Весьма важным аспектом является также наличие профессионального опыта (обычно, как минимум 2 – 3 года), ведь именно на него будущим студентам предстоит опираться во время семинаров и подготовки учебных проектов. Конечно же, необходим и достойный уровень владения языком: при подаче документов на англоязычные программы, как правило, нужно предъявить результаты TOEFL или IELTS, для китайскоязычных неотъемлемым требованием является знание китайского на уровне 6 экзамена HSK. Кроме того, для поступления в большинство бизнес-школ Китая зачастую необходимо набрать 550 – 700 баллов на тесте GMAT. Впрочем, особо пугаться этих требований не стоит: хотя уровень GMAT и TOEFL, несомненно, учитывается приемной комиссией, однако, в процессе отбора он играет далеко не главную роль. Более того, стремясь привлечь иностранных аппликантов, некоторые школы даже несколько снижают проходной балл GMAT или отменяют обязательность сдачи TOEFL. «У иностранцев результаты тестов могут быть ниже, зато они привносят разнообразие, предыдущий управленческий опыт и зрелость», – говорит Рольф Кремер, декан CEIBS. В целом, процесс поступления в Китае практически не отличается от стандартного: подача пакета документов (как правило, включающего в себя регистрационный взнос, аппликационную форму, мотивационное и два рекомендательных письма, копию диплома с приложением, копию паспорта, результаты GMAT и языковых экзаменов), прохождение собеседования и, в случае успеха, зачисление в число студентов.

Екатерина Гридина, руководитель московского офиса компании MBA Strategy


По теме:
Преимущества МВА в Китае
МВА в Китае: идем на восток?
Мода на китайский
МВА. Великая китайская цена