Работодатель платит – Вы учитесь

Катерина Смолина Источник: Московские Новости

В настоящее время трудно себе представить настоящее образование без знания иностранного языка. Корпоративное обучение сотрудников предлагают многие языковые школы. Помимо мотивации персонала оно несет и другие очевидные преимущества для заказчиков.

Знание персоналом иностранного языка создает благоприятные возможности для компании на внешнем рынке, позволяет не тратиться на переводчиков при работе с зарубежными партнерами и т. п. Вместе с этим обучение является отличным мотивирующим фактором, так как специалисты, владеющие иностранным языком, высоко ценятся на рынке. Как правило, работодатель оплачивает от 50 до 100% стоимости обучения.

Для того чтобы правильно выбрать ту или иную школу для сотрудников, необходимо получить ответы на некоторые вопросы.

После предварительного выяснения условий начинается более тесное взаимодействие. Первая встреча проходит с педагогом-методистом. Задаются и анализируются цели обучения, раскрывается специфика заказа. В ходе этого процесса клиент формулирует пожелания и ставит конечную цель обучения, а методист — оценивает реальность предъявляемых требований и желаемых сроков. Здесь важным критерием является начальный уровень знаний сотрудников, который определяется с помощью тестирования. При работе с корпоративными клиентами, по мнению Натальи Екимовой, директора учебного департамента Mr.English, во главу угла ставятся прежде всего конкретные рабочие потребности клиентов, а не абстрактные стандарты владения языком. Иначе говоря, менеджерам по продажам и, скажем, программистам нужны очень разные наборы языковых знаний, умений и навыков, чтобы успешно справляться со своими обязанностями. Поэтому работа с теми и другими на одном и том же уровне, и даже по одному и тому же пособию должна строиться принципиально по-разному.

Методики

Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику преподавания. Этот метод впервые был применен более 50 лет назад, который и сегодня используется в большинстве языковых школ мира, в том числе и у нас в стране.
Его суть состоит в том, что в процессе занятий преподаватель предлагает для обсуждения ту или иную проблему, близкую слушателям. Желательно, чтобы вопрос предполагал обсуждение, и у студентов возникала потребность высказаться на иностранном языке. Ведь именно в процессе живого общения эффективно изучаются грамматические и лексические конструкции.

Группы

Оптимальное число слушателей в группе — от трех до шести — восьми человек. При таком небольшом количественном составе групп преподаватель имеет возможность индивидуального подхода к каждому студенту, что, безусловно, повышает эффективность обучения.

Сочетание двух факторов — индивидуального и коммуникативного подходов — помогает студентам в течение очень небольшого периода времени преодолеть одну из главных трудностей при изучении иностранного языка — языковой барьер — и успешно продолжать изучение иностранного языка в соответствии с поставленными ими целями.

Программы

Все корпоративные программы можно разделить на общие и специализированные. Первые представляют собой последовательность нескольких уровней, начиная с базового и заканчивая «продвинутым».

Общий курс

В рамках каждого уровня обучения происходит развитие всех необходимых навыков владения языком — умений слушать, говорить, читать и писать. Общий курс в отличие от специализированных курсов сфокусирован на изучении языка в целом. В ходе курса рассматривается в основном обиходная лексика, материал курса построен на повседневных ситуациях.
Вторую группу составляют специализированные программы обучения. Они могут иметь финансовую, техническую, юридическую и любую другую направленность, отражающую специфику деятельности предприятия. Часто компании заказывают экспресс-курсы под грядущие переговоры с иностранными партнерами или VIP-обучение, ориентированное на руководителей высшего звена. В конечном счете цели и содержание обучения ограничиваются только пожеланиями компаний. Как правило, стоимость таких курсов несколько выше, а график занятий — интенсивнее. Среди специализированных корпоративных программ бесспорным лидером являются различные варианты бизнес-курсов.

Бизнес-курс

Это курс для тех, кто хочет продолжать изучение языка в контексте ситуаций делового общения. Курс подойдет тем, кто использует или собирается использовать язык в своей профессиональной деятельности. Во время занятий слушатели овладевают навыками выступления перед аудиторией, обучаются ведению деловых встреч и переговоров по телефону, стратегии презентаций, осваивают соответствующую специальную лексику. Курс может проводиться на всех уровнях, но наиболее эффективен для уровней от среднего и выше.

Осваивая такие курсы, сотрудники овладевают навыками языковых коммуникаций в условиях деловой среды. Сюда входит умение поддерживать разговор, в том числе и по телефону, проводить собрания и различные презентации. Слушатели учатся вести деловую переписку, работать с документами, понимать специфику общения с носителями языка. Для того чтобы получить практику общения и преодолеть языковой барьер, можно использовать зарубежные стажировки в стране, язык которой вы изучаете. Как разобраться в огромном море предложений? Очень просто — обратитесь за консультацией в компанию ПЛАНЕТА ЭСПЕРАНТО. Опытные специалисты образовательной компании ПЛАНЕТА ЭСПЕРАНТО не только протестируют и определят ваш уровень, но и подберут школу, соответствующую по всем параметрам именно вашему запросу. Конечно же, нет одного идеального варианта для каждого, но возможно подобрать тот единственный, который подойдет именно вам или вашей компании. За 14 лет работы ПЛАНЕТА ЭСПЕРАНТО накопила огромный опыт в подборе бизнес-курсов. Даже для особенно занятых деловых людей, которые не могут выделить для изучения языка более одной недели, можно выбрать специальный курс. Всего за одну неделю вы продвигаетесь на несколько уровней вперед и в конце недели ловите себя на мысли, что думаете на «чужом» языке.

Подготовка к TOEFL, FCE

Программа в первую очередь ориентирована на расширение словарного запаса и изучение грамматики и дополняется специальными уроками по стратегии сдачи теста. Проводится детальный разбор типичных экзаменационных заданий, студенты тренируются в сдаче теста, используя экзаменационные программы предыдущих лет. К концу курса обучения достигается достаточный уровень языковых навыков, знаний и уверенности для успешной сдачи требуемого теста. Наибольший эффект эти программы дают, если на момент начала подготовки к экзамену ваш уровень знания иностранного языка не ниже среднего.
Подбирая варианты углубления языковых познаний персонала с помощью специальных программ, необходимо поставить достижимые цели и вместе с методистами школ согласовать план работы. Иногда заказчики выдвигают требования, которые неосознанно понижают качество обучения. В этом случае языковая школа пытается найти приемлемое решение для обеих сторон.

Говоря о месте проведения занятий, можно отметить рост популярности обучения непосредственно в офисе компании-заказчика. Интенсивность и расписание занятий согласуются с администрацией предприятия. Занятия в привычной обстановке могут делать слушателей как более внимательными, так и расслаблять их. Но одно преимущество такой формы занятий неоспоримо. Обучение языку на рабочем месте хорошо вписывается в требования тайм-менеджмента, позволяя экономить время сотрудников.

Выездные тренинги

Однако современные корпоративные программы могут проходить и вне офиса. Все большую популярность набирают так называемые выездные тренинги, когда одна или несколько групп сотрудников отправляются в пансионат или дом отдыха. Главным условием становится тот факт, что иностранный язык меняется местами с русским и становится основным. На нем говорят не только на самих занятиях, но и на «переменах», во время ланча и ужина.

Интенсивность занятий высока. Они проводятся ежедневно, а вечера остаются для ролевых игр, просмотров новостей западных телеканалов, учебных, документальных и художественных фильмов на иностранном языке. Также организуются круглые столы и дискуссионные клубы. Ярким примером языковых тренингов является лингвистический проект «Свобода слова», который использует идею выездного интенсивного изучения английского языка. Кроме преимуществ использования коммуникативного метода и эффекта тренинга как такового, мощным инструментом для достижения результата на этом курсе является уникальная компьютерная разработка, позволяющая быстро нарастить словарный и лексический запас. Кроме того, по мнению руководителя проекта Натальи Остряковой, важную роль играет психологический настрой и динамика в группе, которые поддерживаются высокопрофессиональными преподавателями-тренерами. Результат — прохождение «языкового барьера» и отсутствие страха перед коммуникациями на иностранном языке, усвоение большого объема информации и высокая мотивация к дальнейшему совершенствованию языка.

Контроль

Со стороны клиента должен постоянно осуществляться контроль за языковым образованием сотрудников. Такой «мониторинг эффективности» позволяет в случае возникновения проблем вносить необходимые коррективы в программу обучения. В процессе обучения проводятся регулярные промежуточные тесты, позволяющие своевременно выявлять и устранять пробелы, возникающие у каждого из слушателей. Кроме того, что регулярная промежуточная аттестация позволяет помочь слушателям оценить собственные успехи, она дает возможность компании-заказчику контролировать процесс обучения. По окончании курса проводится итоговое тестирование и каждому участнику группы выдается сертификат, а компания-заказчик получает итоговый отчет.

Многие языковые школы привлекают заказчиков новыми формами корпоративных программ, делая их более интересными и увлекательными для слушателей. Эффективность преподавания также повышается и благодаря тесному взаимодействию с зарубежными языковыми центрами и активному привлечению преподавателей — носителей языка.
Если руководство компании заинтересовано в развитии своих сотрудников и повышении их профессионального уровня, а также уровня своей фирмы, то вместе с представителями школ по изучению иностранного языка можно составить такую программу обучения, которая даст возможность поднять бизнес на новый уровень, отвечающий всем требованиям времени.