Зачем нужен MBA?

Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter

Большинство бизнесменов боятся выпускников западных бизнес-школ, потому что не понимают, как ими эффективно управлять.

В пятницу, 16 апреля в Москве проходил круглый стол: «Что хочет бизнес от образования после кризиса?» Собрание поддерживала «Ассоциация менеджеров», встречались: комитет по человеческим ресурсам и отраслевая комиссия по бизнес-образованию.

Мне выпала честь выступить первым и разогреть собравшихся, а после доклада развернулась интересная дискуссия. Сходу выявилось различие в представлениях о ценности бизнес-образования у бизнеса и бизнес-школ.

Бизнесмены оперировали терминами: «знание отрасли», «обобщение опыта», «практические и коммуникативные навыки», «расширение круга контактов» и так далее. А вот представители школ самозабвенно рассказывали про «часы», «план и программу обучения», «диплом государственного образца» и т.д.

Получается, что одних интересовали результаты, а другие описывали лишь процесс. Непонимание приводит к тому, что крупные компании не доверяют (за редким исключением) бизнес-школам и самостоятельно развивают обучение сотрудников. По меткому высказыванию одного из участников круглого стола, такое образование больше напоминает втузы советского времени, нежели то, чего ждут от современных бизнес-школ. Однако, практической пользы от такой продвинутой формы «корпоративных университетов» для предприятий-заказчиков в разы больше, чем от российских бизнес-школ. Не в последнюю очередь потому, что такие «внутрикорпоративные» формы обучения учитывают культурные особенности крупных предприятий.

Представители бизнес-сообщества не раз подчеркивали практическую пользу и растущую потребность в непродолжительных сертификационных программах типа АССА (для бухгалтеров и специалистов по управленческому и финансовому учету).

Развернулась забавная дискуссия о том, готовы ли компании брать на работу выпускников западных бизнес-школ. Большинство представителей бизнеса честно признались, что боятся таких соискателей, потому что не понимают как можно ими «эффективно управлять». Они считают, что такие люди оторваны от социального и делового контекста, чересчур академичны и следуют шаблонам и формулам.

К сожалению, в области применения знаний, особенно полученных на Западе в хороших бизнес-школах, очень распространены две крайние точки зрения. С одной стороны – позиция доморощенных руководителей: «Я своими руками построил «огроменный» бизнес, а сам закончил восемь классов церковно-приходской школы». Такие люди панически бегут от накопленных в мире знаний и каждый раз предпочитают изобрести свой велосипед. С другой стороны, нередко выпускники бизнес-школ (в том числе элитарных) весь остаток жизни пытаются работать по конспектам, механистически применяя на практике полученные знания.

На мой взгляд, максимальный синергетический эффект от западного образования для всех участников процесса достигается, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта и доверяет менеджеру с МВА самостоятельный фронт работ с указанием четких и измеримых целей. Очень важно, чтобы менеджер не ломал существующую бизнес- и социальную среду, а «доращивал» ее до себя и развивался параллельно. Все отхождения от этого подхода ведут лишь к раздражению работодателей от бесполезного и дорогого менеджера, а тот впадает в депрессию от невозможности самореализации.

Расстались оба сообщества с взаимными пожеланиями. Бизнес наставал на том, чтобы в бизнес-школы перестали, наконец, принимать «зеленых юнцов» без значительного опыта, а преподаватели имели параллельную практику в реальных бизнес-проектах (вплоть до 50% всего рабочего времени!).

Представители образования в очередной раз призвали опытных менеджеров не оставлять бизнес-школы на произвол судьбы, требовали внимания к своим курсам, просили активнее помогать в создании «живых бизнес-кейсов».  Остается надеяться, что в нашей стране все же когда-то появится действительно полезное бизнес-образование. Хорошо, что такие встречи проводятся. Выявление проблем и стремление их решить – это уже неплохо.

Стоит ли получать степень MBA в период пандемии коронавируса?

С учётом текущих обстоятельств, правильным ли будет решение поступить в бизнес-школу для получения степени MBA?

Что думают работодатели о получении степени MBA онлайн

Большинство работодателей положительно относятся к дипломам онлайн-программ, выдаваемым авторитетными университетами, но некоторые...

Для чего нужна программа MБA глобального лидерства?

В программу MБA госуниверситета Нью-Йорка, Эмпайр-Стейт-колледжа вложили много интеллектуальных ресурсов для разработки и реализации новых MБA в мировом лидерстве.

Руководить или не руководить: женский вопрос

Master of Business Administration — престижная степень в бизнес-образовании, ориентированная больше на получение практического опыта...

Зачем нужен MBA?

Топ-10 Рейтинга технических вузов России 2023 по уровню зарплат выпускников IT-направления

SuperJob опубликовал рейтинг российских вузов по уровню зарплат молодых IT-специалистов , окончившие вузы в 2017-2022 гг.