Бесплатные тренеры

Компании стараются решать проблему обучения сотрудников собственными силами. Это позволяет более гибко реагировать на изменения, а также экономить.

Банк «ВТБ 24» прошлым летом открыл собственный учебный центр в Петербурге, сообщила директор центра обучения персонала банка Надежда Ревенкова. Затраты на создание центра она не называет. Раньше на аренду помещений для проведения тренингов уходило около 3% от бюджета на обучение и развитие, теперь этой строки расходов нет, кроме того, существенно сократились командировочные расходы московских тренеров, довольна Ревенкова.

Региональные учебные центры банков активно открывались в 2006-2008 гг., что совпало по времени с экспансией розничного бизнеса в регионах, вспоминает Алексей Степанов, директор центра корпоративного обучения и развития Альфа-банка.

Концерн «Силовые машины» в 2009 г. открыл собственный лицензированный учебный центр. В результате затраты на обязательное обучение остались на уровне 2008 г., а число сотрудников, участвовавших в программах, удвоилось, говорит представитель концерна Мария Алеева. Доля обученных сотрудников за год выросла с 60% до 98%, отмечает она. В прошлом году Промсвязьбанк существенно сократил образовательный бюджет, сотрудники переведены на внутреннее обучение, сказала начальник отдела по работе с персоналом петербургского филиала банка Евгения Матвеева.

Обучение в компании проходят все сотрудники, его оплачивает компания, но сотрудник на это время берет отпуск за свой счет, говорит директор Северо-Западного филиала Х5 Retail Group Александр Павлов.

«Любимый край» тратит на обучение около 1% оборота, в 2009 г. оборот вырос на 20%, констатирует гендиректор кондитерского объединения Елена Стрельцова. По ее словам, массовых тренингов не проводится, преподают сами сотрудники и директор по управлению знаниями.

Внутреннее обучение есть в 80% компаний, установила SHL, опросив в конце 2009 г. представителей около 100 российских компаний. Затраты на обучение одного сотрудника — около 9000 руб. в год, говорит менеджер одного из банков. Общие программы тренингов у большинства компаний одной отрасли схожи, приобретенные знания дают сотруднику шанс при смене работы занять более высокую должность, считает директор департамента подбора персонала Avanta Рersonnel в Петербурге Оксана Почтивая.

В профессиональном банковском обучении(знание продуктов и услуг, развитие навыков продаж и обслуживания) предпочтительнее внутренние тренеры, которые оперативно отслеживают изменения и вовлечены в достижение результата, считает Степанов.

По словам Ревенковой, кроме корпоративных тренеров в обучении участвуют сотрудники точек продаж банка. Они тратят на преподавание около 10-20% рабочего времени, а их вознаграждение может достигать до 30% от квартального оклада в зависимости от качества и количества проведенных тренингов, добавляет она. Внедрение культуры коучинга и наставничества с участием топ-менеджеров не может происходить за дополнительные бонусы к зарплате, полагает Степанов.

Один день внешнего тренинга стоит 50 000-70 000 руб., за год стоимость программ упала примерно на 30%, иногда до 50%, оценил гендиректор тренинговой компании Restteam Алексей Кислов. Стоимость услуг внешнего тренера упала на 30-50% и составляет от 60 до 250 евро в час, согласна Почтивая. По словам Кислова, рынок бизнес-тренингов сократился втрое. Средний персонал почти совсем перестали обучать, огорчен он. В кризис поменялись сроки обучения, те программы, которые раньше заказывали на два дня и больше, теперь проводят за день, отмечает Кислов.

По данным исследования SHL, лишь 8% компаний рассчитывают эффективность программ развития и обучения. Иметь в компании тренера по базовым курсам эффективнее и дешевле, чем привлекать со стороны, у него фиксированная зарплата и наработанная программа, рассказывает руководитель филиала SHL в Петербурге Ольга Рабкина. При расчете затрат компании, по ее словам, не принимают во внимание зарплату участников тренинга и их отсутствие в это время на работе.


По теме:

 :: Какие тренинги нужны российским компаниям в 2010 году
 ::  Объем региональных рынков бизнес-образования в 2009 г. 
 ::  В 2010 году компании увеличивают расходы на обучение сотрудников, однако тренинговым компаниям ждать подъема пока рано 
 ::  Перспектива для тренинга. В 2010 г. будут пользоваться спросом управленческие и «философские» программы 
 ::  Будущее рынка обучения или что произойдет с бизнес-тренерами