Об изменениях на рынке бизнес-образования и перспективах курсов GR-менеджмента в бизнес-школах

«Года через три курсы GR-менеджмента будут повсеместно внедрены в российских бизнес-школах»
Директор направления международного бизнеса бельгийской бизнес-школы Vlerick Питер Рафферти

Подходы к бизнес-образованию переосмысляют везде. Сейчас главное – глубокий анализ причин возникновения кризиса и в связи с этим подготовка менеджеров, способных оценивать последствия принимаемых ими решений для экономики и общества в целом. Но происходит переосмысление везде по-разному, локальная специфика определяет необходимые шаги.

Я разговаривал на разных конференциях со своими американскими коллегами. Действительно, у них массово возрождаются или активизируются курсы Business and Public Policy – это своеобразные вводные, обобщающие курсы, раскрывающие механизмы принятия административных решений, показывающие, как работают стимуляционные законы Обамы от замысла до их принятия. Появляются и специфические курсы, такие, как история мировых кризисов или история американской Великой депрессии.

Но это особенность американского бизнес-образования. Американская образовательная система пошла путем концептуальной перенастройки программ с учетом новой повестки дня. В США кризисный период серьезно трансформировал общественное сознание, а антикризисная политика Обамы заметно изменила правила игры. Американские школы вынуждены предлагать курсы, «препарирующие» систему принятия и реализации решений на федеральном уровне и в штатах. Мне приводили такие примеры: понимая процедуру и сроки утверждения очередных законов из пакета стимулов Обамы, можно более дальновидно планировать свою маркетинговую и сбытовую политику, заранее учитывая все дополнительные возможности и ограничения.

В европейских школах, насколько я знаю, ситуация иная. Там, наоборот, делается все больший акцент на прикладных курсах, именно они пользуются большим спросом. Похожая ситуация и в России. 

В России, как и в Европе, неизбежно появятся полноценные курсы GR-менеджмента. Влияние государства на экономические и бизнес-процессы в США, Европе и России имеет свои безусловные особенности. Но в России очевидна централизация управления и оперативная зависимость крупного бизнеса от правительственных решений. Думаю, года через три курсы GR-менеджмента будут повсеместно внедрены в российских бизнес-школах. Проблема будет в том, что сфера GR в России еще очень консервативна и закрыта, неизбежен дефицит информации для реальных кейсов.

«Мы уже движемся по пути американских бизнес-школ»
Ректор Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис» Станислав Савин

Считаю, что это перспективное направление. Оно обязательно появится у нас в ближайшем будущем. Мы уже, кстати, движемся по пути американских бизнес-школ. У нас есть программа MBA, которая называется «Национальный лидер». Мы считаем, что для выхода из нынешнего экономического кризиса (имеющего, в том числе, и мировоззренческий аспект) требуются принципиально новые подходы к управлению. Актуализируется задача сочетания деловых устремлений руководителя с национальными интересами, лежащими в координатах не только экономического, но и духовного богатства страны. И мы хотим, чтобы программа выводила менеджеров на новый уровень – стимулировала   достижения уровня масштабно (государственно) мыслящего управленца. Это не совсем Business and Public Policy, но это близко к тому, куда стремятся американские бизнес-школы.

«GR – это большая, профессиональная область менеджмента»
Руководитель центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru Павел Толстых

В странах Западной Европы и в США специалист в области Government Relations – уважаемая и хорошо оплачиваемая профессия. GR-специалист – высококвалифицированный посредник, который доносит пожелания общественных групп до государственного чиновника, тем самым делая управление государством стабильнее и эффективнее. 

Это большая, профессиональная область менеджмента, безусловно, требующая академического осмысления. Факторов, которые могут повлиять на развитие GR в рамках MBA-программ, несколько. Первое – усиление роли государства в экономике. В России появилась прямая зависимость успешного развития компании от эффективности ее отношений с органами государственной власти.

Второе – формирование профессиональных департаментов по связям с органами государственной власти в российских корпорациях. Исследование нашего Центра, проведенное в начале 2008 года, показало, что такие департаменты возникли в большинстве крупных компаний России.

Третье – кризис политического PR в России. После того, как была введена пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы, а губернаторы стали избираться законодательным собраниям регионов по представлению президента, резко сократилась капитализация политического и избирательного консультирования. Политконсалтинговые компании, лишенные выборных бюджетов, но имеющие прочные связи в политических кругах, все чаще стали заявлять о своей переориентации из PR в GR-консультирование. То есть формируется рынок труда. 

Четвертое – приход в Россию международных лоббистских фирм, обусловленный потребностью ведущих иностранных корпораций, занимающихся бизнесом на территории России, в получении консультационных услуг по взаимодействию с российскими органами государственной власти.

«Сотрудники администрации президента у нас учат, как выстраивать отношения с органами власти»
Первый заместитель директора «Высшей школы государственного администрирования» Владимир Еремин

Мы работаем с 2008 года. Сейчас набираем следующий курс, который начнет учиться с октября 2010 года.  По сути, мы готовим директоров (вице-директоров), заместителей или советников/консультантов по связям с государственными органами. Помимо общего курса, в программе спецкурсы и мастер-классы: как выжить и развить бизнес в условиях кризиса, как выстраивать отношения с органами власти, как правильно подать заявку на государственный кредит, тендер, конкурс, приватизацию госсобственности, включиться в процесс государственно-частного партнерства. Т.е. все что связано с оперативным и стратегическим взаимодействием с государственными органами власти. Обучение ведут в том числе сотрудники подразделений Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

Точно могу сказать, что специалисты по связям с госорганами в последние пять лет становятся все более востребованными в силу того, что на рынке политического консалтинга в России произошли существенные изменения. Если лоббизм – это лишь инструмент, технология, то GR – сфера общего менеджмента. Несомненно, лоббирование интересов компании или отрасли, а тем более организация целой системы взаимодействия «компания – бизнес-ассоциация – власть» требует соответствующей образовательной подготовки. Согласитесь, невозможно осуществлять грамотное госуправление, если со стороны объекта управления отсутствует система четко выстроенных коммуникаций, верно преподнесенной информации о проблемах, существующих в отраслях, компаниях, экономике в целом.

По материалам Slon.ru / Петр Биргер