В жертву абитуре. Календарь вступительной кампании в вузы

Вузы начали подготовку к приему абитуриентов-2010: определены новые правила поступления, которые сделают кампанию этого года более упорядоченной по сравнению с прошлогодней. Однако ужесточение норм имеет обратную сторону: вузы могут остаться без бюджетников и потерять аккредитацию.

В 2009-м обязательной формой аттестации и поступления в вузы для школьников стал ЕГЭ. По итогам приема выделились три главные проблемы новой системы зачисления. Первая — льготники: выпускники, не набравшие среднего проходного балла по ЕГЭ, представили в приемные комиссии огромное количество справок об инвалидности или тяжелых болезнях, датированных днями экзаменов. Вторая — неограниченный выбор вузов: многие подали заявления в десятки университетов, но в итоге очутились не там, где хотели, потому что побоялись или поспешили. Третья проблема — информационная прозрачность: абитуриент не имел понятия, как ранжируются его документы в разных вузах.

Между тем и общество, и власти, и специалисты признали: новая форма аттестации «вошла в штат» российской системы образования, значит, с ней нужно считаться. Но ее придется корректировать. Что для этого нужно сделать?

Ограниченная доступность

В декабре прошлого года Минюст РФ утвердил правила приема в вузы, ставшие итогом длительной дискуссии после завершения вступительных испытаний. Что в них нового?

Во-первых, принято решение по самому спорному вопросу — есть ли необходимость ограничивать число вузов, в которые абитуриент может подавать заявления. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий считал, что достаточно будет трех высших учебных заведений. Его коллеги настаивали, что ограничения вводить не стоит. Теперь в правилах приема зафиксирована норма — подавать заявления можно не больше чем в пять вузов и не больше чем на три конкурса в каждом. Правда, возникает вопрос, как проверить, во сколько вузов документы уже поданы. По словам Валерия Фалькова, проректора Тюменского госуниверситета, ответственного за приемную кампанию, не вполне понятно, кто будет контролировать исполнение данного предписания и как это вообще возможно сделать. В министерстве образования РФ сообщили, что фиксировать количество заявлений будут в федеральной базе свидетельств ЕГЭ. Получив документы от абитуриента, приемная комиссия обязана проверить по этой базе набранные на ЕГЭ баллы и число вузов, в которые поданы документы. Однако уже сейчас в вузах предвидят, что сбоев в информационной системе не избежать. Есть опыт Киргизии, где абитуриенту после сдачи ЕГЭ выдавался своеобразный талон, который изымался при сдаче документов в приемную комиссию выбранного высшего учебного заведения. Хотя в этом случае развернулась бы контрабанда талонами.

Во-вторых, вуз получил право перепроверять справки выпускников школ, претендующих на льготное поступление. В Минобре отметили, что в 2009 году часть справок об инвалидности не была связана с реальным состоянием здоровья. После анализа списков поступивших выяснилось, что большинство бюджетных мест в престижных вузах были заняты льготниками, в то время как отличники и действительно талантливые дети оказались лишены возможности получения бесплатного образования. Если вуз выявит «липовую» справку, зачисление студента будет признано неправомерным со всеми вытекающими последствиями.

В-третьих, доля поступающих по целевому приему уменьшена с 30 до 20%. Рассматривается перспектива отмены целевого приема на специальности, по которым уже существует переизбыток кадров (экономистов, юристов). Какой смысл готовить новых, да еще на льготных условиях, когда на рынке труда и без того нет вакансий?

В-четвертых, с трех до двух уменьшится число этапов зачисления в вузы. Уже к началу августа будет ясно, набрал ли абитуриент необходимое для выбранного учебного заведения количество баллов. Даже если поступающий был зачислен в один вуз в первую волну, он вправе забрать из приемной комиссии документы и переправить их в другой, куда прошел во второй волне. Документы должны вернуть в течение дня.

В-пятых, введена возможность для вузов устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по непрофильному предмету. Вуз сможет принять решение о том, что не станет брать документы выпускников школ, у которых средний балл по всем экзаменам, скажем, ниже 60. Или, к примеру, технический вуз может решить не принимать документы у тех, у кого по русскому языку меньше тех же 60 баллов. Ответственный секретарь приемной комиссии Уральского государственного университета путей сообщения Андрей Середа убежден, например, что установление минимального порога улучшит качество студентов, уменьшит количество тех, кто пройдет «отсев». Конечно, при этом вуз рискует студентов недобрать. Летом 2009 года лишь несколько вузов в стране решились установить собственный проходной балл (его устанавливали только по профильному предмету).

У демографии свои взгляды

Новые меры, взять хоть проверку льготников или право устанавливать минимальный порог баллов, призваны «отсеять» слабых абитуриентов, предоставить возможность учиться в вузах более сильным. Задача понятная: в прошлом году за счет неотрегулированной системы зачисления процент «случайных студентов» вырос. Были и завышенные результаты ЕГЭ, и «поддельные льготники», и олимпиадники, заполнявшие анкеты с орфографическими ошибками. При этом официально многие вузы говорят, что оценивать успеваемость первокурсников еще рано, однако отмечают общую слабую школьную подготовку учащихся. Так, по словам проректора по образовательной политике Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Валерия Шевченко, качество школьных знаний, с которыми приходят в вуз, оставляет желать лучшего: «Мы вынуждены вводить различные выравнивающие курсы для успешного освоения университетской программы».

Желание вузов получить абитуриента с высокими баллами ЕГЭ, да еще и заранее определившегося с профессией, естественно. Но вот проблема: бюджетные места не сократили, заполнять их надо, а абитуриентов стало меньше (в 2008 году на 1 тыс. выпускников школ приходилось 396 бюджетных мест, в 2009-м — 420 мест). По словам ответственного секретаря приемной комиссии Южно-Уральского государственного университета Александра Губарева, в Челябинской области в 2010 году абитуриентов будет меньше, чем в прошлом, на 2 тыс. человек (на 10%), сокращение идет уже пять лет.

По мнению Андрея Середы, в ситуации демографического провала в конкуренции за абитуриентов выиграют более известные вузы, а также вузы с уникальными направлениями подготовки.

Через три-четыре года количество студентов вообще может уменьшиться вдвое. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, до 2006 года высшая школа развивалась экстенсивно: «Набор студентов постоянно рос, и мы думали, что этому не будет конца. А сегодня мы столкнулись с условиями мощного демографического спада». Вместе с тем министр подчеркивает: «Несмотря ни на что, нельзя допустить, чтобы в вуз поступал абитуриент, умеющий ставить только крестик».

Чем это чревато? Недобором. Московские вузы, вероятнее всего, бюджетные места заполнят, а региональные нет. В прошлом году таких вузов было 20. В этом будет больше.

Слияние под влиянием

Многие вузы сами начинают задумываться о более тесной кооперации. Это называется «партнерскими связями», но фактически это слияние вузов, руководители которых понимают, что иначе им просто не выжить. В России каждый год количество выпускников средних школ сокращается примерно на 15%. В 2006 году учащихся, заканчивающих 11 класс, было 1,3 млн, а в 2012-м их останется чуть больше 700 тысяч. Отголоски этой проблемы во вступительной кампании нынешнего года почувствовали на себе прежде всего аккредитованные негосударственные вузы, а также многие филиалы головных вузов. Благодаря ЕГЭ многие выпускники школ получили возможность поступить в престижные государственные вузы, причем на бюджетные места. Соответственно, часть коммерческих вузов осталась без студентов. Их перспектива — закрытие.

Автор: Коваленко Артем. В подготовке материала принимал участие Алексей Белоусов

Календарь вступительной кампании в вузы

До 1 февраля вузы объявляют ежегодные правила приема. В том числе:

— перечень направлений подготовки (специальностей) согласно лицензии вуза;
— перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам по каждому направлению подготовки;
— перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности;
— перечень и формы проведения вступительных испытаний для поступающих, имеющих среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенной программе бакалавриата соответствующего профиля.

До 1 марта абитуриенты подают заявления на участие в ЕГЭ (с указанием выбранных экзаменов).

20 — 29 апреля абитуриенты, имеющие право на досрочную сдачу ЕГЭ (участники олимпиад, уезжающие на соревнования, выезжающие на плановое лечение), сдают единые государственные экзамены.

26 мая — 19 июня проводятся ЕГЭ для основной массы выпускников школ и абитуриентов.

До 1 июня вузы объявляют:
— общее количество мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки (специальности);
— количество бюджетных мест для приема на первый курс по каждому направлению подготовки;
— количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема;
— перечень предоставленных льгот;
— правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам дополнительных вступительных испытаний;
— информацию о наличии общежитий и мест в них, а также образец договора для поступающих на платной основе.

До 20 июня вузы утверждают:
— результаты ЕГЭ, вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (как для лиц, поступающих на бюджетные места, так и для лиц, поступающих на места с оплатой стоимости обучения);
— расписание вступительных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена, консультации, дата объявления результатов);
20 — 30 июня школы выдают аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ.

Не позднее 20 июня — начало приема документов у абитуриентов, поступающих на первый курс.
До 5 июля продолжается подача документов на регистрацию для сдачи ЕГЭ от абитуриентов, не имеющих результатов ЕГЭ (выпускники прошлых лет, служащие в армии).

5 июля заканчивается прием документов в вузах у абитуриентов, которые поступают на специальности, требующие дополнительных испытаний (творческий конкурс, испытания профессиональной направленности).

10 июля заканчивается прием документов в вузах у абитуриентов, которые поступают на специальности, требующие дополнительных испытаний (творческий конкурс, испытания профессиональной направленности), установленных вузом самостоятельно, а также у абитуриентов, поступающих по результатам вступительных испытаний, установленных вузом самостоятельно.

10 июля — последний срок отправки документов по почте.

7 — 17 июля — проводится ЕГЭ для иностранных граждан и выпускников учреждений начального и среднего профобразования, не имеющих результатов ЕГЭ.

25 июля завершается прием документов в вузах у абитуриентов, поступающих только по результатам ЕГЭ.

25 июля завершаются все вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно при приеме на первый курс, включая дополнительные вступительные испытания.

27 июля вузы объявляют список абитуриентов, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией.

C 30 июля по 5 августа вузы проводят первый этап зачисления на первый курс.

30 июля вузы размещают в установленном порядке список абитуриентов, зачисленных с 1 сентября на первый курс.

4 августа завершается прием оригиналов документов от абитуриентов, зачисленных на первый курс.

5 августа — издание приказа о зачислении абитуриентов, предоставивших оригиналы документов с 30 июля до 4 августа.

5 по 10 августа — второй этап зачисления на первый курс.

9 августа завершается прием оригинала документов от абитуриентов, зачисленных на первый курс.

10 августа — издание приказа о зачислении абитуриентов, предоставивших оригинал документа с 5 до 9 августа.

До 15 августа вуз организует дополнительный прием в случае недобора абитуриентов на те или иные специальности в первые два этапа зачисления.

1 сентября — окончание дополнительного приема.