Бизнес-образование укрепляет «деловую хватку» бизнесмена

Анна Козлова (ГУ-ВШЭ) Источник: РИА Новости

Насколько актуальны для успешного ведения бизнеса программы МВА? Какие преимущества дает бизнес-образование? Об этом  в интервью РИА Новости рассказал слушатель программы Executive Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства (АНХ)  при правительстве РФ, генеральный директор ОАО «РаменскоеХлеб»  Владимир Боронин.

— Владимир Александрович, насколько может быть полезна бизнесмену теория, которая предлагается в рамках программ MBA?

— Бизнес-образование – это не столько теория, сколько сочетание теории с практикой. На занятиях слушатели изучают «кейсы», отражающие проблемы действующих компаний и предприятий и созданные на основе анализа этих проблем. Также у нас есть возможность посещать предприятия и знакомиться с их работой в реальности.

К примеру, на одной из программ мы изучали работу фирмы по внутреннему инвестированию, анализировали ее игру на рынках ценных бумаг. Впоследствии эти занятия помогли слушателям избежать многих ошибок, которые они могли бы допустить, если бы не вникли в эту систему заранее.

Бизнес-образование дает возможность в условиях, близких к реальным, «проиграть» многие ситуации, с какими может столкнуться бизнесмен.

Помимо этого программы MBA дают возможность познакомиться с последними изменениями в сфере бизнес законодательства, что порой бывает необходимо для правильного принятия решения в критический момент. Ведь не всегда есть возможность вызвать корпоративного юриста и проконсультироваться с ним, некоторые вопросы руководителю приходится решать без промедления.

— Что привело вас в бизнес-образование, и получили ли вы те знания, которые вам были необходимы?

— Впервые на программу MBA в АНХ при правительстве РФ я попал в 1994 году. Тогда мне как руководителю предприятия пришлось столкнуться со многими проблемами в связи с переходом страны на рыночную экономику. Одним из главных вызовов стала приватизация. Обучение по программе MBA позволило мне избежать многих ошибок и пройти тот этап безболезненно.

Важными для меня оказались также занятия по психологии управления. Сейчас вклад бизнес образования в деловую этику ощутимо заметен, программы ориентируют управленцев на раскрытие потенциала каждого из работников, причем не только с помощью материального поощрения – а для этого есть много других способов.

— Бизнес-образование в России не столь престижно, как оно престижно на Западе. На руководящие должности там часто назначают только выпускников MBA. C чем это связано?

— Думаю, недооценка бизнес образования в России – это следствие того, что бизнес у нас еще очень молод. По сути, он пока еще находится в стадии подросткового возраста: с ним может происходить непредвиденное.

На Западе бизнесмен, подписав договор, не испытывает и тени сомнений в том, что дальше все пойдет гладко. В России же через час после подписания договора условия его могут коренным образом поменяться, а к концу дня он и вовсе может быть расторгнут. Бизнес-образование пытается находить пути адаптации к такой агрессивной модели существования бизнеса и учить слушателей выживать в подобных условиях. И вместе с тем привить бизнесмену деловые навыки «с нуля» бизнес-образование не в состоянии. Именно по этой причине представители бизнеса часто недооценивают роль обучения и делают ставку на личностные качества и так называемое «умение вертеться».

Отсутствие четкой связи между получением степени MBA и повышением в должности тоже играет свою роль. Несмотря на то, что знания, получаемые на программах MBA, повышают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, они не гарантируют ему трудоустройства на высокооплачиваемую должность.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы бизнес образования в период кризиса? Может ли оно чему-то учить бизнесменов сегодня?

— Конечно. На программах MBA слушатели получают в первую очередь навыки финансовой аналитики. Мы учимся анализировать не просто ситуацию, а процесс, то есть прогнозировать, к чему могут привести те или иные изменения. По моему мнению, бизнес-образование позволяет создать органичный сплав практики и теории ведения бизнеса, что как никогда важно в условиях кризиса.

Главное, бизнес-образование не должно терять связи с реальностью. Все обучение должно строиться с ориентацией на практические нужды бизнесменов и основываться на их опыте управления компаниями. По статистике 40 процентов успеха бизнес образования состоит в обмене опытом между пришедшими на программу слушателями.

Нередко случается, что интуитивно принятое решение, хоть и не имеет под собой никакой основы, но оказывается правильным. А если нет? Обучение на программах MBA дает возможность свести такие случайности к минимуму и действовать с привлечением знаний по экономике, рынку и законодательству определенной сферы деятельности, находящихся в постоянном движении.