Перспектива для тренинга. В 2010 г. будут пользоваться спросом управленческие и «философские» программы

Источник: ZRpress.ru

Что нас ждет в 2010 г. в сфере бизнес-образования, обучения и развития персонала? Этот вопрос волнует HR-менеджеров, директоров компаний, всех тех, кто считает такую статью в бюджете, как «обучение и развитие персонала», важной инвестиционной составляющей.

Кстати, прогнозы начала 2009 г., относительно того, что расходы компании на обучение персонала резко сократятся, оправдались лишь отчасти. Конечно, некоторые просто перестали тратить деньги на обучение и развитие сотрудников (многие же резко этих самых сотрудников и сократили!). В большинстве случаев такая ситуация характерна для компаний, которые были недостаточно удовлетворены качеством обучения и отдачей от него.

Другие же не столько сократили (есть примеры, когда даже увеличили!), сколько обратили пристальное внимание на то, кого, чему и как учить! Прогнозы о том, что на рынок выйдет куча суперспециалистов, которых компании в итоге получат чуть ли не даром, не оправдались вовсе. Не получили. По той простой причине, что суперспециалистов никто на «улицу» не выставляет.

Чего же стоит ждать на рынке? Во-первых, в образовательных программах найдет отражение объединение Trainings & Development функций. При этом часть управленческих функций перейдет «на места», поэтому потребуются тренинги по управлению и обучению персонала. Вспомнят о таких методах управления, как MBW (Management by Walking — управление «на ногах», в постоянном личном общении с персоналом) и менеджмент в стиле коучинг. «Ресурсные» темы для топ-менеджеров (лидерство, философия бизнеса), несмотря на пессимистичные прогнозы прошлого года, будут востребованы. Будет пользоваться популярностью и фасилитация для проведения всевозможных форматов T&D и организационных мероприятий, корпоративных конференций, получит распространение метод «открытое пространство» (Open Space) как очень эффективный формат организации мероприятий для больших групп. При этом могут быть сокращены стратегические программы обучения и корпоративный МВА.

Эти процессы не замедлят сказаться на рынке бизнес-образования. Часть провайдеров перестанет существовать. После стабилизации ситуации на рынке им будет сложнее, чем раньше, вернуться на рынок, т. к. осторожность к выбору провайдера у заказчиков сохранится надолго. Есть вероятность, что провайдеры воспользуются моментом кризиса и выстроят барьеры для входа на рынок. Возвращение мелких игроков станет еще тяжелее, но в целом рынок выиграет за счет повышения качества услуг. В списке лидеров останутся те, кто смог наладить эффективное управление тренинговой и HR-консалтинговой компанией. Возрастет количество фрилансеров, в том числе из числа корпоративных T&D специалистов и тренеров, попавших под сокращение. Этот процесс будет встречным другому движению — стремлению внешних тренеров перейти внутрь компании как на более стабильное место работы.

Не будут пользоваться спросом ликбезы — элементарные тренинги, обучение ради развлечения, программы, построенные только на западном материале.