Образованность и культура нужны бизнесмену в равной степени

Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ) Источник: РИА Новости

Новейшая тенденция российского бизнес-образования – появление в программах для топ-менеджеров учебных курсов, не связанных с наукой о менеджменте. Слушатели изучают искусство сомелье и учатся водить самолеты. О новых подходах к обучению в интервью РИА Новости рассказал директор программы Executive MBA Life Work Balance Государственного университета управления Владимир Морыженков.

— Владимир Алексеевич, зачем нужны топ-менеджерам знания сомелье и навыки актерского мастерства?

— Директор компании должен гармонично сочетать работу и увлечения. Впечатление о человеке часто создается в процессе неформального общения – именно так формируются дружеские связи и доверительная предрасположенность к участию в твоем деле. В карьере генерального директора обладание духовными ценностями и понимание ключевых бизнес-процессов – звенья одной цепи.

Пилотирование самолетов, актерское мастерство, преодоление страха высоты в секции горнолыжного спорта – все это развивает навыки, которые помогают совершать важные поступки в бизнесе. Экзамен по искусству сомелье для топ-менеджера не менее важен, чем по стратегическому планированию. Ведь в круге цивилизованных инвесторов, в котором ему однажды придется подтвердить свой социальный статус, доверие и уважение вызывает не только умение разработать бизнес-стратегию, но оценить вкус хорошего вина.

К сожалению, многие не в состоянии поддержать беседу, поскольку мало начитаны, косноязычны, привыкли говорить «сквозь зубы». Из-за этого участники диалога интуитивно не доверяют друг другу – что нередко приводит к развалу общего бизнеса. Не секрет, что, когда русский появляется за границей, от него чаще ждут не очень хороших поступков. Имидж подпортили не только бескультурье «новых русских», но и «нуворишество» чиновников и олигархов.

Сегодня руководителю нужно уметь вызывать к себе симпатию окружающих и демонстрировать уверенность в собственных силах – тем самым будет создаваться другой тип бизнесмена, образованного россиянина.

— И это действительно поможет в бизнесе?

— Конечно. Некоторые коллеги считают, что учить этим навыкам необязательно, главное – преподать ряд курсов стратегического менеджмента, финансов. Но представьте себе, что директор хорошо изучил стратегический менеджмент, разработал новую стратегию для предприятия, а собственник, выслушав, отверг ее. Получается, что отсутствие умения убеждать попросту не позволяет человеку применить на практике полученные знания. Нужно ведь не только разрабатывать что-то, но и внедрять.

— А как определить, есть ли у слушателя потенциал для развития названных качеств, сможет ли он увлечь за собой людей?

— Здесь мы доверяем собственнику компании, который направляет слушателя на учебу: он не выберет для управления своим предприятием нехаризматичного человека – тот просто не сможет быть лидером.

Есть и другие методы выявления людей с таким потенциалом – это тренинги на командообразование (мы обычно используем «веревочный»). На них нужно совместно разработать стратегию выполнения заданий. Проводятся мозговые штурмы, и сразу становится ясно, какими качествами обладает человек: может ли он организовать работу команды, убедить других, «заразить» их идеей, повести за собой.

— Нужно ли директору обладать чем-то еще, помимо харизмы, чтобы добиться уважения своей команды?

— Да. Он не обязан быть профессионалом во всех видах деятельности, но должен глубоко понимать, с какими компетенциями связана работа его сотрудников. Руководитель IT-компании обязан понимать функционал ERP-системы, уметь ставить задачи в области IT-стратегии фирмы. Иначе он никогда не станет авторитетом для подчиненных – IT-специалистов.

То же и с управлением продажами — это целая наука. Наши слушатели смотрят специальные фильмы, изучают характеры и даже выполняют практические упражнения – например, пытаясь на улице продать ручку, конверт, значок незнакомым прохожим. Цель упражнения – понять, сможешь ли ты в условиях абсолютного равнодушия потенциальных покупателей к товару заставить их ощутить необходимость в нем. Это делается для изучения психологических аспектов формирования потребительского спроса.

Всего же генеральный директор должен знать 12 бизнес-процессов профессионального управления компанией и обладать числом профессиональных навыков, превышающим, по нашим оценкам, 1,2 тысячи ключевых показателей эффективности.

— Каким же должен быть итог обучения на такой программе ЕМВА?

— Практически все наши выпускники занимают потом должность CEO (Chief Executive Officer), но кто-то находит себя совершенно в другой области. На самом деле России сегодня нужны не выпускники МВА, а личности с широким кругозором, умные, надежные, яркие.

Для осуществления руководства важен высокий уровень не только профессионализма, но и культуры – только в этом случае в обществе будет развиваться конкуренция с помощью честных методов, и оно сможет считаться цивилизованным.