Сергей Щенников: Бизнес-обучение позволяет получать от кризиса пользу

Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ)

Дистанционные программы МВА до сих пор еще могут ассоциироваться с рассылкой учебников слушателям из регионов. Однако за последние 20 лет набор форм и методов обучения в бизнес-школах значительно расширился, возникли смешанные учебные формы. Об их использовании говорит в интервью РИА Новости ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников.

— Сергей Александрович, в вашем институте уже давно ведется обучение по дистанционным программам МВА. Какие изменения произошли в них за последние 10 лет?

— Большинству людей всегда было ясно, что использования только дистанционных методов в обучении недостаточно. В Европе сейчас утверждается другой подход – blended learning, или смешанное обучение, подразумевающее сочетание различных организационных форм – как дистанционных, так и очных.

Но для того чтобы бизнес-школа могла говорить о применении blended-learning, мало просто «смешать» в одной программе МВА онлайн-курсы с очными семинарами по выходным для слушателей. Смешанное обучение впервые стал использовать наш стратегический партнер, Открытый университет Великобритании.

Оно предполагает, во-первых, системность, когда разные формы работы студентов используются в едином комплексе с целью достижения более высокого эффекта обучения.

Во-вторых, в отличие от наших университетских преподавателей, тьютор (наставник) в рамках такой программы должен обладать не только научными теоретическими знаниями, но и практическим опытом, владеть педагогическими технологиями обучения взрослых людей. В бизнес-школе, которая собирается внедрять у себя «смешанное обучение», должна существовать разветвленная система подготовки и переподготовки тьюторов. Сначала они проходят обучение на тех курсах, которые будут преподавать, затем — основы деятельности тьютора и после этого еще совершенствуют свое мастерство на дополнительных семинарах, курсах и неформальных встречах.

В-третьих, обучение тесно связано с практикой – менеджеры обучаются без отрыва от работы и начинают применять полученные знания в своей компании уже во время прохождения курса.

— Много ли организационных форм используется при обучении, и что дает их совмещение?

— Сегодня можно назвать не менее 20 организационных форм, и основная цель их совмещения — возможность получать знания разными способами и работать с информацией из разных источников. В дистанционной части blended-learning популярны Интернет-конференции – для обмена опытом по решению управленческих проблем. Очные формы – это тьюториалы, выездные школы, тренинги и группы самоподготовки. Также к оргформам можно отнести экзамены и письменные работы.

Тьюториал подразумевает работу в подгруппах, подготовку студентами совместных проектов. Во время подобной работы развиваются навыки активного слушания, публичного выступления, работы в команде. Такие встречи проходят раз в месяц, длительность каждой – около пяти часов.

Выездная трехдневная школа организуется один раз в полгода, студенты анализируют проблемы из реальной практики действующих организаций и полученные знания проецируют на проблемы собственных компаний, разбираясь в причинах возможных своих затруднений.

Дважды в течение трехмесячного модуля пишется работа, служащая итогом осмысления изученного материала. Менеджер должен проанализировать, что дало применение в его отделе теоретического материала: к примеру, внедрение новой системы оценки качества или способа улучшения маркетинговых коммуникаций. Многие идут потом с этой письменной работой к директору как с бизнес-планом и нередко получают повышение. А кто-то задумывается о создании собственного бизнеса, видя, что их руководство менять привычный уклад не готово.

— Какие новые формы появляются в рамках «смешанного обучения»?

— В дистанционной части сейчас появилась такая форма, как «вебинар» — тьютор ведет семинар в режиме онлайн, демонстрирует слайды и видео на экране, при этом студенты могут задавать ему вопросы и общаться в чате.

Одна из новых очных форм в нашем институте получила название «Живое дело». Сначала группа изучает теоретический материал, затем применяет его на практике в компании, где работает один из студентов. Все обучающиеся – топ-менеджеры, но здесь они готовы даже встать за прилавок в торговой точке, чтобы понять потребности потребителей и то, как с ними работать.

— Как повлиял кризис на популярность программ?

— С одной стороны, те, кто только задумывается о необходимости бизнес-образования, сейчас действительно экономят. Так, в нашем институте действует несколько ступеней стратегической профессиональной подготовки – и на первой из них студентов стало меньше, чем до кризиса.

В то же время набор на 3-ю ступень, после которой выдается диплом МВА, возрос в два раза. На мой взгляд, такие менеджеры более дальновидны – ведь знание того, как выбрать правильную стратегию, поможет их компаниям не только без потерь пережить сложные времена, но и использовать текущую ситуацию в свою пользу.

Прогноз развития рынка бизнес-образования России 2019

Рынок бизнес-образования, как и любой другой рынок услуг, не связанных с услугами первой необходимости, является чувствительным к кризисным явлениям в экономике, особенно настолько масштабным,...

Новая совместная российско-французская магистратура «Международный менеджмент: технологии стратегического прорыва»

Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по праву считается родоначальником и лидером бизнес-образования в России.

Сергей Щенников: Бизнес-обучение позволяет получать от кризиса пользу

Образовательные программы

Executive MBA — Стратегическое и корпоративное управление

Программа дает концептуальный подход для эффективного управления компанией. Овладение методами стратегического и корпоративного управления позволяет руководителю организовать эффективную систему управления, проводить структурные изменения корпорации.

General MBA «Стратегический менеджмент»

Стратегическое управление, нацеленное на рост инвестиционной привлекательности бизнеса, цифровая трансформация, развитие лидерских качеств.

МВА — Маркетинг-менеджмент

Подготовка директоров по маркетингу и продажам, добавляющих ценность товару или услугам компании и обеспечивающих ее конкурентоспособность.

Две трети россиян не имеют достаточных накоплений, а у каждого пятого сбережений нет вообще

Лишь 26% россиян имеют достаточные финансовые сбережения, которых хватит более чем на 3 месяца в случае потери дохода...

В России 40% курьеров имеют высшее или незаконченное высшее образование

Среди специалистов, имеющих дипломы и работающих в сфере доставки, 10% являются специалистами в области IT.