Деньги – лучший мотиватор. Шесть заповедей успешного кадровика в 2010 году

Екатерина Чекмарева Источник: Slon.ru

Slon.ru опросил руководителей, HR-директоров и консультантов и вывел шесть основных тем, которые будут волновать кадровиков на протяжении всего этого года.

Для многих компаний и работников начнется постепенное возвращение к «норме». И это коснется не только приятных бонусов вроде английского на работе, которые многие компании порезали первым делом. Аналитики из Ernst & Young прогнозируют, что больше половины компаний будут повышать зарплату, – правда, в основном, в пределах 10%.

Возвращается и политика активного найма: как говорит генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова, многие фирмы планируют расширение штатов.

Совладелец «Зелдис-Фарма» Никита Быстров уверен, что вложения в сотрудников должны окупиться.

Председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили предостерегает работников от излишнего оптимизма: рынок от кризиса еще не восстановился, вакансий не так много, и удержать персонал по-прежнему довольно просто.

Но масса соискателей – далеко не всегда благо. Количество кандидатов выросло в разы, а качество ухудшилось.

ИЗОБРЕСТИ РЕКРУТИНГ ЗАНОВО

На вакансию рядового дизайнера приходит около 200 резюме, но брать на работу некого, жалуется глава рекламного агентства «Мысли» Виктор Копченков: уровень соискателей довольно низок. Поэтому приходится изобретать новые способы рекрутинга.

Копченков и его коллеги решили искать новых членов команды через социальные сети. Там они вывесили баннеры – объявления о вакансии арт-директора. Баннеры были построены в виде вопроса, чтобы привлечь внимание публики, но в тоже время сразу отсечь необразованных и ленивых кандидатов. Например, отправить портфолио работодателю могли только те, кто знает, какие цвета скрываются за экзотическими названиями: «паука, замышляющего преступление» (оттенок серого), или «последнего вздоха жако» (желто-рыжий).

Казалось бы, под рукой Google, в котором есть все ответы. Но таким методом число соискателей удалось сократить до семи, из них и выбрали подходящего человека.

НЕПРИВЫЧНАЯ ЗАБОТА

Перед компаниями Калуги возникла удивительная для кризиса проблема: кадров не хватает. Сюда один за другим приходят крупные автомобильные концерны, но в городе слишком низкий уровень безработицы – уже в ближайшее время при запуске всех строящихся мощностей ожидается кадровый голод.

«Нам нужно подумать вместе с администрацией региона, как эту проблему решить», – говорит директор по персоналу Volkswagen Group Rus Ярослав Холечек. Один из рассматриваемых вариантов – строительство общежитий, что позволит привозить людей из соседних областей.

Такое возвращение к советским принципам заботы о сотрудниках в кризис кажется странным, но дефицит кадров – куда более фундаментальная проблема, и в промышленности он будет все нарастать.

ПРЕМИЯ – ВСЕМУ ГОЛОВА

В кризис компаниям пришлось закрыть многие проекты, особенно экспериментальные и новаторские. Так что возможностей мотивировать сотрудника нестандартной и интересной задачей теперь почти нет. Воодушевить на новые подвиги рукопожатием или личной благодарностью руководства – нереально, признает президент торговой сети «Виктория» Николай Власенко. Так что сейчас деньги остаются главным способом мотивации.

Алена Занегина из кадрового «Агентства Контакт» считает, что компании уже во второй половине года начнут повышать зарплаты сотрудников. Но все-таки возможности поднимать оклад ограничены. Директор по персоналу фармацевтической фирмы «Оболенское» Светлана Мальцева обещает сотрудникам не только пересмотреть зарплаты, но и ввести различные материальные поощрения: новый автомобиль или ноутбук, турпоездка или переоборудование рабочего места – все в зависимости от результатов сотрудника и его значимости для компании.

В прошлом году о бонусах было лучше не заикаться. В этом году премиальная часть зарплаты, зависящая от объема работ и достижения поставленных целей, станет играть более важную роль. Стахановский принцип работы в этом году позволит заработать на 20–30% больше, думает Долякова. А Власенко из «Виктории» собирается ввести не очень распространенную пока в России форму поощрения – опционы.

Компании планируют расширить горизонт премирования. В прошлом году премия чаще рассчитывалась каждый месяц заново, но ситуация стабилизируется и компании могут планировать на более продолжительный период, говорит вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию Capital Group Юлия Сушкова.

Ну а те, кто ведет себя пассивно, останутся не только без премии, но и без работы. Директор по маркетингу и продажам компании «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин с радостью готов увольнять таких работников: увеличить доход перспективных сотрудников удается как раз за счет сокращения затрат на низкоквалифицированных специалистов.

КУЛЬТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА

Хоть хорошим отношением сотрудников не удержишь, польза для коллектива от них очевидна. В фирме Capital Group решили, что сейчас – самое время укреплять внутренние коммуникации. Это компания собирается делать при помощи внутреннего портала, объединяющего корпоративный новостной ресурс, внутреннюю базу данных, справочник по компании и близлежащей общественной инфраструктуре – кафе, магазинам, банкоматам. Укреплять корпоративную культуру собираются и в «Северстали».

УЧИТЬ САМЫХ ЛУЧШИХ

Компании, обжегшиеся на бесконтрольном росте трудовых издержек в предкризисные годы, нанимать новых сотрудников теперь будут с опаской. Идеальный сотрудник – универсал, который разбирается сразу в нескольких областях, легко обучается и за счет этого выполняет больший объем работы. Но хотя в целом расходы на персонал в этом году вырастут, массовое обучение по карману немногим.

Более рационально разделить сотрудников на несколько групп, советует Занегина. Одни и так уже работают на максимуме, и обучение их результаты сильно не поднимет. У других хорошие перспективы, но без курсов повышения квалификации этих перспектив не добиться – на них-то и нужно тратиться (очевидно, есть и те, кто только начинает работу или просто безнадежен: тренинги им не помогут).

В «Эссен продакшн», производящей соусы (бренд «Махеев»), тренинги уже расписаны на год вперед, говорит генеральный директор Леонид Барышев. Он в первую очередь делает ставку на менеджеров по продажам: сейчас главное направление развития – повышение объемов сбыта.

БРЕМЯ ЗАКОНОВ

В компании Volkswagen не считают российские законы идеальными. Зная, как важно для автомобилестроителей гибко менять загрузку работников, Ярослав Холечек говорит, что трудовое законодательство не способствует к этому. «Мы работаем с представителями наших сотрудников и с профсоюзами, чтобы найти решение, компромисс между тем, чтобы гибко реагировать на изменения на рынке, и тем, чтобы грамотно распределить нагрузку на персонал», – отмечает он.

Но такого решения за первый год кризиса не удалось найти практически никому. Любое ухудшение обстановки вновь обострит отношения работодателей с Трудовым кодексом. На защиту работников, когда нужно, встанут и трудинспекция, и суд, и прокуратура.