Копировать зарубежный опыт в обучении управлению бесперспективно

Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ) Источник: РИА "Новости"

Одним из вариантов совершенствования компетенций руководителей в нашей стране является президентская программа подготовки управленческих кадров.  О том, как проходит обучение по программе, что оно дает слушателям, в интервью РИА Новости рассказала выпускница проекта Светлана Лебедева.

—  Светлана, расскажите, пожалуйста, где вы работаете? Какие функции выполняете?

— С 2006 года я руковожу Центром инновационных образовательных технологий – структурным подразделением Института менеджмента, маркетинга и финансов в Воронеже. Наша задача – обеспечивать совершенствование образовательных услуг вуза и повышение их качества на основе применения современных программных и технических средств, обеспечивая доступность всего этого тем, кому необходимо.

Например, при создании учебного видео, помимо сведений из каждого отдельного предмета мы используем знания из различных областей – информационных технологий, тележурналистики, психологии и педагогики, применяем сложные программные средства. А студентам предлагаем диски, которые можно просматривать с минимальными техническими требованиями, например, на бытовом DVD-проигрывателе.

— Почему вам потребовалась переподготовка и каким образом вы выбирали программу?

— Первого высшего образования было достаточно для работы специалистом, но не руководителем. Я испытывала нехватку знаний. Президентской программой я заинтересовалась, услышав отзывы о ней от нескольких выпускников, с кем сталкивалась по работе.

Когда вокруг столько курсов, в этих привлекала системность и целостность, встроенные в интенсивный, но вместе с тем позволяющий совмещать учебу с работой график. Название «Президентская» было для меня гарантом качества. Ко всему прочему, обучение было бесплатным.

— Где вы учились? Какие занятия оказались полезнее всего?

— Обучение проходило на базе Воронежского государственного университета. Преподаватели в основном — сотрудники экономического факультета вуза. Обучалась я по направлению «Менеджмент» и интересовалась вопросами управления персоналом, корпоративного обучения, оценки и аттестации, стратегического менеджмента.

В учебном плане были также, например, экономическая теория, маркетинг. Казалось бы, зачем? Но в итоге их изучение помогло лучше понять бизнес-процессы, происходящие на предприятии.

Очень полезной оказалась дипломная работа. Она была связана с постановкой и организацией корпоративного обучения, однако у моего дипломного руководителя отсутствовал опыт работы на предприятии. Готовя теоретическую часть, я сразу проверяла теорию на практике. Что-то работало, что-то нет.  Мы все обсуждали. И эта совместная работа, несогласие, дискуссии, совместные находки оказалась особенно ценны.

— Проходили ли вы практику за рубежом? Где и чему учились?

— Стажировалась в Германии, в Экономической академии земли Шлезвиг-Гольштейн, изучала инновационный менеджмент и опыт работы предприятий сферы информационных технологий.

Основной акцент в обучении был сделан на знания, которые необходимы при реализации международных инновационных проектов – договорные, финансовые, таможенные.

Очень полезными были посещения германских предприятий. Менеджмент и технологии существенно отличаются от наших, поэтому пытаться буквально использовать западный опыт — бесперспективно.

Насколько я могу судить, в области образования Россия обладает колоссальным опытом, традициями и потенциалом для решения задач любого уровня сложности.

Но с точки зрения инноваций – когда требуется идея – значение кросскультурных коммуникаций сложно переоценить.

Использовать информационные технологии в образовательной деятельности на Западе стали лет на 10 раньше, чем у нас. Накоплен опыт, разработаны схемы – их необходимо изучать, чтобы искать собственные подходы, эффективные именно в наших условиях. То есть не привносить нечто новое и под это «подгонять» материальные и людские ресурсы, а, исходя из имеющихся условий, разрабатывать нечто новое, что будет помогать развитию.

— Приведите, пожалуйста, пример.

— В Германии мне очень понравилась система привлечения преподавателей к работе. Штатных лекторов в академии, где я училась, практически нет, в основном приглашенные. Они очень мобильны и могут преподавать в разных вузах по всей стране. Утром в одном университете, вечером — за 600 километров — в другом.

Можем ли мы применить такой метод? Вряд ли. Нам придется решать вопрос с дорогами, достойными гостиницами.

Предположим, «гуру» все-таки пригласили. Но нельзя сделать так, чтобы он смог преподавать в филиалах в разных городах. То есть немецкая схема буквально не применима, сам же подход – преподаватель едет к студентам – разумен.

Наш путь решения – добиться того же с помощью видеотехнологий, интернет-конференций. И, конечно, не отменяется очное общение, максимально возможное с точки зрения рентабельности процесса.