Томас Гэд: «Для России нынешний кризис похож на сдачу последнего экзамена по свободной рыночной экономике. Если у вас нет четкой идеи, связанной с новой реальностью, значит, пришло время ее выработать, создать эту часть бизнес-стратегии»…
Многие компании сегодня меняют отношение к брендингу. Это выражается в поиске новых инструментов развития, методов продвижения, а часто и в том, что фирмы просто перестают уделять внимание маркетингу, сокращая таким образом расходы. Тем не менее эксперты говорят, что сейчас – самое время укреплять бренд, ведь сделать это можно легче и дешевле. Только старые подходы применять уже не стоит.
Об особенностях брендинга в России, типичных ошибках бизнеса, а также о том, какую стратегию продвижения должна выбирать компания, оказавшаяся в трудном положении, в интервью корреспонденту «Эксперта
Создание отношения
– Как нестабильная экономическая ситуация влияет на брендинг? Что нового появилось в запросах ваших клиентов?
– Если до кризиса брендинг был
Сейчас не хватает доверия к брендам, причем не только по отношению к банкам и международной финансовой системе, но также среди предпринимателей и потребителей. Поэтому мы ощущаем возрастающий интерес компаний к поиску новых инструментов развития, в первую очередь – корпоративных. Они пытаются понять, как построить бренды новой формации, которые мы называем брендами отношений. Бренды отношений формируются в первую очередь за счет продуманной политики вовлечения всех заинтересованных групп (стейкхолдеров) в развитие бренда. Компании видят необходимость выстраивать отношения не только с клиентами, но и с партнерами, обществом, своим персоналом. В отличие от брендов старой формации, бренды отношений не требуют безумных денег на классические рекламные коммуникации. Возрождение идет через системы
– Насколько изменился взгляд на брендинг как таковой? Готовы ли компании сегодня вкладываться в это направление? Ведь затраты на маркетинг сокращают одними из первых.
– Затраты, затраты, затраты… Брендинг – это не только затраты, но и доходы. Ведь вы занимаетесь брендингом не для того, чтобы отчитаться о суммах, потраченных на рекламу и PR, а ради увеличения прибыли, стоимости компании. Невозможно стать победителем, если постоянно думать как все, особенно в ситуации кризиса. Именно поэтому необходимо рассматривать работу по усилению бренда как наиболее важный стратегический инструмент в бизнесе, помогающий преодолеть тяжелые времена и добиться успеха.
Брендинг никуда не исчез в результате кризиса, просто многие компании перестали управлять брендом, видимо, посчитав, что на это нет денег. Однако наши клиенты не перестали обращать внимание на удачные и неудачные шаги компаний. Яркий пример – многочисленные провалы банков на фоне сложностей, возникших у многих компаний с финансированием проектов. Банки, а точнее их менеджеры, заботясь больше о своих бонусах, забыли о том, что успех финансового института определяет отношение к нему клиентов. Это характерно для многих финансовых организаций всего мира.
Поэтому важно помнить, что бренд – это не то, как эффективно мы рекламируем себя, а то, как оценивают наше поведение и выполнение наших обещаний партнеры. И в связи с этим возрастает роль персонала организации. Бренд и персонал работают в связке. Мы строим сильный бренд, чтобы получить эффективных и сильных сотрудников, а они действуют так, чтобы усилить бренд организации.
Кто выживет?
– Как переживают кризис известные бренды? Есть ли примеры антикризисного ребрендинга, которые вы могли бы назвать успешными?
– Брендинг нельзя рассматривать как антикризисный инструмент, это инструмент стратегический. Поэтому на самом деле я не вижу
С другой стороны, многие компании сейчас стараются понять, как влияет изменение
– Какие бренды,
– Уже трудно делить бренды на российские или мировые, да и кризис затронул все компании без исключения – вне зависимости от размеров, национальности, индустрии. Для России нынешний кризис похож на сдачу последнего экзамена по свободной рыночной экономике. До кризиса вы жили во времена постоянной спешки. Бизнес был относительно простым видом деятельности: достаточно было просто присутствовать на рынке и пользоваться предоставляющимися возможностями. Сейчас же все будет иначе: рынок сузится, станет сложнее, конкуренция ужесточится. Понадобится больше ума, сообразительности. Придется существенно отличаться от других, чтобы иметь успех у потребителей. Самое время сесть и подумать, какие стратегические шаги можно сделать сейчас, во время выхода из кризиса, для развития бизнеса на уже другом, более сложном рынке. Если у вас нет четкой (для инвесторов, для вас и ваших сотрудников) идеи, связанной с новой реальностью, значит, пришло время ее выработать, создать эту часть
– Есть ли особенности брендинга в России? Какие составляющие еще нуждаются в существенной доработке?
– В действительности я вижу много схожего в работе с российскими и западными партнерами. Отмечу, что во многих российских компаниях можно чаще встретить оппортунизм, нежели стратегию. Наш партнер в области аудита и исследований брендов компания DEMIND несколько месяцев назад по моей просьбе оценивала особенности процесса создания и развития брендов в России и странах СНГ. Исследование подтвердило, что лишь небольшая часть проектов, именуемых в России брендинговыми, действительно направлены на серьезную работу над брендом, а не просто над изменением его названия. Более трех четвертей проектов в этом направлении ограничивались лишь косметическими переменами, не меняя суть организации.
Но сейчас у вас появилась возможность оценить различные виды стратегий и достижений в условиях, когда бренды и активы приобрели свою истинную, а не спекулятивную стоимость. Именно сейчас можно измерить реальную лояльность покупателей, рыночный потенциал. Это действительно необходимо российским брендам.
– В чем специфика восприятия брендов российскими потребителями? Что их больше всего «цепляет»?
– Что касается отношения потребителей к брендам, то, по данным того же исследования DEMIND, среди россиян пока низка лояльность к брендам и высока готовность к переключению на новые бренды. Связано это с пока еще слабым конкурентным насыщением многих рынков или с их начальной стадией развития. Опять же, использование инструментов старой школы, направленной на создание транзакционных брендов, не позволяет в достаточной мере формировать у потребителей истинную лояльность к брендам. Возможно, в период резкого роста экономики этого и не требовалось в полной мере.
HR-бренд
– Вы проводите
– Главное – четко понимать, что не существует отдельно
Я считаю, это связано с тем, что коммуникации с рынком труда и персоналом вышли за рамки регламентирующих документов и требуют более системного подхода. Бренд работодателя все больше рассматривается как составляющая единого корпоративного бренда. Человек, развивающий бренд Snickers, работает и на Snickers, и на корпорацию Mars. Мы говорим о корпоративном бренде и дополнительно об особенностях его восприятия сотрудниками и потенциальными работниками.
Главная цель его развития – достижение эффективности бизнеса посредством более ясной и сильной корпоративной культуры, более сильной мотивации и самоидентификации работников и т.д., за счет чего сильные бренды достигают как внутренних целей, так и внешних.
– Многие компании сокращают персонал. Как работодатель может обезопасить свой бренд в данной ситуации?
– В первую очередь – ведите себя достойно, несмотря на всю сложность ситуации, и таким вас запомнят. Имейте в виду, что помнить о вас плохое будут гораздо дольше, чем прошлые заслуги. Сохранение положительного впечатления требует умения общаться. Люди не читают мысли – им нужно объяснять, что вы делаете и почему, и никогда не бойтесь показать, что вам действительно жаль, что вы вынуждены делать
Здесь важно понять, что у компании нет сильного бренда работодателя, если ее бренд сам по себе слаб. Поэтому я бы говорил о постоянном развитии бренда в рамках всей организации. Один из наших российских клиентов создал комитет по бренду, состав которого по структуре близок к совету директоров, дополненному сотрудниками коммуникационных подразделений и представителями службы управления персоналом. Таким образом компании удается четко координировать развитие бренда и изменения, происходящие в кадровой политике. Они способны выстраивать согласованные внешние и внутренние коммуникации, направленные на решение общей задачи – усиление бренда компании, даже с учетом трудных решений, которые принимались в связи с необходимостью сокращения персонала.
Мне видится, что в дальнейшем