Бизнес-кейс — игра по правилам бизнеса

Марина Борисова Источник: DW-World.de

Бизнес-кейс — это не портфель делового человека. Это поиск эффективного решения задачи в соответствии с поставленными условиями, своего рода игра, позволяющая применить академические знания в реалиях настоящего бизнеса.

Бизнес-кейс (от англ. business case — «экономическая модель») — это не только элемент обучения, но и один из популярных методов отбора персонала. Его применяют в «центрах оценки» — Assessment-center, к нему прибегают рекрутеры на индивидуальных собеседованиях. «90 процентов практики, 10 процентов теории», — такое определение дает бизнес-кейсу Андрей Середа.

Немецкий подход

25-летний студент программы MBA Высшей школы управления в Лейпциге (Leipzig Graduate School of Management или HHL) стал одним из победителей конкурса «Лидерский минимум», проведенного недавно журналом Harvard Business Review в России. Перед 136 участниками состязания были поставлены различные задачи. Так, Андрею предстояло решить, как увеличить доходы и прибыль российского оператора мобильной связи на рынке телекоммуникаций Индии, не пожертвовав при этом динамикой роста абонентов.

«В ответах своих конкурентов я заметил, что они не пытаются показать все возможные пути решения. А в Германии именно этот момент очень важен — показать, что вы понимаете задачу и все возможности ее решения», — делится своими впечатлениями студент MBA. По словам Андрея, нередко ответы при решении бизнес-кейсов ошибочно начинаются уже с выбранного варианта решения, в то время как важно показать все возможности компании и доказать правильность того или иного пути.

Решений может быть множество

На первый взгляд, бизнес-кейс, который Андрею предстояло решить в рамках конкурса «Лидерский минимум», был ему не по плечу. Казалось бы, откуда у российского студента, проходящего обучение в Германии, могут быть знания о ситуации на телекоммуникационном рынке Индии? Однако у Андрея есть свое объяснение успеха, а именно: тот факт, что 70 процентов студентов в его бизнес-школе  — иностранцы.

«В ходе всей учебы мы делились опытом работы в бизнесе в разных странах. В моей группе были и ребята из Индии, так что знания о стране и рынке у меня были «из первых рук», — поясняет он. В России, где молодой человек получил первое высшее образование, по его словам, ощущался дефицит международного опыта. «В моем университете большинство иностранных учащихся были из стран Африки и Азии. В Германии же я познакомился с ребятами со всего мира — из Латинской Америки, Канады, США, Италии, Испании», — говорит студент программы делового администрирования.

Наряду с международным опытом к главным преимуществам немецкого подхода к преподаванию бизнеса, по словам Андрея, можно отнести и «любовь немцев к упорядочиванию». Умение четко структурировать пути решения задачи, приобретенное им во время занятий, — это несомненное преимущество при решении бизнес-кейсов.

Главное — логика

Бизнес-кейсы не только помогают студентам проверить теорию на практике. Поломать голову над решением той или иной бизнес-задачи полезно и с точки зрения развития личных качеств, ведь приобретаемые навыки и опыт могут оказать хорошую услугу в дальнейшем при трудоустройстве. «Бизнес-кейс — это одна из самых известных методик отбора персонала в консалтинговых компаниях», — подчеркивает Андрей Середа. В Assessment-center или на собеседовании менеджеры по персоналу могут предложить соискателям за полчаса решить бизнес-кейс. При этом от кандидата не потребуют ни черновиков, ни записей.

Другое дело — экзамен. Разыгрывание бизнес-ситуаций входит в программу всех «продвинутых» университетов и бизнес-школ. «Нам давали два-три часа на решение, объем доходил до трех страниц, — рассказывает Андрей Середа. — На дом же приходилось брать тексты объемом в 30-40 страниц, тогда и ответ получался не меньше шести листов».

Главное правило в бизнес-кейсах — это четкая постановка цели и ее последовательное достижение. Из ценных подсказок преподавателей  за время учебы в Лейпциге Андрею больше всего запомнились слова руководителя его программы: «Если в вашем решении изначально нет правильной логики, то бизнес-кейс будет провален». «В решении бизнес-кейса однозначно больше логики, чем вычислений, — добавляет Андрей. — Ведь современная вычислительная техника позволяет получить любые цифры и модели».

Теорию можно перенести на практику

А всегда ли есть единственно правильное решение? Этот вопрос студенты бизнес-школ нередко задают своим преподавателям. Обсуждал его со своими профессорами и однокурсниками и Андрей. «Один из бывших консультантов McKinsey, а ныне преподаватель университета в Нюрнберге сказал нам, что решения, которые предлагают авторы, не всегда самые правильные, а студентов обычно оценивают по изобретательности и пониманию сути проблемы», — говорит Андрей.

Бизнес-кейс — это все-таки выдуманная ситуация, хотя и придумывают ее, как правило, люди с практическим опытом. Универсального решения нет, для бизнес-кейсов надо запастись терпением и креативностью, сделал для себя вывод Андрей. Правильность этих выводов он проверил в рамках жесткой конкуренции, приняв участие в конкурсе Harvard Business Review. По его бизнес-ситуации были отмечены решения еще семи конкурсантов, многие из которых — это «матерые» менеджеры, главы представительств крупных компаний.

Сейчас Андрей проходит стажировку на предприятии, основанном выпускником Высшей школы управления в Лейпциге, и вместе с коллегами составляет бизнес-план для развития нового направления его бизнеса. «Мы применяем методику, с которой познакомились на занятиях при решении кейса про франчайзинг. Разумеется, кейс, который мы решали в классе, отличается от реальной ситуации, однако 50 процентов академических знаний стали для меня основой для решения в бизнесе», — подводит итоги Андрей.