Год назад, верстая бюджеты на кризисный 2009-й, большинство компаний урезали бюджеты на корпоративное обучение своих сотрудников. Как это отразилось на бизнес-школах? Чему и как учат там сегодня? Должен ли бизнес участвовать в подготовке кадров для новой, инновационной экономики? На эти и другие вопросы на «Деловом завтраке» в «Российской газете» отвечал Михаил Эскиндаров, известный ученый, доктор экономических наук, ректор одного из ведущих финансово-экономических вузов России — Финансовой академии при правительстве Российской Федерации.
— Этот год многим учреждениям, специализирующимся на бизнес-образовании, дался нелегко. Как вы переживаете кризис?
— Трудности ощутимы. Число желающих получить МВА уменьшилось, особенно это заметно на программах по банковскому менеджменту. Потому что фактически платили за обучение слушателей банки, финансовые структуры, крупные корпорации. А серьезное бизнес-образование оно дорогое. У нас есть, например, программа по 18 тысяч долларов в год. И она была очень востребована. Мы реализовывали ее вместе с университетом Франкфурта, занятия велись на английском языке, серьезная была подготовка, но мы были вынуждены сократить эту программу. В прошлом году Финансовая академия заработала свыше миллиарда рублей. В этом году — на 20% меньше. Но мы рассчитываем, что в следующем году опять вернемся к показателям 2007 года.
— Ваши выпускники программ бизнес-образования в России работают?
— Сегодня в основном в России. Это в 90-е годы много ребят уезжало. Работали в Лондоне и других финансовых центрах. Но очень многие вернулись. И работают уже здесь.
— Какие еще изменения по программам бизнес-образования произошли? Корпоративных стало больше или меньше?
— Корпоративных программ сегодня стало больше. Наш институт делового администрирования и бизнеса имеет долгосрочное соглашение с «Лукойлом», Центробанком, «Газпромом». Именно на обучение по корпоративным программам. И там достаточно активно идет работа, и нет проблем. А вот другое наше учреждение — Международная школа бизнеса, которая существует всего два года на рынке, там некоторый отток слушателей ощутим. И не потому, что они ушли в другое учреждение, а потому, что у людей нет финансовых возможностей для получения образования. Но я верю, что это явление временное.
— Знаю, что в некоторых вузах сделали упор на краткосрочные курсы, понимая, что их легче поднять потребителю.
— У нас на таких курсах — мы говорим о различных формах повышения квалификации — в этом году побывало около 25 тысяч человек. А рекордным в этом смысле был 2007 год — почти 50 тысяч человек.
— Как вы оцениваете всевозможные выставки и форумы по бизнес-образованию, которых в последнее время проходит немало? Есть от них реальная отдача?
— Отвечу на ваш вопрос статистикой по нашему институту делового администрирования и бизнеса, в котором недавно проводился опрос слушателей. Так вот, 48% из них заявили, что узнали об институте из Интернета, ознакомившись с сайтом Финансовой академии, еще 30% вуз рекомендовали наши выпускники прошлых лет, из оставшейся части нынешних слушателей, около 15%, впервые узнали об институте на выставках.
— Какой импульс вуз может дать бизнесу, чтобы еще более активно привлечь компании к сотрудничеству?
— Это вопрос достаточно сложный. Особенно в нынешних условиях. Во время кризиса каждый бережет копейку. Но сейчас даже не вузам нужна первоочередная помощь, вузам немало внимания уделяется. Я считаю, что промышленные, финансовые и другие корпорации в первую очередь должны уделить внимание начальному профессиональному образованию.
Когда мы выйдем из кризиса, кто будет восстанавливать промышленность, если у нас фактически нет квалифицированной рабочей силы? Мы исчерпали резерв кадров, подготовленный еще в Советском Союзе. А смены нет. Система начального профессионального образования разрушена, нужно, чтобы бизнес вкладывал деньги на ее восстановление.
— Разве это не зона ответственности государства готовить кадры для инновационной экономики?
— А для кого готовятся эти кадры, кто потребитель этого продукта? Конечно, предприятия и компании. Может, государство и будет участвовать — материально-технической базой, к примеру, помещениями, но потребности промышленности лучше самих предприятий не знает никто. Они должны для себя готовить специалистов.
— Как вы полагаете, рано или поздно корпорации дозреют до этой мысли?
— Да. И многие, поверьте мне, это уже делают. Я сам член совета директоров одной крупной компании. И там активно занимаются подготовкой кадров, вкладывая немалые средства.
— Вопрос о качестве подготовки специалистов. Есть мнение, что учиться четыре года, к примеру, на инженера — это очень мало, дескать, получаются такие специалисты-недоучки. У экономистов мнение другое?
— Не у всех. Но мое мнение, что 4 года вполне достаточно для того, чтобы выпускник, имеющий диплом бакалавра, шел на работу. На первом этапе разделения высшего образования на два уровня, конечно, многие будут стремиться попасть в магистратуру.
В вузах, которые не первый год практикуют эту систему, 80-85% выпускников бакалавриата сначала идут в магистратуру, но через 5 лет ситуация меняется, и продолжают обучение в магистратуре максимум 25 процентов, остальные идут работать, или поступают в бизнес-школы, или на курсы повышения квалификации. Считаю, что для экономистов это вполне нормально. Но мою точку зрения разделяют не все. Есть вузы — и не малая группа, где полагают, что 4 года для подготовки бухгалтера это мало.
— За четыре года можно многому научиться, были бы способности. Вашей академии грех жаловаться на отсутствие талантов, к вам, как известно, поступают лучшие из лучших. Радует, что и «Российская газета» также имеет к этому делу непосредственное отношение…
— Да, вот уже третий год подряд газета и академия совместно с Банком Москвы проводит всероссийский творческий конкурс «Миссия выполнима. Твое призвание — финансист!» Его цель — привлечение талантливой молодежи со всей России для учебы в нашем вузе. Для всех заинтересованных ознакомиться с положением конкурса напоминаю, что сделать это можно на сайтах: www.internet-konkurs.fa.ru и www.rg.ru.
Банк Москвы на протяжении многих лет оказывает поддержку ведущим российским вузам — Финансовой академии, МГИМО. Интерес Банка Москвы к образовательным программам не случаен: банк внимательно следит за учебой лучших студентов и рассматривает их как потенциальных кандидатов для приема на работу. Кстати, лучших ребят еще во время учебы Банк Москвы приглашает на практику.