Безработица выкинула белый флаг. Офисных служащих перестали запугивать сокращениями

Семешов Андрей Источник: "Труд"

Первыми об этом ещё в начале осени объявили сразу несколько крупнейших банков: на корпоративные e-mail сотрудникам (тексты немедленно попали на сайты информагентств) пришло письмо с оптимистичным заявлением: «Кризис закончился. Сокращений не будет. Урезанные зарплаты восстановим. Давайте перестанем бояться и начнем работать».

Поначалу этим лозунгам верить не спешили — воспринимали их скорее как уловку для повышения мотивации. Однако время доказало, что топ-менеджмент банков не лукавил, и как минимум для «белых воротничков», похоже, все неурядицы остаются в прошлом.

Начиная с февраля, когда страна окончательно отошла от застолий, офисных тружеников стали в массовом порядке выставлять на улицу. Первыми под сокращение попали всяческие помощники менеджеров вместе со специалистами всех мастей, но вскоре из зарплатных ведомостей начали исчезать целые отделы: рекламы, связей с общественностью, торговых представителей и т. п.

Сильнее всего досталось банкирам и финансистам. Многие денежные дома минимизировали деловую активность с пропорциональным урезанием штатов. А многочисленные консалтинговые компании и вовсе ликвидировались. То же самое касалось страховых агентов, риелторов, различных sales-менеджеров и пр. Разумеется, новых вакансий, сопоставимых с прежними, рынок труда им не предлагал.

Вставать на учет в центры занятости населения они тоже не спешили: кто-то просто не брал в расчет возможность получить помощь со стороны государства, другие решили, что им необходим длительный отдых. Наконец, многие просто побоялись «марать» трудовую книжку пометкой об официальной регистрации в статусе безработного. По их логике, если пробел в трудовой работодатели расценят как желание взять паузу и перевести дух, то поход в центр занятости — как капитуляцию.

При этом опрос HR-менеджеров, проведенный «Трудом», показал, что ошибались и те и другие. Немногочисленные работодатели, как правило, предпочитали тех кандидатов, которые рассылали резюме на следующий день после увольнения. Это расценивалось как высокая заинтересованность претендента в рабочем месте.

Тех «белых воротничков», которые все-таки переступили порог центра занятости, особенно в мегаполисах, ждало удивительное открытие: многие вакансии оказывались весьма привлекательными. Зарплаты в 40–50 тысяч рублей и выше были отнюдь не редкостью.

А вот в менее крупных населенных пунктах «воротничкам», как правило, предлагалось поменять цвет с «белого» на «синий». То есть перейти из разряда офисных сотрудников в рабочие. Примечательно, что согласившихся на такое понижение после бесплатного обучения ждали весьма неплохие оклады и стабильное рабочее место. Так что теперь многие из них, даже получив предложение вернуться в прежнюю сферу деятельности, отказываются, предпочтя должности менеджера гарантированную востребованность на рынке труда и конкурентную зарплату.

С теми, кто на столь радикальные шаги не решился, пока не все радужно. Пожалуй, окончательно успокоиться могут лишь те из них, кто пересидел кризис в офисе. Судя по всему, дальнейшие сокращения и урезания им не грозят. Наоборот, хозяева бизнесов начинают «оттаивать» и возвращать бонусно-премиальные схемы, планировать корпоративные встречи Нового года и пр.

Высоки шансы вернуться в родные офисы и у менеджеров среднего звена. Компании начинают реанимировать ранее замороженные направления: реклама, информационные технологии и т. д., вновь «надувают» штат специалистов по продажам.

А вот оказавшийся не у дел топ-менеджмент по-прежнему вынужден бороться за вакантные кресла. По-настоящему привлекательных позиций на рынке не так много. И на свободную должность руководителя, как правило, HR-менеджеру приходит свыше 100 резюме.