За последние несколько лет слово «тренинг» стало настолько популярным и повсеместным, что стало утрачивать свое первоначальное значение, и нашло отражение практически в любом мероприятии, связанным с обучением персонала в компании. Так, трехчасовые занятия по освоению правил работы с клиентами, обучение сотрудников новым продуктам, техническое обучение, систематические встречи, проводимые для 3-4 человек и трехдневное обучение групп из 10 человек, объединились под единым названием: «тренинг». Насколько оправдан подобный подход? Как определить, что на самом деле является тренингом, а что относится к иным формам обучения персонала?
— Я работаю тренинг-менеджером в компании по производству и продаже ювелирных изделий, самостоятельно провожу тренинги, а также, участвую в процедуре выбора компаний-провайдеров для обучения высшего руководящего состава. Все тренинги, которые проводятся тренинг-менеджерами нашей компании длятся в среднем 3-4 часа и этого достаточно, чтобы сотрудники усвоили необходимые знания и умения, однако, я столкнулась с тем, что большинство тренинговых компаний, проводящих обучение наших топов, отказываются проводить обучение в таком же формате (хотя, он удобнее для нас), настаивая на 2-3 дневных тренингах с отрывом от работы. Они мотивируют это тем, что при 3-4 часовом формате обучения в группе не запустится необходимая динамика, и обучение не принесет должного результата. Верны ли доводы представителей этих компаний? Если да, то как можно объяснить высокие результаты от тренингов, проводимых нашими специалистами?
Алевтина. Тренинг-менеджер.
Алевтина, рады, что Вы уделили внимание столь серьезному вопросу, и задумались об эффективности различных форматов обучения, используемых в Вашей компании. Сразу отметим, что мы целиком и полностью придерживаемся мнения наших коллег относительно продолжительности обучения в тренинговом формате, и считаем, что говорить о полноценном тренинге можно лишь в том случае, когда его протяженность составляет не менее двух дней. Это связано с особенностями протекания групповой динамики. Тренинг – это интерактивный процесс, предполагающий использование внутренней энергии группы. За время тренинга между участниками возникают симпатии и антипатии, распределяются роли, формируются группировки. Перед тренером стоит задача создать такую обстановку, в которой каждый участник мог бы внести вклад в работу группы и ощутить себя ее полноправной частью. Этот процесс требует времени — ребенка, не научившегося ползать, невозможно научить прыгать!
Теперь – к вопросу о результатах обучения. Давайте обратим внимание на цели и содержание обучающих мероприятий, которые осуществляются в Вашей компании.
Скорее всего, обучение, которое проводят Ваши внутренние специалисты, направлено на передачу знаний (и здесь вернее будет говорить не о тренинге как форме обучения, но о семинаре с использованием практических заданий). Такое обучение, несомненно, решает поставленные задачи по передаче знаний сотрудникам и является весьма эффективным.
Также, мы можем говорить о 3-4 часовых тренингах, направленных не только на передачу знаний, но и на изменение установок, однако, это возможно только в «сработанной» группе, состав которой от тренинга к тренингу неизменен (даже один новый участник повлияет на целостность группы и достижение поставленных задач будет затруднено).
Тренинги, протяженностью от двух дней, в том числе, проводимые приглашенными специалистами, направлены как на усвоение новых знаний, так и на изменения в поведении участников.Такое обучение помогает объединить опыт участников, использовать групповые эффекты, которые актуализируют необходимость в обучении, и повышают ценность технологий, предлагаемых тренером.
Таким образом, мы можем говорить о разности целей, стоящих перед обучением, а, следовательно, разности подходов к решению этих целей.
— Генеральный директор нашей компании поставил задачу провести однодневный тренинг для новых сотрудников отдела по работе с клиентами. По мнению нашего руководителя, более длительное обучениенецелесообразно для компании, поэтому, за один день, участникам тренинга предстоит познакомитьсясо стандартами компании, выработать навыкиэффективных продаж иработы со сложными клиентами. Передо мной стоит сложная задача (т.к. информации много, а время ограничено), но, тем не менее, мне интересно взяться за нее. Подскажите, как правильно организовать тренинг, сделав его максимально эффективным для участников и полезным для компании?
Яна. Менеджер по обучению персонала.
Яна, мы понимаем Ваше желание решить поставленную задачу и сделать тренинг эффективным, однако, если мы затронули вопрос эффективности обучения,а не формального исполнения указаний руководства, то следует идти от его задач: познакомить участников обучения со стандартами компании, освоить умения ведения эффективных продаж, изучить правила работы со сложными клиентами. Как Вы сами отметили, перечисленные задачи предполагают введение достаточно внушительного объема новой информации. Если Вы решите проводить обучение одним днем, то придется пожертвовать тренинговым форматом обучения, т.к. занятие автоматически перейдет в ранг лекции или семинара. Давайте проанализируем, насколько такая форма будет эффективной: как известно, взрослые помнят лишь 20% из того, что слышат, 40% из того, что видят и слышат и 80% из того, что видят, слышат и делают. Из этого следует, что из всей услышанной на обучении информации, сотрудники усвоят не более 20%. Помимо запоминания новой информации, следуя поставленным задачам, необходима выработка ряда умений, но она невозможна без практических действий. Получается, что для решения всех поставленных задач одного дня просто недостаточно, поэтому, мы можем порекомендовать либо сократить количество задач на обучение, либо увеличить количество дней тренинга.
— Один раз в два месяца мы организуем обучение для сотрудников наших филиалов, которые приезжают в наш московский офис. Через два дня запланирован очередной тренинг, на который были поданы заявки от 10 сотрудников наших региональных отделений, однако,по состоянию на сегодняшнее число, на тренинг приедет только 3 человека. Отменить тренинг невозможно, ведь обучение планировалось заранее и на него приедут руководители из разных городов. До этого момента у меня не было опыта проведения тренингов для столь небольшого количества человек. Посоветуйте, пожалуйста, как провести обучение с пользой для 3-х участников? Корректно ли такое обучение называть тренингом?
Виктор. Менеджер по обучению и организационному развитию.
Говорить о полноценном тренинге, конечно же, не приходится, однако, 3 человека лучше, чем 2, и провести занятие с соблюдением формата тренинга с пользой для участников все-таки возможно (ведь у Вас гарантированно будут три роли: активного участника, пассивного, и наблюдателя).
При работе со столь небольшой группой участников следует учитывать следующие моменты: утомление людей в немногочисленной группе происходит быстрее, поэтому необходимо переключать внимание участников чаще, чем Вы делаете это при работе с группой из 10-12 человек. Все упражнения в такой группе проходят быстрее, учитывайте это при составлении программы.Внимательно выбирайте упражнения – разминки (не все они подходят для столь ограниченного количества участников). Во время ролевых игр участники всегда должны работать в тройке, а количество ролей, необходимых для игры, не должно превышать реальное количество участников.При проведении тренинга в небольшой группе, личного опыта участников обычно недостаточно, поэтому подготовьте достаточное количество примеров для иллюстрации тех моментов, о которых Вы будете рассказывать.Не бойтесь вводить в тренинг упражнения на самостоятельную проработку, а, главное, не давайте участникам чувствовать себя «белыми воронами».Успехов на тренинге!
Итак, называть любое обучающее мероприятие тренингом ошибочно, ведь тренинг направлен на то, чтобы участники не просто слушали материал, заготовленный тренером, и играли «в веселые игры», но принимали этот материал, усваивали и чувствовали, что он им необходим. Тренинг не должен превращаться ни в лекцию, ни в зрелищное шоу, но должен быть направлен на решение конкретных задач и повышать ценность предлагаемых на обучении инструментов и технологий.
Автор: Наталья Гусарова, Куратор Высшей школы тренинга «WayDA»