Учиться никогда не поздно. Следуя этой аксиоме, в администрации президента России решили отправить 34 сотрудника на курсы «Культура письменной деловой речи и язык законодательства». На грамотности представителей государства решили не экономить. Администрация президента готова заплатить за курсы 143 тысячи рублей.
В программе обучения — лекции на тему «Слитное и раздельное написание слов с «не», изучение плеоназма и тавтологии, контаминации и проблемы канцелярита, спорные вопросы названий партий. Лекция «Прописные и строчные буквы в наименовании органов государственной власти и должностей», по идее, должна отучить чиновников от написания всех учреждений и должностей с большой буквы.
Особое внимание на курсах будет уделено типичным языковым ошибкам в текстах служебных документов и тенденциям в написании законодательных актов. Будет и практическое занятие по правилам орфографии и пунктуации. Курс для чиновников продлится 40 часов. По окончании занятий слушателей ждет четырехчасовое тестирование, в случае успешной сдачи экзамена они получат документ государственного образца.
Чиновники отправляются на образовательные программы ежегодно. Так, в этом году 23 чиновника пройдут обучение по программе «Проблемы законотворчества: качество закона и юридическая техника» (он стоит 96,6 тысячи рублей), а еще 18 — по теме «Противодействие коррупции в государственном управлении». За 75,6 тысячи рублей им объяснят, каковы признаки коррупции, расскажут о ее причинах, познакомят с антикоррупционным законодательством и мерами, которые принимаются Федеральной антимонопольной службой и прокуратурой по противодействию коррупции. Ожидаются практикумы, в том числе по антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов.
Антикризисные знания
В большинстве российских компаний поняли, что против кризиса поможет не владение русским языком, а отличные навыки в продажах. Поэтому самые востребованные курсы в настоящее время — по конфликтологии, стрессоустойчивости и активным продажам. «Продажников», которые устали слышать отказ в ответ на слова о суперусловиях, учат не отчаиваться.
Два мнения
Игорь Кривулин, тренер-консультант Центра обучения персонала Леонида Кроля
«Учим собирать информацию о клиентах»
— Изменились запросы на проведение тренингов. Если раньше учили «на вырост», то сейчас — чтобы люди научились чему-то конкретному.
Торговых представителей и всех, кто занимается продажами, стали активно учить аквизиции — привлечению новых клиентов. Это самый бурный тренд.
К примеру, мы учим консультантов автосалонов привлекать людей в салон. По рекомендациям, по старым базам, совершая «холодные звонки».
Перед каждым звонком идет тщательная проработка клиента. Вместо того чтобы звонить по номеру из справочника, собирается информация о клиентах — вплоть до специфики бизнеса компании. Анализируется ситуация в компании, какие люди за что отвечают. Мы учим в том числе тому, как находить информацию.
Алла Поспелова, бизнес-тренер, директор тренинговой компании «Фабрика роста»
«Из тренингов ушел элемент шоу»
— За последний год тренинги из шоу снова стали рабочим инструментом бизнеса. В 2007-м — начале 2008-го всем было надо, чтобы на тренинге было весело, посттренинговое обслуживание даже не интересовало клиентов. Мы предлагали: давайте проведем аудит результатов тренинга. А нам отвечали: «Зачем, ведь было так прикольно!»
Сейчас к тренингам стали подходить очень вдумчиво, стали анализировать, нужно ли управление персоналом среднему менеджеру.
На внутрикорпоративные тренинги отправляют по два человека вместо пяти, экономят.
Гораздо популярнее стали тренинги по конфликтологии и стрессо-устойчивости, их просят включать в тренинг по сервису. И с гораздо большим напором заказывают тренинги по продажам.
Курсы
Инженеры учатся экономить
Генерирующие энергию станции, сбытовые компании присылают сотрудников на курсы повышения квалификации и двухдневные семинары в Корпоративный энергетический университет.
Снижение прибыли компаний не повлияло на количество обучающихся, говорит менеджер группы рынков в электроэнергетике Иван Шаблаков. «Обучать персонал нужно при любых условиях. А в ситуации, когда денег нет, делать это надо еще более интенсивно, ведь проводятся сокращения: там, где работали двое, теперь один. И этот один должен уметь все», — поясняет он. Здесь учат и тому, как управлять технологическими процессами на электростанциях, и тому, как сделать паротурбинные установки более экономичными и при этом более надежными. Есть и практические курсы по газотурбинным технологиям (с отработкой на тренажерах).
Продавцы стали вежливее
В ситуации снижения спроса специалисты по продажам стали самыми востребованными сотрудниками. В «Евросети» с наступлением кризиса ничего не изменилось: как учили продавцов учтивости, так и учат. «Сотрудники изучают психологию, конфликтологию, технику ведения споров — то, что нужно им для работы», — рассказала «Труду» руководитель PR-службы компании Ульяна Смольская.
Похожая ситуация в «Связном». Бюджет на обучение сотрудников, утвержденный в прошлом году, выполняется. Свой учебный центр также имеется, так что проблем с обучением нет. «Для продавцов мы проводим тренинги продаж, офисных сотрудников обучаем в зависимости от специфики работы», — говорит директор по организационному развитию компании «Связной» Вера Елисеева.
Фармацевты успокаивают
Сотрудников аптек учат отвечать на вопросы недовольных клиентов «Почему у вас так дорого?» и «Почему в аптеке напротив дешевле?» Увеличившееся количество лекций, посвященных работе с возражениями клиентов, — это примета кризиса. Конфликты вспыхивают прямо у аптечного прилавка.
Впрочем, фармацевтика — одна из немногих отраслей, где сотрудников активно набирают. «Новые сотрудники проходят обязательный курс навыковых тренингов: это клиентоориентированный сервис, техника продаж и работа с возражениями. Также сотрудники знакомятся с продуктами, выходящими под торговой маркой нашей сети, и повторяют фармпорядок», — перечисляет руководитель центра развития и обучения персонала аптечной сети «36,6» Ольга Войк. Занятия длятся от трех до семи часов.
Профлидеры считают деньги
Люди, которые в будущем могут возглавить забастовки, отправляются на тренинги по имиджелогии, конфликтологии и формированию лидерских качеств. Благодаря кризису число слушателей в Институте профсоюзного движения удвоилось: еще в 2007 году программу профессиональной переподготовки прошли 63 человека, в этом выпустят 124.
«Преподаем и менеджмент профсоюзных организаций, потому что председателям нужно уметь работать с людьми и ресурсами. Пока они работают по старинке, как умеют. А тут мы учим их пиар-технологиям», — говорит Светлана Демидова, заместитель исполнительного директора Института профсоюзного движения. Своих активистов посылают на обучение Горно-металлургический профсоюз и Росуглепроф, Электропрофсоюз, Профсоюз работников радиоэлектроники и Нефтегазстройпрофсоюз.
Клерки выбивают долги
Банковские клерки учатся выбивать долги. Банки массово отправляют сотрудников call-центров на курсы, в том числе в Школу профессионального коллектора.
Базовый курс называется «коллектор-профессионал», рядовых кредитных экспертов учат стратегиям работы с должниками в зависимости от их типа и с их представителями (семьей или поручителем).
Отдельно останавливаются на психологической стороне вопроса (приемы аргументации, алгоритмы переговоров) и на юридической стороне: клерки запоминают, к каким статьям закона обратиться, чтобы сформировать у должника устойчивую мотивацию к возврату долга.
На практических занятиях анализируются реальные записи состоявшихся разговоров, «студенты» разыгрывают ситуации по ролям.
Деньги:
- 134 000 рублей стоит обучение чиновников по программе «Культура письменной деловой речи и язык законодательства»
- 4200 рублей потратят на обучение каждого из 18 чиновников тому, как противодействовать коррупции
- 21 000 рублей — стоимость обучения по программе «Коллектор-специалист» в Школе коллектора
- 185 000 рублей стоит двухгодичный курс профпереподготовки главного инженера электростанции
- 8100 рублей — стоимость одной сессии в Институте профсоюзного движения (всего 4 сессии)