Чему сейчас учат компании своих сотрудников

Дарья Вахрушева

Учиться никогда не поздно. Следуя этой аксиоме, в администрации президента России решили отправить 34 сотрудника на курсы «Культура письменной деловой речи и язык законодательства». На грамотности представителей государства решили не экономить. Администрация президента готова заплатить за курсы 143 тысячи рублей.

В программе обучения — лекции на тему «Слитное и раздельное написание слов с «не», изучение плеоназма и тавтологии, контаминации и проблемы канцелярита, спорные вопросы названий партий. Лекция «Прописные и строчные буквы в наименовании органов государственной власти и должностей», по идее, должна отучить чиновников от написания всех учреждений и должностей с большой буквы.

Особое внимание на курсах будет уделено типичным языковым ошибкам в текстах служебных документов и тенденциям в написании законодательных актов. Будет и практическое занятие по правилам орфографии и пунктуации. Курс для чиновников продлится 40 часов. По окончании занятий слушателей ждет четырехчасовое тестирование, в случае успешной сдачи экзамена они получат документ государственного образца.

Чиновники отправляются на образовательные программы ежегодно. Так, в этом году 23 чиновника пройдут обучение по программе «Проблемы законотворчества: качество закона и юридическая техника» (он стоит 96,6 тысячи рублей), а еще 18 — по теме «Противодействие коррупции в государственном управлении». За 75,6 тысячи рублей им объяснят, каковы признаки коррупции, расскажут о ее причинах, познакомят с антикоррупционным законодательством и мерами, которые принимаются Федеральной антимонопольной службой и прокуратурой по противодействию коррупции. Ожидаются практикумы, в том числе по антикоррупционной экспертизе проектов правовых актов.

Антикризисные знания

В большинстве российских компаний поняли, что против кризиса поможет не владение русским языком, а отличные навыки в продажах. Поэтому самые востребованные курсы в настоящее время — по конфликтологии, стрессоустойчивости и активным продажам. «Продажников», которые устали слышать отказ в ответ на слова о суперусловиях, учат не отчаиваться.

Два мнения

Игорь Кривулин, тренер-консультант Центра обучения персонала Леонида Кроля
«Учим собирать информацию о клиентах»
— Изменились запросы на проведение тренингов. Если раньше учили «на вырост», то сейчас — чтобы люди научились чему-то конкретному.
Торговых представителей и всех, кто занимается продажами, стали активно учить аквизиции — привлечению новых клиентов. Это самый бурный тренд.
К примеру, мы учим консультантов автосалонов привлекать людей в салон. По рекомендациям, по старым базам, совершая «холодные звонки».
Перед каждым звонком идет тщательная проработка клиента. Вместо того чтобы звонить по номеру из справочника, собирается информация о клиентах — вплоть до специфики бизнеса компании. Анализируется ситуация в компании, какие люди за что отвечают. Мы учим в том числе тому, как находить информацию.

Алла Поспелова, бизнес-тренер, директор тренинговой компании «Фабрика роста»
«Из тренингов ушел элемент шоу»
— За последний год тренинги из шоу снова стали рабочим инструментом бизнеса. В 2007-м — начале 2008-го всем было надо, чтобы на тренинге было весело, посттренинговое обслуживание даже не интересовало клиентов. Мы предлагали: давайте проведем аудит результатов тренинга. А нам отвечали: «Зачем, ведь было так прикольно!»
Сейчас к тренингам стали подходить очень вдумчиво, стали анализировать, нужно ли управление персоналом среднему менеджеру.
На внутрикорпоративные тренинги отправляют по два человека вместо пяти, экономят.
Гораздо популярнее стали тренинги по конфликтологии и стрессо-устойчивости, их просят включать в тренинг по сервису. И с гораздо большим напором заказывают тренинги по продажам.

Курсы
Инженеры учатся экономить

Генерирующие энергию станции, сбытовые компании присылают сотрудников на курсы повышения квалификации и двухдневные семинары в Корпоративный энергетический университет.

Снижение прибыли компаний не повлияло на количество обучающихся, говорит менеджер группы рынков в электроэнергетике Иван Шаблаков. «Обучать персонал нужно при любых условиях. А в ситуации, когда денег нет, делать это надо еще более интенсивно, ведь проводятся сокращения: там, где работали двое, теперь один. И этот один должен уметь все», — поясняет он. Здесь учат и тому, как управлять технологическими процессами на электростанциях, и тому, как сделать паротурбинные установки более экономичными и при этом более надежными. Есть и практические курсы по газотурбинным технологиям (с отработкой на тренажерах).

Продавцы стали вежливее

В ситуации снижения спроса специалисты по продажам стали самыми востребованными сотрудниками. В «Евросети» с наступлением кризиса ничего не изменилось: как учили продавцов учтивости, так и учат. «Сотрудники изучают психологию, конфликтологию, технику ведения споров — то, что нужно им для работы», — рассказала «Труду» руководитель PR-службы компании Ульяна Смольская.

Похожая ситуация в «Связном». Бюджет на обучение сотрудников, утвержденный в прошлом году, выполняется. Свой учебный центр также имеется, так что проблем с обучением нет. «Для продавцов мы проводим тренинги продаж, офисных сотрудников обучаем в зависимости от специфики работы», — говорит директор по организационному развитию компании «Связной» Вера Елисеева.

Фармацевты успокаивают

Сотрудников аптек учат отвечать на вопросы недовольных клиентов «Почему у вас так дорого?» и «Почему в аптеке напротив дешевле?» Увеличившееся количество лекций, посвященных работе с возражениями клиентов, — это примета кризиса. Конфликты вспыхивают прямо у аптечного прилавка.

Впрочем, фармацевтика — одна из немногих отраслей, где сотрудников активно набирают. «Новые сотрудники проходят обязательный курс навыковых тренингов: это клиентоориентированный сервис, техника продаж и работа с возражениями. Также сотрудники знакомятся с продуктами, выходящими под торговой маркой нашей сети, и повторяют фармпорядок», — перечисляет руководитель центра развития и обучения персонала аптечной сети «36,6» Ольга Войк. Занятия длятся от трех до семи часов.

Профлидеры считают деньги

Люди, которые в будущем могут возглавить забастовки, отправляются на тренинги по имиджелогии, конфликтологии и формированию лидерских качеств. Благодаря кризису число слушателей в Институте профсоюзного движения удвоилось: еще в 2007 году программу профессиональной переподготовки прошли 63 человека, в этом выпустят 124.

«Преподаем и менеджмент профсоюзных организаций, потому что председателям нужно уметь работать с людьми и ресурсами. Пока они работают по старинке, как умеют. А тут мы учим их пиар-технологиям», — говорит Светлана Демидова, заместитель исполнительного директора Института профсоюзного движения. Своих активистов посылают на обучение Горно-металлургический профсоюз и Росуглепроф, Электропрофсоюз, Профсоюз работников радиоэлектроники и Нефтегазстройпрофсоюз.

Клерки выбивают долги

Банковские клерки учатся выбивать долги. Банки массово отправляют сотрудников call-центров на курсы, в том числе в Школу профессионального коллектора.

Базовый курс называется «коллектор-профессионал», рядовых кредитных экспертов учат стратегиям работы с должниками в зависимости от их типа и с их представителями (семьей или поручителем).

Отдельно останавливаются на психологической стороне вопроса (приемы аргументации, алгоритмы переговоров) и на юридической стороне: клерки запоминают, к каким статьям закона обратиться, чтобы сформировать у должника устойчивую мотивацию к возврату долга.

На практических занятиях анализируются реальные записи состоявшихся разговоров, «студенты» разыгрывают ситуации по ролям.

Деньги:

  • 134 000 рублей стоит обучение чиновников по программе «Культура письменной деловой речи и язык законодательства»
  • 4200 рублей потратят на обучение каждого из 18 чиновников тому, как противодействовать коррупции
  • 21 000 рублей — стоимость обучения по программе «Коллектор-специалист» в Школе коллектора
  • 185 000 рублей стоит двухгодичный курс профпереподготовки главного инженера электростанции
  • 8100 рублей — стоимость одной сессии в Институте профсоюзного движения (всего 4 сессии)


По теме:

 ::  Как добиться эффективного обучения персонала
 ::  Кому доверить обучение сотрудников компании?
 ::  Корпоративные тренинги не соответствуют карьерным потребностям сотрудников компаний. Результаты опроса
 ::  26% российских компаний сократили расходы на обучение и повышение квалификации своих сотрудников
 ::  Как организовать обучение персонала в период кризиса
 ::  Перспективы обучения персонала в сложных экономических условиях
 ::  Анализ потребности в обучении

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Чему сейчас учат компании своих сотрудников

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.