Как проводить корпоративное обучение (продолжение)

Эдвард Лоуи Источник: HR Digest

Читать первую часть статьи «Как проводить корпоративное обучение»

Как и зачем люди учатся

Прежде чем вы начнете обучать или поручите это дело кому-то другому, вам следует ознакомиться с рядом принципов, касающихся того, как взрослые люди учатся. Например, одни люди лучше воспринимают информацию на слух. Другие, напротив, могут отдавать предпочтение зрительному восприятию и лучше усваивать информацию через чтение.

  • Лучше всего люди учатся, когда делают что-то, а не когда им рассказывают, как это делать. Например, дорога лучше запоминается, когда ведешь машину сам, чем когда сидишь рядом с водителем.
  • Рассказывать – вовсе не значит обучать. Сколько раз вы повторяли: «Я же сказал ему, что и как надо делать, а он все делает не так!»? А все потому, что, если вы кому-то рассказали, как что-то делается, это не значит, что он все понял или, тем более, научился делать.
  • Взрослые обучающиеся связывают то, чему их учат, со своим опытом. Этот опыт может быть положительным или отрицательным, но он будет обязательно влиять на то, как ваши подопечные будут подходить к новой задаче.
  • Взрослая аудитория предпочитает конкретное абстрактному. Время теорий и понятий у большинства взрослых людей осталось далеко позади. Они хотят, чтобы процесс обучения был практичным и реалистичным.
  • Взрослым очень важно знать, как применять на практике то, что они узнают. Им необходимо использовать эти знания в течение 24 часов – иначе информацию можно считать потерянной. Чтобы обучение проходило эффективно, согласовывайте порядок подачи материала с текущими производственными задачами и акцентируйте внимание обучающихся на том, каким образом то, что они усваивают на занятиях, облегчит их работу.

Помимо всего прочего, помните, что те, кого вы обучаете, – взрослые люди, и обращайтесь с ними соответственно.

Планирование и подготовка учебного процесса

Создание климата. При индивидуальном обучении психологический климат играет очень важную роль. Поэтому от того, как вы проведете планирование и подготовку, будет зависеть тональность всего учебного процесса.

Определив время и место обучения, сделайте акцент на следующем:

  • выберите время, когда вас по возможности не будут прерывать;
  • старайтесь не отвлекаться;
  • постарайтесь сделать место обучения физически удобным и эстетически привлекательным;
  • отложите в сторону текущую работу, мешающую учебному процессу.

При подготовке материалов и оборудования для занятий придерживайтесь следующих указаний:

  • убедитесь, что материалов для практических занятий достаточно;
  • аккуратно разложите материалы в том порядке, в котором они будут использоваться;
  • имейте под рукой все учебные материалы и справочники;
  • сделайте образцы;
  • подготовьте конспекты занятий, свои записи, памятки, другие источники информации;
  • удостоверьтесь, что все оборудование исправно.

Тренер также должен подумать о том, как подготовить обучаемого к восприятию учебного процесса. Вот некоторые шаги, которые ему следует предпринять:

  • успокойте и приободрите ваших подопечных, установите контакт;
  • узнайте, что обучающиеся уже знают о заявленной теме;
  • свяжите процесс обучения с чем-нибудь, что им знакомо;
  • выразите уверенность в способностях обучающегося;
  • демонстрируйте энтузиазм и акцентируйте положительные моменты.

Постановка целей. Частью планирования и подготовки учебного процесса является определение стандартов производительности для конкретных учебных и учебно-производственных задач. Эти стандарты в конечном счете становятся средствами достижения глобальной цели обучения.

Стандарты производительности должны быть измеримыми, обозримыми и достижимыми.

В учебных целях стандарты записываются в виде целей. Такая запись включает:

  • действие, выраженное глаголом, с указанием объекта этого действия, например: «написать рапорт», «собрать установку», «построить ограждение»;
  • стандарт или критерий измерения производительности, в качестве которых может выступать скорость работы («выполнить в течение 15 минут»), точность («100 процентов»), количество («не менее такого-то количества»), качество («без ошибок»), частота выполнения («ежедневно», «еженедельно» и т. д.);
  • условия или ситуация выполнения задачи. Ограничения, дополнительные условия, которые могут повлиять на производительность. Перечень необходимых для выполнения задачи материалов и оборудования.

При формулировании цели вам поможет следующий образец:

В результате обучения обучающийся должен уметь (что делать, чтобы это соответствовало таким-то критериям в таких-то условиях).

Если взять для примера какую-нибудь несложную каждодневную задачу вроде мытья машины, цель может формулироваться так: «Обучающийся должен уметь мыть машину снаружи и изнутри (действие) за два часа (критерий производительности) так, чтобы клиент – хозяин машины – был этим удовлетворен (условие)».

Сформулируйте цель какого-нибудь конкретного небольшого дела на производстве, которое вы поручили бы только что поступившему к вам работнику.

Анализ задачи. После того как вы определили цель работы, следующий шаг – разбить задачу на шаги или подзадачи.

Составьте план работы с указанием временных меток. Он должен включать название действия («что»), описание технологической процедуры («как») и цель этого действия («зачем»).

Порядок подачи учебного материала

Используйте следующую модель при выработке структурированного подхода к индивидуальному обучению на производстве:

Шаг 1. Обдумывание

Соберите в одном месте необходимые материалы и оборудование. Попросите обучающегося подумать, как можно было бы выполнить поставленную задачу, и сказать, что именно при этом ему приходит в голову. Цель этого шага – возбудить любопытство обучающегося и помочь ему определить систему координат, в которой будет происходить собственно процесс обучения.

Шаг 2. Наблюдение

Покажите обучающемуся, как вы выполняете задачу целиком, при этом ничего не объясняя и не отвечая ни на какие вопросы. Этот шаг предназначен для того, чтобы помочь обучающемуся сконцентрировать свое внимание на деле, которое осуществляется на его глазах. Когда люди пытаются одновременно смотреть и слушать, их внимание рассредоточивается.

Шаг 3. Объяснение

Объясните задачу (технологическую процедуру), сделав обзор всей производственной задачи. Объясните назначение этой конкретной задачи и ее роль в общем процессе, включающем работу других людей и подразделений предприятия. Этот шаг создает контекст задачи, делая прозрачными ее «что» и «почему».

Шаг 4. Демонстрация

Продемонстрируйте процесс выполнения задачи в пошаговом режиме, попутно акцентируя ключевые моменты. В ходе демонстрации задавайте вопросы для проверки понимания. Вопросы должны предполагать развернутый ответ, а не «да» или «нет».

Шаг 5. Смена ролей

Попросите обучающегося на время принять вашу роль. Пусть он говорит вам, что делать, а вы это делайте. Этот шаг поможет узнать, насколько хорошо обучающийся понимает, что он должен делать. Если он говорит что-нибудь не так, или сделайте так, как он говорит (и затем используйте отрицательный результат, чтобы показать ошибку), или остановитесь и объясните, в чем заключается ошибка и что могло бы произойти, если бы вы последовали данной инструкции.

Шаг 6. Работа под наблюдением

Попросите обучающегося выполнить операцию под вашим наблюдением. При необходимости исправляйте ошибки, чтобы избежать закрепления неправильных навыков работы. По окончании операции выскажите свое мнение. Поддерживайте положительную мотивацию у обучающегося.

Шаг 7. Практика

Дайте обучающемуся действовать самостоятельно. Разрешите ему при этом задавать вопросы и обращаться за помощью при необходимости. Этот шаг помогает обучающемуся освоить выполнение задачи.

Шаг 8. Наблюдение и оценка

Составьте график проведения проверок. Постепенно увеличивайте их детальность. Следите за успехами обучающегося, наблюдая за его производительностью и задавая вопросы. Измеряйте результаты, соотнося их со стандартами производительности и поставленными целями. Обеспечьте двусторонний процесс оценки, высказывая ваше мнение и прося ученика выразить свое.

Оценка эффективности обучения

По-настоящему судить о том, насколько обучающийся овладел тем или иным навыком или научился справляться с той или иной задачей, можно по его производительности, измеряемой по стандартам производительности.

Один из способов измерить эффективность обучающего – разработать анкету для заполнения учителем и учеником по окончании периода обучения. Цель этой анкеты – сравнить восприятие учебного процесса учителем и учеником, выявить проблемы общения, мешающие обучению.

Для того чтобы обеспечить эффективность обучения, в центре вашего внимания должно находиться следующее:

  • подготовка рабочего места;
  • обеспечение необходимыми ресурсами, материалами;
  • создание мотивации;
  • объяснение того, чего следует ожидать во время работы;
  • выяснение опыта, знаний, интересов обучающегося;
  • объяснение места данной задачи во всем производственном процессе;
  • доступное объяснение задачи целиком;
  • пошаговая демонстрация выполнения задачи;
  • обоснование каждого шага;
  • поручение обучающемуся объяснить и выполнить подзадачи;
  • постановка перед обучающимся открытых вопросов с целью проверить понимание им сути дела;
  • получение обратной связи от ученика;
  • конструктивное исправление ошибок;
  • поддержание у обучающегося интереса и чувства вовлеченности в процесс;
  • терпение и понимание;
  • подготовка письменного описания технологических процедур и/или памяток;
  • легкость языка изложения, понятность используемых терминов и примеров;
  • подкрепление положительной мотивации;
  • предоставление обучающемуся возможностей для практики;
  • регулярное наблюдение за успехами обучающегося.

Измерение успеха

Планирование действий. Чтобы обучение проходило успешно, обучающиеся должны иметь возможность применить усвоенные ими знания в своей работе. То же самое относится и к вам как к руководителю.

Составьте план, в котором подробно распишите, как вы будете использовать на практике то, что вы узнали из этого Business Builder. При этом воспользуйтесь следующими вопросами:

  • Какую задачу или технологическую процедуру вы наметили, чтобы применить на ней навыки обучения, усвоенные из Business Builder?
  • Кто тот человек, которого вы будете обучать этой конкретной задаче или процедуре?
  • Какие препятствия могут возникнуть на пути успешного применения ваших навыков обучения?
  • Какими стратегиями вы воспользуетесь, чтобы преодолеть эти возможные преграды?

Самонаблюдение. Чтобы гарантировать то, что вы применяете приобретенные вами навыки на практике и понимаете преимущества, которые они вам дают, вам необходимо вести наблюдение за вашим поведением и ростом в качестве обучающего.

Используя идеи, методики и стратегии, предлагаемые в этом Business Builder, разработайте таблицу контрольных вопросов или памятку, при помощи которой вы сможете осуществлять наблюдение за вашей практикой индивидуального обучения.