Работодателям нужны каверзные специалисты

Наталья Дубинина, Денис Кальмин Источник: BFM.RU

Рынок труда начал восстанавливаться. Резкого повышения клиентских запросов по-прежнему не наблюдается, но в третьем квартале текущего года появилась позитивная динамика. Такие выводы содержатся в исследовании, проведенном кадровым агентством «Империя кадров».

«Несмотря на опасения некоторых экономистов относительно возможности повторения волны увольнений, аналогичной III кварталу 2008 года, понижения экономической активности компаний, подбирающих себе персонал, не последовало. По сравнению с III кварталом 2008 года (когда уровень потребностей компаний-работодателей в целом упал на 16%) за тот же период 2009 наблюдается стабильное небольшое повышение количества запросов от компаний-работодателей», — говорится в исследовании.

Напомним, вчера служба исследований компании HeadHunter опубликовала в чем-то оптимистичные результаты по состоянию рынка труда Москвы. Согласно исследованию, в сентябре 2009 года число вакансий, размещенных на сайте, увеличилось по сравнению с августом на 11%, а число опубликованных резюме выросло на 26%. В то же время в исследовании отмечается, что в сентябре этого опубликовано на треть меньше вакансий, чем годом ранее.

Приоритеты меняются

Согласно данным «Империи кадров», и в прошлом году, и в этом тройка лидеров по потребностям в персонале остается неизменной. Это сфера FMCG (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса), ритейл и рынок фармацевтики и медицинского оборудования. Но из списка лидеров 2009 года пропал автомобильный рынок (9% запросов в 2008 году против менее чем 1% в 2009), а агропромышленный комплекс, напротив, попал в десятку лидеров по результатам третьего квартала.

Такой сегмент рынка как производство и продажа оборудования по активности клиентских запросов уступает аналогичному «докризисному » кварталу всего 4%. Сфера строительства и ремонта сдала свои позиции в списке наиболее активных поставщиков вакансий. Банковская сфера по количеству запросов клиентов восстанавливается не так активно, набрав чуть больше 1%.

По результатам исследования компании HeadHunter, в сентябре компании искали журналистов — количество вакансий в разделе «Искусство/ СМИ» выросло почти на треть по сравнению с августом. Рекрутеры также активно искали персонал для спортивных клубов (рост числа вакансий на 26%). Что примечательно, увеличилось число вакансий и в сфере науки и образования — на 18% по сравнению с августом.

Несколько иные специальности посчитал наиболее востребованными рекрутинговый портал SuperJob.ru — работодателям боле других нужны менеджеры по продажам, инженеры и квалифицированные рабочие.

Новые тенденции на рынке

По словам PR-менеджера группы компаний HeadHunter Екатерины Литвиновой, за последний год ситуация на рынке труда сильно изменилась, что, в свою очередь, отразилось на запросах компаний. «Сейчас работодатели сосредоточены в основном на наборе людей, которые могут либо что-то произвести, либо продать. Именно поэтому работодатели ищут менеджеров по продажам. Как правило, это люди с хорошей хваткой, способные убедить клиента в том, что нужно купить товар компании. Кроме того, впервые за много лет в списке наиболее востребованных специальностей появились и рабочие профессии», — рассказала Екатерина Литвинова.

По ее словам, быть так называемым «синим воротничком» теперь считается престижным, чего не скажешь о профессиях PR-менеджера, маркетолога и HR-менеджера: «Специалисты по PR и маркетингу не приносят денег работодателям. Скорее, они их тратят, а в настоящее время немногие компании могут себе это позволить. Что касается сотрудников по подбору персонала, то в них также отпала необходимость, ведь персонал большинства компаний уже укомплектован».

Специалисты с особыми навыками

Генеральный директор рекрутинговой компании People Solutions Анна Антоновски рассказала Business FM о новой тенденции на рынке труда. «Возникает потребность в найме как можно более универсального специалиста, обладающего разносторонним опытом. В итоге это приводит к созданию в штатном расписании довольно необычных и даже каверзных названий должностей».

Одним из примеров может послужить вакансия, размещенная на сайте компании PS BOX, специализирующейся на испытании впечатлений. Среди пожеланий к соискателю, в частности, чувство стиля, развитый эстетический вкус и опыт общения в чатах и блогах, а в списке условий значится «помощь в найме жилья для кандидатов из других городов».