По-новому о бизнесе. Бизнесшколы считают необходимым выводить на рынок новые учебные программы

Елена Хотулева Источник: GZT.RU

Учебные центры и бизнес-школы постоянно работают над совершенствованием своих образовательных программ и над разработкой новых. Однако сейчас, под влиянием экономического кризиса, необходимость обновления выводимых на рынок предложений встала особенно остро. Специалисты уверены, что новые программы должны и по форме, и по содержанию соответствовать формирующейся послекризисной реальности и учить студентов адаптироваться к любым условиям.

Дуэт причин

Представление новых программ на образовательном рынке образовательных услуг — не сиюминутное изменение позиции образовательных учреждений, а стратегическая задача своевременного реагирования на изменения потребностей бизнеса и предложение образовательных продуктов, соответствующих этим потребностям. Именно это, по мнению руководителя российско-голландского проекта » Маркетинговое образование в России » (РИМА) Людмилы Деревягиной, определяет качество выводимых на рынок программ: » В связи с данным аспектом бизнес-школы проводят работу по разработке и обновлению постоянно, однако другой вопрос состоит в том, как именно изменяется сегодня портфель предлагаемых программ. Здесь уже следует назвать две основные причины представления на рынке новых предложений бизнес-образования » .

Первая причина заключается в той новой ситуации, в которой оказались компании и их сотрудники в условиях кризиса. Период экономической нестабильности достаточно сильно повлиял на тематику и содержание востребованных на рынке программ. Cейчас особо высоко ценятся специалисты, которые могут оптимизировать затраты, экономить бюджет компании и при этом действовать эффективно, ориентируясь на изменения во внешней среде на высококонкурентном рынке.

По данным РИМА, многим компаниям сейчас требуются менеджеры по продажам, способные заключать сделки в условиях сокращения спроса, а также директора по маркетингу, умеющие продвигать товары и услуги с минимальным бюджетом. Для этого в новые программы вводят такие темы и вопросы, как, например, роль и место маркетинговой службы в условиях финансового кризиса, как должна изменяться маркетинговая стратегия, как организовать продажи.

Вторая причина — фактор времени и способность клиентов ( индивидуальных и корпоративных) оплачивать обучение. При сокращении спроса на длительные программы бизнес-школы зачастую переориентируются на курсы меньшей продолжительности, такие как профессиональная подготовка и повышение квалификации.

В кризисный период главным преимуществам таких курсов является их гибкость с точки зрения представленной тематики и содержания.

Кроме того, важны цена и время обучения. К примеру, привлекательность программ профессиональной переподготовки заключается и в стоимости (она достаточно невысока по сравнению с программами MBA — Master of Business Administration и вторым высшим образованием), и в относительно коротком сроке учебы.

Нельзя не отметить и того, что популярность краткосрочных программ определяется еще и тем, что в период финансового кризиса ужесточается конкуренция на рынке труда и многим приходится менять профиль деятельности или расширять свои знания и приобретать новые навыки для повышения эффективности деятельности, поясняет Людмила Деревягина.

Если же говорить о трансформации программ MBA, то, по словам директора программ MBA института МИРБИС Екатерины Лисицыной, сегодня востребованы ступенчатые курсы модульного образования, когда студент имеет возможность » собирать » программы, как конструктор.

» В условиях современной реальности это особенно актуально. К примеру, запущенный в сентябре новый формат обучения по программе » MBA — Финансовый менеджмент » включает в себя три уровня получения образования, что дает людям возможность оптимизировать как временные, так и материальные затраты. Так, первая ступень программы предполагает повышение квалификации финансового менеджера компании. Вторая ( базовая) — профессиональную подготовку руководителя финансового подразделения компании. А третья ( высшая) — подготовку мастера делового администрирования ( МВА) для финансовых директоров и топ-менеджеров компаний » , — рассказывает Екатерина Лисицына.

Важность обновлений

Более широко рассматривают проблему вывода на рынок новых бизнес-программ в Московском энергетическом институте (МЭИ ( ТУ)). » Вопрос о том, что » сейчас возникла потребность выводить новые программы » , не совсем корректен — прежде всего, чтобы оставаться конкурентоспособным, учебные центры должны постоянно работать как над совершенствованием имеющихся программ, так и над разработкой новых. Однако сказать, что именно теперь под влиянием мирового экономического кризиса ситуация стала особенно острой, необходимо.

Дело не только в том, что уменьшились денежные средства, которые слушатели готовы вкладывать в свое обучение. По нашему опыту, наоборот, — » инвестиции в себя » оказались самыми эффективными и надежными.

Меняется (и в ближайшее время эти изменения станут еще более значительными и заметными) структура экономики страны.

В соответствии с концепцией развития России должен осуществиться переход от сырьевого пути к инновационному. Поэтому неизбежно меняются и акценты бизнес-образования. Бизнес-обучение должно становиться более профильным.

Речь не идет о подготовке узкоспециализированных управленцев, но вот в объекте управления они должны разбираться очень хорошо. Одно дело — руководить фирмой по перепродаже низкокачественного ширпотреба, и совсем другое — инновационной компанией » , — объясняет руководитель Центра профессиональной подготовки ( ЦПП) » Школа менеджеров » при МЭИ ( ТУ) Игорь Верещагин.

Разумеется, говорить о том, что старые программы отбрасывают как негодные, а новые никоим образом с ними не связаны, не приходится. Идет естественное развитие образовательных продуктов. Новые программы создают в ответ на появившийся спрос, старые совершенствуют с учетом новых требований.

» Кроме того, необходимо учитывать стремительное развитие дистанционных образовательных технологий, в частности позволяющих не только обеспечивать передачу информации от преподавателя к слушателю ( как это было на начальных стадиях дистанционных методик, когда все нововведение заключалось в замене бумажного письма электронным), но и осуществлять удаленное выполнение лабораторных работ, когда студент проводит эксперимент, находясь за сотни, а то и тысячи километров от стенда ( причем настоящего, а не компьютерной модели).

Растет понимание важности практического применения получаемых знаний, причем не только собственно знаний, а и приобретения новых умений и наработки навыков » , — отмечает научный руководитель ЦПП » Электроэнергетика » при МЭИ ( ТУ) Василий Жуков.

Потребность в цифрах

О том, что потребитель активно интересуется новыми программами образования, свидетельствуют не только исследования бизнес-школ и учебных центров. » Опрос более 4 тыс. экономически активных респондентов показывает, что 26% планируют в ближайшие шесть месяцев начать учебу по программам бизнес-образования. С учетом того, что еще 23% опрошенных затруднились дать четкий ответ на этот вопрос, можно сделать вывод, что на сегодняшний день потребность населения в обновлении и приумножении знаний в отношении управления и ведения бизнеса очень высока » , — считает президент рекрутингового портала SuperJob. ru Алексей Захаров.

Из всех направлений, каким-либо образом связанных с бизнес-образованием, на сегодняшний день наибольший интерес для россиян представляют курсы повышения квалификации и переподготовки.

Так, результаты опроса, сделанного исследовательским центром портала SuperJob. ru специально для » Газеты » , показывают, что данному сегменту образования уделяют внимание 62% респондентов, в то время как о программах МВА задумываются 21%.

По мнению Алексея Захарова, эти данные еще раз напоминают о целесообразности введения системы модульного образования и стремлении людей оптимизировать временные и денежные вложения.

Статья опубликована в издании «Газета», №199 от 22 октября 2009