Большинство региональных бизнес-школ переключились на частных клиентов. Крупные компании сократили образовательные бюджеты до минимума, оставив лишь обучение продажам и индивидуальные тренинги для топ-менеджеров. Сроки программ сокращаются: заказчикам интересны микротренинги от 1-2 дней до нескольких часов. Усиливается интерес к дистанционному обучению и семинарам на основе веб-технологий.
1. Екатеринбург
На екатеринбургском рынке бизнес-образования наиболее популярны микропрограммы и однодневные тренинги, а также бизнес-тусовки, где руководители компаний обсуждают текущие проблемы. Вырос спрос на тренинги по эффективным продажам в Екатеринбурге. Владимир Синчук (УЦ «Потенциал»): «Крупные корпоративные заказчики потеряли интерес к дорогостоящему обучению, в частности к МВА. Годовые контракты 2008 г. сменились краткосрочными договорами».
2. Казань
Казанские тренинговые компании выживают за счет корпоративных программ, проводимых с выездом к заказчику, и усиливают свои позиции в сегменте индивидуальных клиентов. Гузель Хисматуллина (TeamSoft): «Заказчик рассчитывает получить максимальный эффект при минимуме вложенных средств и времени. Эпоха бизнес-тренингов, в рамках которых участники танцевали, занимались очищением энергетических полей и медитациями, прошла».
3. Новосибирск
Ключевой тенденцией кризиса новосибирские тренинговые компании называют сокращение количества учебных центров. По некоторым оценкам, из 500 игроков на рынке осталось лишь около 200. Вера Маркова (ЦДО): «Если до кризиса компании заказывали обучение продажам, маркетингу, стратегии, управлению персоналом, то сейчас нужны другие программы. Но какие именно — неясно. Сами клиенты пока не могут четко структурировать спрос».
4. Нижний Новгород
В условиях двукратного снижения спроса игроки нижегородского рынка ориентируются не на корпоративного клиента, а на частного. Эксперты утверждают: рынку не хватает квалифицированных кадров. Василий Козлов (Green City): «Всюду требуются менеджеры, при этом менеджеры по диплому не могут найти работу: их компетенции рассогласуются с требованиями работодателя, который не склонен тратить деньги на «доводку» персонала».
5. Челябинск
Игроки челябинского рынка считают, что в кризис клиенту необходимо предлагать максимально широкий ассортимент программ и направлений. Наталья Рагоулина («АлександриД-Карьера»): «Сейчас сложно работать прибыльно только по своей специализации». Рентабельность образовательного бизнеса снизилась с 40-45 до 15-20%, в отдельных случаях — до 4-5%. А большинство мелких компаний приостановили свою деятельность.
6. Самара
Осенью 2008г. промышленные предприятия Самарской области сократили бюджеты на корпоративное обучение на 70%. Но уже с июля 2009 г. началось небольшое оживление спроса в этом сегменте. По словам Ольги Захаровой (СИДО), запросы компаний-заказчиков изменились. Теперь они хотят получить от бизнес-школы не только практические навыки, но и консалтинг: не просто тренинг переговоров, а постановку всей системы продаж.
7. Ростов-на-Дону
Почти 70% оборота в I полугодии 2009 г. ростовские бизнес-школы сделали на частных клиентах, посещавших краткосрочные программы и тренинги. Игроки рынка надеются также на гостендеры от Минэкономики и областного центра занятости. Ирина Мишурова (РГЭУ «РИНХ»): «Будут выживать крупные структуры, в первую очередь при вузах или успешных компаниях. В лучшем положении окажутся бизнес-школы, выигравшие тендеры у госзаказчика».
8. Красноярск
Красноярские бизнес-тренеры зарабатывают на малом и среднем бизнесе. Корпоративные клиенты заморозили бюджеты на 2009-2010 гг. Наталья Дьячук («Харизма»): «Около 80% наших крупных корпоративных клиентов либо полностью сокращают бюджет на развитие персонала, либо его минимизируют. В 2010 г. рынок оживится, но легче не станет. На мой взгляд, режим экономии во многих крупных компаниях будет действовать еще несколько лет».
Три крупнейшие бизнес-школы обучили 8,5 тыс. человек
Количество слушателей у трех крупнейших бизнес-школ за I п/г 2009 г., чел.
Город | Кол-во слушателей |
---|---|
Екатеринбург | 8 473 |
Челябинск | 5 058 |
Казань | 3 768 |
Новосибирск | 3 240 |
Самара | 2 440 |
Ростов-на-Дону | 2 149 |
Нижний Новгород | 1 823 |
Красноярск | 1 643 |