Кому выгодно развивать персонал?

Анна Волошина

Многие работники желают со временем улучшить свое положение в компании: рассчитывают на повышение зарплаты, получение новой должности — одним словом, стремятся вырасти. Руководитель отдела обучения и развития компании «Бриджтаун Фудс» Анна Волошина считает, что нужно учитывать этот фактор и использовать его в качестве эффективного инструмента управления персоналом.

Производственная компания «Бриджтаун Фудс» представляет на отечественном рынке такие бренды, как «Три Корочки» и «Chip’N’Go». Она состоит из трех основных подразделений: центрального офиса, фабрики по производству снековой продукции и сбытовой сети. Филиалы и представительства сбытовой сети расположены во всех регионах России, на Украине и в Казахстане.

Меня пригласили на работу в «Бриджтаун Фудс» в 2003 году. Наша компания, имея столь разветвленную структуру, предполагала большие возможности для развития каждого сотрудника. Чтобы эту возможность реализовать, два года назад был создан отдел обучения и развития, который мне предложили возглавить.

Ориентируйтесь на структуру компании

Для того чтобы было удобнее выстраивать систему развития, мы разделили весь персонал на пять категорий (в соответствии со структурой компании и должностями сотрудников). Каждой категории присвоили условные буквенные обозначения (см. таблицу).

Категории сотрудников компании

Категории персонала

Должности, буквенные обозначения должностей

1

Правление

Генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор

А

2

Руководители управлений. Заместители руководителей

Главный бухгалтер, начальник юридической службы, управляющие продажами

АБ

3

Руководители подразделений(средний управленческий персонал)

Начальники отделов, главные специалисты

Б

4

Специалисты и исполнители

Менеджеры

Менеджеры, супервайзеры, мастера цехов

БА

Младший персонал

Специалисты, торговые представители, секретари

ББ

5

Рабочие и обслуживающий

Рабочие, водители, курьеры

В

персонал

Прежде всего мы решили уделить внимание обучению и ротации сотрудников. Мы ставили перед собой такую цель: на основе данных подбора и адаптации влиять на систему мотивации персонала и способствовать тому, чтобы удержать сотрудников в компании.

Еще на этапе подбора многие кандидаты задумываются, будет ли у них в этой компании возможность расти профессионально и продвигаться по служебной лестнице. Это часто становится причиной выбора стартовой должности, такой, например, как мерчендайзер или торговый представитель. Эти позиции не очень высоко оплачиваются и не обладают статусной привлекательностью, однако многие начинают свою карьеру в большой компании именно с них.

Наши специалисты по подбору персонала на этапе собеседования фиксируют информацию о карьерных и профессиональных планах кандидата и передают полученные данные в отдел обучения и развития. Мы учитываем пожелания кандидатов, прошедших конкурсный отбор, в течение всего периода их работы в компании.

Прежде чем обучать, подумайте дважды

Обучение — это довольно сложный и порой даже опасный инструмент. В чем может заключаться опасность? В том, что сотрудника, прошедшего обучение, нужно либо повысить в должности, либо возложить на него дополнительные обязанности, так как уровень его квалификации возрастает. В противном случае он может почувствовать неудовлетворенность своей работой и своим положением. Он может начать искать новую работу и затем уволиться из вашей организации.

Поэтому важно, чтобы обучение проходило своевременно: в ситуации, когда работнику действительно не хватает каких-то знаний для более качественного выполнения своих обязанностей, или в случае, когда вы планируете повысить сотрудника в должности. Только при таком подходе затраты на обучение будут оправданы.

Как оценить потребность персонала в обучении

Для того чтобы определить, кто из сотрудников компании на данный момент нуждается в обучении, мы регулярно проводим опросы, исследования, прислушиваемся к рекомендациям руководства, своевременно реагируем на результаты внутренних проверок работы.
Мы с готовностью выслушиваем предложения по обучению и развитию от самих сотрудников. Бывает, что работник ощущает нехватку знаний в какой-то сфере. Наш отдел рассматривает его предложение, и если мы действительно обнаруживаем пробел, то мы подбираем ему соответствующие курсы или семинары.

Кроме того, мы обучаем сотрудников, ориентируясь на рекомендации и пожелания руководителей подразделений, членов правления. Например, если коммерческий директор после своей поездки по филиалам и представительствам компании выявил низкий уровень эффективности персонала по какому-либо показателю, он составляет заявку (образец на стр. 59), в которой описывает недостатки в работе подчиненных, а также перечисляет те знания и навыки, которым их стоит обучить, чтобы исправить ситуацию. В соответствии с заявкой составляется программа обучения, включающая исследование причин и устранение недостатков в работе персонала.

Выбираем вид обучения

Обучение сотрудников нашей компании можно разделить на три группы: внешнее обучение, внутреннее обучение и наставничество.

Под внешним обучением подразумевается все, что осуществляется силами компаний, предоставляющих услуги по обучению персонала. У привлеченных тренеров обучаются сотрудники категорий А, АБ, Б, то есть высшее руководство компании, а также те работники, которые нуждаются в узкоспециальных знаниях. Уровень этого обучения может быть разным: от краткосрочных курсов до высшего или второго высшего образования, обучения в аспирантуре или по программе МВА.
Разумеется, оплачивая сотруднику дорогостоящее обучение, компания должна снизить риски, связанные с возможным увольнением работника. Поэтому, во-первых, на внешнее обучение направляются только те сотрудники, которые работают в компании более года. Во-вторых, компания и учебное заведение заключают договор об оказании услуг по обучению конкретного специалиста конкретной специальности. И в-третьих, сотрудник подписывает ученический договор, в котором зафиксировано, сколько времени с момента обучения он должен отработать в компании. Если он захочет покинуть компанию раньше назначенного срока, ему придется вернуть часть стоимости своего обучения.

Внутреннее обучение, которое проводят сотрудники нашего отдела обучения и развития персонала, ориентировано на средний управленческий персонал и специалистов категории Б, БА, ББ. Занятия, которые проводят тренинг-менеджеры нашей компании, направлены не только на передачу знаний и формирование умений и навыков. С помощью внутреннего обучения решаются задачи командообразования и повышения лояльности. Обучение проводится в форме специально организованных тренингов, посвященных самым разнообразным темам, например, тайм-менеджменту, техникам продаж, умению общаться с клиентами и т. п.

ЗАЯВКА НА РАЗРАБОТКУ ТРЕНИНГА

Кроме внешнего и внутреннего обучения в нашей компании действует система наставничества, с помощью которой мы передаем простейшие профессиональные навыки сотрудникам категорий ББ и В непосредственно на рабочем месте. Эта форма обучения проводится руководителями сотрудников или их более опытными коллегами. Тренинг-менеджеров к процессу наставничества мы не привлекаем. Выступая в роли наставников, сотрудники нашей компании, с одной стороны, повышают свой профессиональный уровень, а с другой — делятся своими знаниями с другими сотрудниками. Таким образом, должности наставников не меняются, но функционал, уровень ответственности, а также заработная плата растут.

Ротация сотрудников и их функций

По нашим наблюдениям развивать своих сотрудников выгоднее и удобнее, чем приглашать на руководящие должности сотрудников со стороны. Опыт показывает, что, даже если человек пришел из FMCG*-компании или даже компании, занимающейся непосредственно снековой продукцией, нам всегда приходится переучивать его, потому что в каждой организации свои стандарты и правила работы. А это всегда сложнее, чем обучить и вырастить кандидата в своей компании с нуля.

* FMCG — от англ. Fast Moving Consumer Goods — товары быстрой оборачиваемости.

В компании существует иерархия должностей. Чем выше позицию занимает сотрудник, тем больше полномочий он имеет и соответственно тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен владеть. Соответственно, если сотрудник относится к категориям АБ или Б, его квалификация значительно выше, чем квалификация сотрудников категорий БА и ББ. Достигая более высокого профессионального уровня и подтверждая это в процедуре оценки персонала, каждый сотрудник имеет возможность расти и развиваться в компании.

Система обучения

Вид обучения

Получаемые знания,умения, навыки

Категории сотрудников

Инициаторы обучения

Внешнее обучение(в учебных центрах, вузах и пр.)

Узкоспециальные знания в области финансов, маркетинга, управления качеством, стандарты ИСО 9000; второевысшее образование, МВА и др.

А, АБ, Б

Отдел обучения и развития, сами работники

Внутреннее обучение (в специальных аудиториях внутри компании)

Коммуникативные, управленческие навыки, навыки командо-образования, работа с возражениями и др.

Б, БА, ББ

Непосредствен-ные руководители работников, отделобучения и развития, сами работники

Наставничество (обучениена рабочем месте)

Корпоративные стандарты, простейшие техники продаж и др.

ББ, В

Непосредствен- ные руководители работников, отделобучения и развития

Реальную возможность карьерного роста дает ротация кадров. Иными словами, если предполагается, что через некоторое время в компании освободится одна из должностей категории АБ или Б, то соискатели выбираются из числа перспективных сотрудников компании категории БА: торговый представитель может стать тренером по продажам или руководителем отдела продаж, супервайзер из г. Волгограда — управляющим региональными продажами в г. Москве и т. д.

Таких примеров множество, и все сотрудники компании, наблюдая за карьерным ростом своих коллег, понимают, что, повышая свою квалификацию, и они смогут подняться по служебной лестнице. Для этого им можно обратиться в отдел обучения и развития или к своему непосредственному руководителю, которые помогут работнику определиться с программой собственного профессионального развития.

Кроме этого важна не только ротация сотрудников, но и ротация функций. Если сотрудник достигает определенного профессионального уровня и продолжает развиваться, но у компании нет возможности повысить его в должности или увеличить зарплату, надо что-то изменить в его работе, чтобы у него не снизилась мотивация. Например, можно из его функциональных обязанностей убрать какие-то рутинные обязанности и добавить более интересные и творческие.

В настоящее время мы совершенствуем существующую систему обучения и развития персонала. Наша задача — сделать ее более дифференцированной, включить в нее исследования, аттестацию, самооценку персонала и т. д. Таким образом, поддерживая стремление работников к развитию, мы сможем добиться повышения эффективности их деятельности, снизить уровень текучести кадров и максимально использовать заложенный в сотрудниках потенциал, что, несомненно, принесет пользу и нашей компании, и нашим работникам.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Кому выгодно развивать персонал?

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.