Перспективы коучинга в России

07.08.2022 / Коучинг
Источник: Планета HR

Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге, как в практике, так и в теории. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать  российские теории и концепции.

Татьяна Долякова, генеральный директор Penny Lane Personnel:

В кризис у всех работодателей основной целью становится увеличение прибыли через эффективное использование всех ресурсов. И основной ресурс, который компании стремятся оптимизировать, — это человеческий потенциал. А коучинг как раз и создан для раскрытия именно этого ресурса — потенциала руководства и ключевых менеджеров.

Коучингдорогостоящая услуга, рассчитанная на руководителей и кадровый резерв.

Коучинг — дорогостоящая услуга, рассчитанная на руководителей определенного уровня и кадровый резерв. Кризис все расставил на свои места. Удивительно, но за последние полгода спрос на коучинг вырос на фоне обвала рынка тренинговых услуг. Это происходит потому, что организации готовы вкладывать деньги в «ключевых людей», на которых строится бизнес. Вместо тренингов для групп сейчас предпочитают инвестировать в подготовку руководителей. Это имеет смысл еще и потому, что если повысятся лидерские компетенции и личная эффективность руководителя, то это также повлияет на развитие его команды и подчиненных. До кризиса образовательные программы коучинга были ориентированы на растущий бизнес и развитие новых направлений. Сегодня появился спрос на обучающие программы, которые могут быть полезны для вывода компании из кризиса. Постепенно происходит перераспределение акцентов в обучении, которое смещается в сторону программ оптимизации ресурсов и бизнес-процессов.

Мы видим, что сегодня компании стали более ответственно относиться к обучению и к коучингу, в том числе, используя его как антикризисный инструмент оптимизации процессов в компании.

Елена Добромыслова, независимый коуч-консультант и консультант по карьере и профессиональному самоопределению:

Пик развития коучинга как профессиональной услуги и технологии развития руководителей в России пришелся на 2006-2007 годы. Это было время экономической стабильности, компании росли, а вместе с ростом компаний необходимо было «выращивать» руководителей. Многие работодатели стали применять наряду со стандартными обучающими программами для руководителей технологии коучинга. Как грибы стали появляться программы профессиональной подготовки коучей, а рынок рисовал радужные перспективы для востребованности такого рода услуг. В период финансового кризиса большинство компаний сократило расходы на обучение персонала. Это не в последнюю очередь коснулось и коучинга. Хотя, если рассуждать логически, именно сейчас, когда руководители компаний вынуждены приспосабливаться к новым условиям, лучше планировать, точнее ставить цели подчиненным и усиливать их мотивацию, профессиональная помощь коуча может быть актуальна, как никогда. Вообще, коуч помогает своему клиенту посмотреть на кризис не как на конец света, а как на возможность изменений.

В кризис выживают сильнейшие и наиболее профессиональные организации.

В кризис выживают сильнейшие и наиболее профессиональные организации, поэтому слабые тренинговые и консалтинговые компании закрываются, не выдерживая конкуренции. Всё тоже самое относится и к коучингу. Коуч-консультанты, которые уже зарекомендовали себя как профессионалы, не испытывают сложностей с клиентами, поскольку все видят результат сотрудничества с таким коучем. Новичкам же приходится очень трудно, поскольку сотрудничество коуча и клиента строится на 100% доверии, которое выстраивается не за один день.

Что касается видов коучинга, то по сути существует 2 основных вида:

  1. лайф-коучинг, при котором идет работа с личными целями человека (к нему относится и так называемый «карьерный коучинг»);
  2. бизнес-коучинг, который ставит целью развитие профессиональной эффективности.

К сожалению, рынок профессиональных коуч-услуг достаточно сильно дискредитируется наличием на нем непрофессиональных, недобросовестных игроков. Поэтому частные лица все еще относятся к подобным услугам с большим недоверием и предпочитают либо решать свои личные задачи самостоятельно, либо просто переждать нестабильное время.

Сейчас количество коучей, которые хотят работать на российском рынке, превышает спрос на их услуги. Для того чтобы рынок развивался цивилизованным образом, необходимо создавать профессиональные ассоциации коучей, возможно, вводить сертификацию, вести просветительскую деятельность. Но поскольку рынок очень конкурентный, и на нем работают консультанты очень разного уровня, то такие меры никому не интересны. Но, я думаю, со временем все же будет создано значимое профессиональное сообщество, и тогда будет внесена ясность в вопрос «А что же такое коучинг?»

Софья Плаксина, руководитель отдела рекламы и PR компании «Ленвендо»:

С момента появления коучинга (а это были 70-е годы XX века) это направление благополучно развивается. Подтверждение тому — разнообразные тренинги, направленные на личностное и профессиональное развитие, существующие сегодня на рынке. Конечно же, мировой финансовый кризис внес свои коррективы. Он сыграл своего рода роль рефери, который убрал с «ринга» полупрофессиональные программы. Сегодня востребованы лишь наиболее эффективные и адекватные тренинги. Если же говорить о перспективах коучинга в России, то, мне кажется, в ближайшем будущем возрастет роль корпоративных тренингов.

Людмила Скляренко, консультант по поиску работы и развитию карьеры для топ-менеджеров и специалистов (Москва):

Слава Богу, коучинг перестает быть модным словечком, которое присоединяется к описанию почти любых услуг, связанных с HR. Теперь чаще всего коучингом называют именно то, чем коучинг и является — психологическую «катализацию», форсирование изменений (личностных или организационных), осуществляемую посредством ряда специфических приемов и методов. Финансовый кризис, с одной стороны, усложнил работу коучей (как и прочих консультантов), увеличив количество «острых» случаев, но, с другой стороны, он сделал эту работу еще более интересной и более необходимой, чем когда-либо раньше. Раньше к коучу часто обращались как к психотерапевту — это было модно среди успешных людей.

Длительные коучинговые программы сейчас менее актуальны, чем раньше.

Более всего был распространен лайф-коучинг (его часто путали с тренингами личностного роста), а также организационный коучинг (который, впрочем, был весьма небольшой частью проектов по организационному консультированию). Сейчас чаще всего к коучу обращаются как к хирургу, когда есть острая необходимость — спасти бизнес, найти верное решение в безвыходной ситуации, быстро адаптироваться к стремительно меняющейся внешней среде, чтобы остаться «на плаву». Поэтому длительные коучинговые программы сейчас менее актуальны, чем раньше. Зато гораздо более востребовано стало, например, такое сравнительно новое направление, как «карьерный коучинг» (как часть карьерного консультирования). Определенно, по мере изменения рыночной ситуации, перемен на рынке труда, карьерный коучинг будет пользоваться все большим интересом и спросом. По нашим оценкам, прирост спроса на подобные услуги составил как минимум 40% за последние полгода, с динамикой к увеличению. И структура клиентских запросов тоже показательно меняется. Если сразу после кризиса (ноябрь 2008 — февраль 2009) большинству клиентов требовалась помощь, скорее, психологическая, связанная с адаптацией к неожиданным вынужденным изменениям, то за последние месяцы устойчиво растет количество запросов на

  • анализ ситуации в конкретном сегменте рынка труда;
  • оценку перспектив клиента найти оптимальное место на рынке;
  • обучение поиску работы и самопрезентации.

Коуч-карьерный консультант помогает оценить возможности перехода на другую позицию, в другую отрасль, проанализировать все риски и выгоды от такого перехода, спланировать вариативные карьерные сценарии, в конце концов, почувствовать себя уверенно на меняющемся рынке труда.

Уве Бёнинг/Бригитте Фричле/Элеонора Сандуленко, сертифицированный коуч  и бизнес-тренер: 

За недолгую историю коучинга в России, насчитывающую уже около 6 лет (о коучинге активно в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году), это понятие, не успев сформироваться и выработать свою методологию, превратилось в своеобразный контейнер различных услуг по развитию и раскрытию потенциала личности.

Последние 5 лет бурно развиваются научные исследования в области коучинга.

За последние 20 лет коучинг зарекомендовал себя как один из важнейших инновационных инструментов развития менеджмента в Германии. Почти все крупные немецкие компании пользуются этим видом консультативных услуг, не говоря уже о фирмах средней величины.

В развитии коучинга можно выделить 4 основных момента:

  1. Признание. Коучинг получает признание на всех уровнях менеджмента. Преимущественно он проводится с руководящими кадрами среднего звена. Но и на уровне высокого звена и топ-менеджмента он также достаточно распространен.
  2. Распространение. В Германии в настоящее время более трехсот образовательных центров коучинга — так велик спрос на специалистов. Обучение проводится преимущественно частными институтами. Однако в последнее время появились и первые государственные курсы коучинга, например, совершенно новый профессиональный мастер-курс «Консультирование в сфере труда: коучинг и надзор» в высшей школе во Франкфурте-на-Майне — University of Applied Sciences. Однако, почти нет центров образования в области коучинга, подобных недавно созданной E.C.C. European Coaching Company, которая за 18 месяцев готовит практиков бизнес-коучинга, причем при обучении учитывается также интеркультуральный аспект коучинга.Сегодня в России в большей степени представлены последователи американских традиций.
  3. Научные иследования. Последние 5 лет бурно развиваются научные исследования в области коучинга. За это время появились многочисленные доказательства его эффективности. Развитие теоретических концепций также не стоит на месте. Авторитетным центром исследования коучинга является университет в Оснобрюке, существенные импульсы этим исследованиям дает научная деятельность профессора доктора Зигфрида Грейфа.
  4. Профессиональные объединения. В Германии на сегодняшний день существует  13 активных коуч-союзов, но они еще не обеспечивают полного структурного порядка. DBVC (Немецкий Федеральный Союз Коучей) выказывает пока наиболее отчетливый организационный профиль. DBVC совсем недавно, осенью 2007 года, выпустил «Профессиональный стандарт DBVC» («Коучинг как специальность»).

Россия пока еще только начинает свой путь в коучинге, как в практике, так и в теории. На сегодняшний день коучинг в России еще находится на стадии «распространения» (вторая стадия в эволюции развития коучинга), тогда как Германия уже на седьмой — фазе углубленной профессионализации. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и продолжая развивать  российские теории и концепции. Сейчас в России в большей степени представлены последователи американских традиций. Хочется верить, что не далек тот день, когда и европейские специалисты внесут свой вклад в развитие коучинга в России. И мы сможем узнать об их опыте не из газет и журналов, книг и Интернета, а в процессе обучения в реальной «школе коучинга» у нас.