Видеособеседование как метод удобного и эффективного рекрутинга на расстоянии хорошо зарекомендовал себя на Западе и не так давно стал активно развиваться в странах СНГ. Что заставляет и Украину задуматься об актуальности и экономии ресурсов, которые предоставляет данный инструмент.
Как рекрутеры внедряют формат видеособеседование в Украине.
Любая компания, которая развивается и увеличивает численность персонала в других городах и странах, а также все рекрутинговые агентства с помощью видеоинтервью существенно расширяют свои возможности, преодолевают расстояния и временные рамки, сокращают материальные расходы.
Видеособеседование, ноу-хау в сфере поиска и подбора персонала, основано на использовании специального онлайн-класса в сети Интернет. Мы, например, применяем одну из программ интерактивного вещания, в которой есть возможность подключать: видеосвязь, голос, онлайн-чат, онлайн-опросы, кейсы, психологические и профессиональные методики, виртуальную доску и видеозапись. С помощью предложенных инструментов интервью проходит интересно, быстро и качественно.
Пример ситуации с необходимостью подобрать персонала на расстоянии.
Представим, что главный офис компании находится в Санкт-Петербурге, центральный офис – в Киеве, региональный – в Харькове. Существует вакансия административного директора в харьковский офис. Возможные варианты ее закрытия с использованием традиционного собеседования и видеоинтервью описаны в таблице 1.
Табл. 1. Пути закрытия вакансии регионального офиса
Этапы подбора персонала при обычном собеседовании | Этапы подбора персонала при видеоинтервью. |
---|---|
1. Поиск персонала. 2. Анализ резюме. 3. Телефонное собеседование. | |
4. Приглашение на личную встречу с представителями Центрального офиса в г. Киев, либо командировка HR-менеджера в г. Харьков. | 4. Назначение видеособеседования. |
5. Встреча HR-менеджера с кандидатом, проведение собеседования. | 5. Проведение видеособеседования. |
6. Собеседование кандидата с представителями Центрального офиса. | 6. Видеозапись собеседования передается в Центральный и Главный офис. |
7. Согласование кандидата на данном этапе. | 7.Есть возможность участия в видеособеседовании сразу всех представителей компании, которые принимают решение за трудоустройство кандидата. |
8. Встреча кандидата с представителями Главного офиса. (командировка кандидата или приезд представителя из Главного офиса). | 8. Завершающая встреча кандидата с генеральным руководителем, который принимает решение. |
Стоит обратить внимание на продолжительность каждого этапа. Если видеоинтервью можно организовать за один два дня и подключить всех представителей компании, в ситуации с обычным собеседованием потребуется от трех до десяти дней – на все интервью, согласования и командировки.
Несложно подсчитать и расходы. Стоимость видеособеседования ограничивается примерно 200-1000 грн в месяц – с подключением, гарнитурой (на ушники с микрофоном) и web-камерой, и не зависит от количества кандидатов. При обычном же рекрутинге бюджет на подбор растет пропорционально количеству интервью.
Следующий вопрос касается того, как кандидату выйти на связь в формате видеособеседования. Исходя из нашего опыта, есть два варианта:
1. Кандидат самостоятельно находит web-камеру, гарнитуру и выход в Интернет в своем городе.
2. Компания, которая ищет персонал, снимает в данном городе комнату под видеоинтервью и обустраивает ее всем необходимым. Только в этом случае нужен фрилансер, который будет «подключать» кандидата, сотрудник компании работодателя или местный рекрутер.
Обсуждая подбор персонала с помощью видео собеседования на онлайн-конференциях, мы с коллегами отметили плюсы и минусы этой технологии (таблица 2). Хотя, конечно, со временем станут ясны и другие положительные и отрицательные стороны инструмента.
Табл. 2. Анализ преимуществ и недостатков рекрутинга с помощью видеоинтервью
Преимущества при подборе персонала с помощью видеособеседования | Недостатки при подборе персонала с помощью видеособеседования |
---|---|
1. Нет границ. | 1. Не все кандидаты соглашаются на видеособеседование. |
2. Экономически выгодно. | 2. Не все кандидаты соглашаются на запись собеседования. |
3. Временные ресурсы сокращаются. | 3. Через web-камеру видно только лицо кандидата. |
4. Участие всех представителей компании в видеоинтервью, независимо от места нахождения. | 4. Кандидат не подключается, а все представители компании вышли на связь, |
5. Уровень профессионализма HR-менеджера или рекрутера, который проводит интервью. | 5. Кандидат не полностью может раскрыться в формате видео. |
6. Видны такие факторы кандидата, как выступление перед аудиторией, обстановка в которой кандидат проходит собеседование. | 6. Не все представители компании сразу задают интересующие вопросы и иногда отключаются от собеседования, если сразу понимают, что кандидат не подходит. |
7. Видеозапись. | 7. Отключение Интернет у одной или другой стороны. |
Рекомендации для проведении видеособеседования
1. Перед подключением проведите телефонное интервью с кандидатом и анализ его резюме. Затем, вслед за получением согласия на видеособеседование, убедитесь в том, что с его
стороны организованы доступ в Интернет, наличие гарнитуры и web-камеры.
2. Подготовьте онлайн-класс для проведения видеоинтервью. Это включает: регистрацию всех участников процесса, проверку соединения в сети Интернет, звука и web-камеры.
3. Сделайте презентацию кандидата (в формате «Power Point»). Она должна включать: резюме, отсканированные дипломы, грамоты, работы, рекомендации.
4. Присоедините к процессу подготовки презентацию компании, в которую интервьюируется кандидат. В ней могут быть фотоматериалы, история организации, показатели деятельности, цели, миссия и задачи.
5. Подготовьте методики, опросы, тесты для онлайн-собеседования. Могут использоваться проективные методики, профессиональные кейсы, психологические тесты, опросы и задания.
6. Организуйте всех участников видеоинтервью: согласуйте дату и время его проведения, обеспечь те присутствие представителей компании, которые принимают решение, уточните организационные моменты с кандидатом.
7. Активизируйте класс для видеособеседования. Модератор (он же HR менеджер или рекрутер), который несет ответственность за интервью, за 20 минут до его начала подключает гарнитуру и web-камеру, оповещает всех участников сообщением на е-mail со ссылкой в онлайн класс, где будет проходить мероприятие.
8. Обеспечьте согласие всех участников процесса, и в первую очередь кандидата, на запись видео собеседования.
9. Запустите видеоинтервью в прямом эфире. Модератору необходимы внимательность, собранность, способность обеспечить высокий уровень организации процесса, профессионализм и хорошее настроение!
10. Включите презентации компании и кандидата, а также предоставленных кандидатом мате риалов.
11. Обратите внимание на внешние проявления состояния кандидата (насколько ему комфортно/не комфортно).
12. В процессе собеседования передайте слово представителю работодателя, но выполняйте функцию модерации вопросов.
13. Сохраните видеозапись собеседования и оформите полноценное заключение анализ после него.
14. Отдельно дайте обратную связь кандидату и представителям компании работодателя.
Несколько примеров из практики
Первый интересный опыт использования онлайн интервью связан с закрытием вакансии директора по продажам в киевском филиале крупной международной компании по производству и реализации промышленного оборудования (главный офис – в США). Назовем кандидата Андреем Соколовым. Когда мы подключились к видеособеседованию, в Украине было 18.00, в США – 11.00. Представители главного офиса были бодрыми, вели активный диалог и пытались разговорить Андрея. Он же проходил собеседование в домашней обстановке, на вид был уставшим и серьезным, не очень охотно отвечал на вопросы и отвлекался. Когда рекрутер спросил, на что кандидат переводит свое внимание и почему не сосредоточен, тот объяснил, что дети, прибегающие в комнату, мешают ему собраться. На наше предложение показать «виновников» кандидат охотно согласился: мы поздоровались с детьми, и они стали с интересом наблюдать за «дядями из Америки», внимательно слушая беседу. Это позволило Андрею расслабиться, вести себя более естественно и открыто.
Могу отметить, что для представителей бизнеса США важным фактором являлась не только профессиональная успешность кандидата, но и благоприятная семейная атмосфера, которая помогает расти и развиваться в компании.
Вторая любопытная история произошла на видео собеседовании с главным бухгалтером (вакансия от крылась в Днепропетровске, а кандидата мы нашли в Запорожье). Стоит отметить, что главные бухгалтеры неохотно соглашались на видеоинтервью, но одного кандидата, наиболее интересного и подходяще го, нам все-таки удалось уговорить. Мужчина не был уверенным пользователем ПК, и на помощь снова пришли дети – точнее, его взрослый сын. Он помог отцу подключиться, подсоединил гарнитуру, все объяснил и ушел. Недолго думая, главный бухгалтер на чал смотреть в микрофон и говорить в камеру. А когда мы попытались объяснить, что необходимо сделать наоборот, он стал вещать в наушники, а смотреть уже в web-камеру. Однако с третьей попытки нам все же удалось начать видеособеседование, хорошо увидеть и прекрасно услышать его…
И, наконец, третья история. Речь пойдет о рекрутере Оксане, которая вышла на связь с кандидатом, пребывая в домашней обстановке. А он «подключился» из шикарного ресторана в Екатеринбурге, в котором только что проходили переговоры: играла приятная музыка, на заднем плане мелькали официанты и другие столики, и мужчина, нисколько не смущаясь перед камерой, допивал бокал красного вина. Мы сделали свои выводы, но видеозапись руководителю компании показали, и… очень удивились его согласию встретиться с данным кандидатом. Позже мы узнали, что когда этот работодатель приезжает в Екатеринбург, сам любит посещать увиденный на записи ресторан.
Истории с видеособеседованиями похожи на кадры из кино. Порой, благодаря им, можно узнать о кандидатах больше, чем при личных встречах. Безусловно, это помогает в работе, дает возможность анализировать интервью и прогнозировать будущее поведение кандидатов.
На наш взгляд, в Украине видеоинтервью совсем скоро станет стандартным методом подбора персонала.
Ищите возможности и расширяйте границы!