Модернизация корпоративного обучения

Josh Bersin

В течение всего прошлого года мы обсуждали с сотнями компаниями их желание трансформировать существующие программы корпоративного обучения с тем, чтобы воспользоваться всеми преимуществами социальных сетей, управления знаниями, сообществ практикующих, и улучшенных моделей смешанных форм обучения. Изучив несколько десятков высокоэффективных программ корпоративного обучения посредством нашей программы Лидеры обучения (Learning Leaders®), мы поняли, что в сегодняшнем мире корпоративного обучения произошли фундаментальные эволюционные изменения.

Рис. Эволюция современного корпоративного обучения

Этапы развития корпоративного обучения и образования

На схеме мы видим, что за последние 10 лет мир корпоративного обучения преодолел 4 основных ступеней. В течение 80-ых и 90-ых 20 века традиционное обучение под руководством инструктора (этот вид обучения до сих пор составляет более 60% всего объема обучения) было основной формой обучения, эта форма дополнялась различными технологиями (CD диски, Видео диски, кассеты VHS, телевизионные передачи) с целью расширения аудитории и снижения стоимости. Тогда корпоративное обучение при помощи различных технологий называлось обучением при помощи или на базе компьютерных технологий (CBT или CAT).

В 1998 обрел популярность термин «e-learning» (онлайн обучение), в мире обучения произошли фундаментальные изменения. Мы называем эту вторую ступень «эрой e-learning», поскольку этот период характеризовался безумной лихорадкой все разместить в Интернете. Действительно, многие из нас помнят, как организации начали пересматривать назначение всех своих программ и разрабатывать линейные, формальные программы обучения для Интернет. Вокруг всего этого разгорелись нешуточные страсти: «мудрецы» поговаривали о закрытии корпоративных центров повышения квалификации. В 2001 году произошла глобальная рецессия, которая еще больше ускорила переход к этой стадии, так как организации старались значительно сократить расходы, связанные с обучением под руководством инструктора. В ходе этой второй стадии появилась современная система управления обучением (LMS), также как и многие из новых инструментов быстрого дистанционного обучения посредством Интернет или инструментов повышения квалификации, основанных на Интернет-технологиях, существующих поныне.

В середине 90-х мы вступили в эру так называемого «смешанных и неформальных форм обучения». Организации осознали, что «e-learning» не было настолько мощным, как представлялось когда-то, начали развиваться концепции смешанных форм обучения. Многие компании на самом деле «заново открыли» и «заново инвестировали» средства в аудиторные программы. В 2004 году я написал книгу «Смешанные формы обучения» (The Blended Learning Book), и она сохраняет свою актуальность по сей день. В процессе развития организации стали внедрять все больше концепций смешанных форм корпоративного обучения, а интернет стал более доступным, и мы поняли, что многие концепции интернет-обучения, возникающие в тот период в качестве замены обучения под руководством инструктора, не были правильными: в действительности нам было нужно создать «новую» практику обучения в сети, которая включала бы в себя формальные (структурированные) программы, также как широкий выбор неформальных (неструктурированных) форм контента.

Google, конечно, поспособствовал продвижению эволюции «в массы». Сотрудники и молодые работники искали через поиск ответ на любые стоящие перед ними проблемы и уже не желали высиживать на долгих, формальных онлайновых программах, если те не несли элемент развлечения. И действительно, согласно исследованию Basex, опубликованному в мае этого года, 28% всей работы сотрудника теряется в процессе выполнения нескольких дел одновременно – работа с электронной почтой, поисковиком и использование других форм «неформального» обучения. То же исследование обнаружило, что средний сотрудник посещает приблизительно 45 web-сайтов в день.

Эта модель поведения (и доступность технологии) вполне естественно получила дальнейшее развитие благодаря доступности социальных сетей, что привело нас к четвертой стадии, как показано на рисунке. Современный сотрудник имеет доступ к формальному обучению, к несметному объему информации, и к реальным живым людям через интернет. Если все это сложить вместе, мы обнаружим, что картина корпоративного обучения очень сильно изменилась. Теперь, когда у кого-либо возникает потребность «узнать» что-то, рассматриваются различные способы получения этих навыков или информации: можно посетить занятие, можно пройти курс обучения онлайн, можно найти сопутствующую информацию в интернете, можно прочитать книгу, или найти того, кто знает, что делать и обратиться за помощью. А мы, профессионалы в области корпоративного обучения и повышении квалификации, должны «упорядочить» эту неформальную среду обучения и убедиться, что мы концентрируем инвестиции на управлении талантом и на потребностях построения глубоких уровней навыка.

Этот сдвиг приоритетов привел к тому, что отделу корпоративного обучения приходится решать невероятно трудные задачи. Наше исследование показывает, что 68% работников умственного труда в современных условиях чувствуют, что их основная проблема обучения состоит в «слишком большом объеме информации». Эта информация существует в большом количестве форматов, часто она оказывается устаревшей, поэтому они не уверены, как найти то, что им нужно. С этой точки зрения оказывается, что потребность в «формальном» обучении велика как никогда (так вы можете быть уверенным, что получите правильную информацию, представленную правильным способом»). Вместе с тем, профессионалы по корпоративному обучению должны справляться с новым набором задач: как создать целостную «среду обучения» (не программу обучения), которая будет соответствовать этому новому миру формального и неформального обучения?

Этот сдвиг повлиял и на нашу профессию в целом. Участники нашего исследования говорят, что самая большая трудность состоит не в разработке нового контента, а скорее в создании организационной культуры корпоративного обучения и понимании новых навыков и дисциплин, которые необходимо освоить.

Подводим итоги: Изменения уже здесь

Одним словом, я верю в то, что мы находимся в одном из самых важных переходных периодов за последние 10 лет. Эра е-learning, несомненно, заставила организации инвестировать и учиться различным новым формам, но сегодняшний мир корпоративного обучения меняется еще значительнее. Рецессия, как обычно, добавляет масла в огонь: организации консолидируют свои программы корпоративного обучения и стараются оптимизировать все имеющиеся программы, поставщиков услуг, и системы.

Наступило время пересмотреть принципы организации современного корпоративного обучения. Мы верим, что у вас появятся замечательные возможности повысить ценность своих программ обучения и собственной карьеры.

Перевод Ольги Белоусовой, HRM

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Модернизация корпоративного обучения

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.