HR-ы отказываются жевать «корочки». Помогает ли MBA устроиться на работу

Александр Шенаев Источник: E-xecutive

Открыв рекламную брошюру любой школы бизнеса, упираешься взглядом в пестрые описания своей будущей грандиозной карьеры. Сразу представляешь толпу работодателей, расталкивающих друг друга локтями и встречающих тебя с трудовым контрактом в руках уже на выходе из школы. Предложения с годовым доходом меньше $80 тыс. можно будет сразу отвергать как неприличные.

«Путевка в жизнь» обойдется примерно в $20 тыс., если учиться в России. Или в полновесные $100-200 тыс., если ехать в лучшие зарубежные школы. Причем на Западе карьерные взлеты благодаря MBA — реальность. В России же то ли воздух другой, то ли работодатели «неправильные», но ускорений вертикально вверх по карьерной лестнице заметно меньше, чем в Штатах или Европе. Вряд ли причина «карьерной дефективности» MBA — в неспособности российских выпускников. Учатся они в тех же классах, что и успешные иностранные студенты. И экзамены сдают по тем же правилам, что и другие слушатели. Но американский обладатель степени после школы отправляется развивать перспективный венчурный проект, а наш, если не получил предложение о работе еще в школе, бегает по компаниям и рассказывает HR-ам, как здорово учиться за границей, получая отказ за отказом. Может, проблема в российских работодателях?

«Наличие степени MBA никогда не являлось для нас ключевым или обязательным требованием при приеме на работу», ― подтверждает гипотезу PR-директор компании IBS Лада Щербакова. Возможно, в IT действительно не так важны управленческие навыки из бизнес-школы, но и старший менеджер по подбору персонала компании Ernst & Young Сергей Киреев высказал мнение, что МВА — не гарант получения хорошей должности. В МТС попасть только за счет одной степени МВА тоже не получится. Но старания кандидата отметят. Наличие МВА, рассказывает директор по персоналу «МТС Россия» Наталия Стрелкова, показывает, что человек по крайней мере не пожалел времени и денег, для своего развития.

Консультант RosExpert Ольга Антошина работает в search executive уже несколько лет, и за это время ни один из клиентов не назвал MBA критичным требованием для приема на работу. «Здесь важно понимать, что, когда работодатель формулирует для нас задачу, он перечисляет определенные навыки, которые хочет видеть в наемном менеджере. А эти навыки формируются в течение всей его карьеры и могут совершенно не зависеть от полученного образования,» ― говорит хедхантер.

«У нас проектный бизнес, ― продолжает Лада Щербакова. ― Если человек не умеет или не любит работать в команде, то даже при наличии MBA лучшей бизнес-школы он вряд ли нам подойдет». В МТС рады выпускникам западных бизнес-школ, но при условии, что менеджер с MBA будет обладать практическими навыками решения бизнес-задач, а не только теоретическим опытом решений бизнес-кейсов, поясняет Наталия Стрелкова.

Не стоит полагать, что неоднозначное восприятие MBA в нашей стране ― вина одних только «капризных» работодателей. Отечественные бизнес-школы сами приложили руку к возникновению подобной ситуации. Качество образования, полученного на российских программах МВА, пока не вызывает доверия, а значит, и диплом выпускника особого влияния при устройстве на работу оказывать не будет, считает Наталия Стрелкова. «Но могу сказать, что работодатели возлагают определенные надежды на «Сколково» и Высшую школу менеджмента при СПбГУ» – добавляет топ-менеджер МТС.

«К сожалению, нынешние российские бизнес-школы не оправдывают ожидания самих топ-менеджеров и их будущих работодателей», ― разочарованно говорит Ольга Антошина из RosExpert. Для многих степень MBA — это некий профессиональный апргейд, который помогает управленцу начать смотреть на свою работу не в рамках узкой функции или конкретной бизнес-задачи, а в масштабах всего бизнеса или даже индустрии. Классический MBA — это, прежде всего, развитие управленческих навыков и стратегического подхода к бизнесу и уже потом — профессиональные знания. В России же степень мастера делового администрирования все чаще сводится к набору академических знаний. Поэтому сегодня уверенно чувствовать себя на встрече с потенциальным работодателем в крупной компании можно только с дипломом одной из десяти лучших бизнес-школ мира вроде Harvard, Stanford или Wharton, делится опытом Ольга Антошина. Стоит отметить, что в топ-10 мировых бизнес-школ ежегодно отправляется не более двадцати наших сограждан. Цена вопроса при этом, напомним, — $100-200 тыс. за курс обучения. Назвать такое образование доступным и массовым невозможно.

Чем же объяснить нынешнюю ситуацию на рынке бизнес-образования, когда выпускники программ MBA практически не востребованы на рынке труда, но количество бизнес-школ при этом остается на прежнем уровне? Качество персонала на российском рынке все еще так низко, что работодатели рады любому кандидату с более-менее убедительным опытом и образованием, которое имеет мало-мальски прикладную направленность.

Впрочем, даже рецессия не сильно испортила бизнес-школам статистику. В личных беседах с E-xecutive руководители программ MBA отмечают, что хотя поток новых студентов в связи с кризисом и ослаб, но для поддержания рентабельности бизнес-школ его хватит. У некоторых образовательных учреждений дела настолько хороши, что они в состоянии даже отказывать, но, правда, только совсем уж безнадежным соискателям. Если люди продолжают отдавать свои деньги, значит, отдача от обучения все же есть?

MBA и в России помогает получить определенную позицию или быстрее двигаться по карьерной лестнице. Это срабатывает, например, в инвестиционном бизнесе и банках, говорит специалист RosExpert. Но работу помогает получить не «корочка», а знания и опыт, которые удается вынести из учебных аудиторий. Кстати, не стоит списывать со счетов собственников бизнесов и CEO. Многие из них в свое время тоже получили MBA в лучших школах бизнеса, и в ситуации, когда необходимо выбирать между кандидатом со степенью и без нее, они невольно будут больше внимания уделять менеджеру с MBA. Людям с одинаковым уровнем образования элементарно проще найти между собой общий язык. В практике Ольги Антошиной такие случаи были.

В дальнейшем такое бизнесобразовательное кумовство может трансформироваться в корпоративную культуру; степень станет настолько обыденной, что ее перестанут воспринимать как нечто экстраординарное. Кстати, и в компаниях, где нет подобной культуры, либо в структурах, где не знают о преимуществах западного бизнес-образования, коллеги тоже могут не обращать внимания на MBA, потому что просто не понимают, что это такое. Похожая ситуация с узкопрофессиональными сертификатами ACCA, ACA, CPA, CFA, которые в том же Ernst & Young ценятся больше, чем MBA. Людям, не посвященным в тонкости бизнес-образования, сложно оценить и, соответственно, сформировать свое отношение к коллегам с подобными достижениями, поэтому особого отношения к сотрудникам с MBA в российских компаниях нет. Это общее мнение экспертов, с которыми удалось побеседовать E-xecutive.

«Образование, сертификаты, степени безусловно украшают резюме кандидата, ― заключает директор по персоналу «МТС Россия» Наталия Стрелкова. ― Но получить должность помогут, скорее, реальные достижения. В МТС мы приветствуем, когда у человека за спиной реальные результаты ― очевидные для рынка». Выпад в сторону то ли бизнес-школ, то ли выпускников MBA.