Россия — одна из самых образованных стран мира. С этим вряд ли кто поспорит. Особенно сейчас, когда пробел на рынке бизнес-образования продолжает динамично восполняться. На отечественным рынке представлены все основные типы программ по менеджменту и деловому администрированию, преподающиеся за рубежом: вузовские бакалаврские программы (ВВА programs); программы МВА (MBA programs) всех уровней; программы специализированной краткосрочной переподготовки руководителей (Executive retraining programs). Но в таком обилии предложений можно легко запутаться. Чтобы немного в нем разобраться и понять, какими критериями надо руководствоваться при выборе качественной программы, мы решили побеседовать с Владимиром Тумановым, директором MBA-центра ЛИНК.
CF: В вашем институте есть два вида программ МВА — Открытого университета Великобритании (The Open University) и российская. В чем их основные отличия?
В.Т.: Мы позиционируем эти программы в соответствии с положением на рынке компаний, из которых приходят к нам слушатели. Программа MBA The Open University, на которой работают преподаватели из Великобритании, предназначена для тех, кто строит карьеру в транснациональных компаниях, имеющих свои представительства по всему миру. Для сотрудников же фирм, ориентированных на внутренний российский рынок, больше подходит российская программа, построенная на реальных примерах из экономики нашей страны. Кроме того, у нас есть курсы повышения квалификации, которые преподаются на территории России и стран СНГ в наших 95-ти учебных центрах.
CF: Что является отличительными особенностями бизнес-образования в вашем вузе?
В.Т.: В области бизнес-образования мы представляем программу Открытого университета Великобритании, преподаем большинство курсов этого университета, переводим их на русский язык. Открытый университет — признанный мировой лидер в области дистанционного обучения. Его программа МВА имеет аккредитации всех существующих ассоциаций бизнес-школ — британской, американской и европейской, что является редкостью. Специалисты Университета обеспечивают высокое качество обучения, регулярно обновляя учебный материал, как теорию, так и содержание кейсов. Ежегодно выходят абсолютно новые версии основных курсов — не всех сразу, каждый курс меняется раз в три или три с половиной года. Еще одно преимущество программ — их практическая направленность. Все, чему обучается слушатель, он может сразу применить в своей практике. Например, если задается тема письменной работы «Работа с внешними клиентами», он анализирует работу с внешними клиентами непосредственно в своей компании и на основании этого предлагает собственные решения.
CF: Ваши слушатели не прерывают работу во время обучения?
В.Т.: Очно-заочная форма обучения в нашем институте подразумевает чередование очных занятий в выходные дни и интерактивные занятия через интернет. Благодаря интерактиву образуется сообщество студентов, обучающихся по программам Открытого университета и ЛИНК по всему миру.
CF: Как вы оцениваете эффективность переводной программы, которая преподается на русском языке?
В.Т.: Я считаю, что МВА надо изучать на том языке, которым вы владеете в совершенстве. Программа МВА ЛИНК (по окончании которой выдается российский государственный диплом) прошла аккредитацию в Министерстве образования России и очень эффективна для менеджеров высшего звена, работающих в реальном секторе российской экономики.
CF: А как же учебная литература? Ведь на русский язык переведены далеко не все книги…
ВТ.: Программа МВА ЛИНК на 80% состоит из переведенных курсов Открытого университета и на 20% — из российских курсов, разработанных в соответствии с требованиями Минобразования РФ. Кроме этого — что очень важно — мы издаем для своих слушателей весь необходимый набор материалов на русском языке и им не приходится искать литературу в магазинах.
CF: Хороший студент — начитанный студент. Как много, по вашему мнению, слушатели должны читать специализированной литературы?
В.Т.: На изучение учебных материалов нашему студенту надо тратить в среднем по полтора часа в день. Помимо этого приходится читать много периодических изданий по бизнесу. Так что в итоге получается два-три часа в день.
CF: Многих ли преподавателей российских бизнес-школ можно назвать по-настоящему квалифицированными?
ВТ.: Основная проблема заключается в том, что эти преподаватели должны быть практикующими менеджерами, а не теоретиками. Мы с самого начала работы поняли, что готовых преподавателей — сочетающих прекрасное знание теории и интересный практический опыт и в то же время умеющих работать в режиме «вопрос-ответ», — на российском рынке практически нет. Поэтому было решено разработать совместно с Открытым университетом систему подготовки преподавателей и повышения их квалификации, которую постоянно проходит наш преподавательский состав.
CF: Ваши слушатели сами оплачивают обучение, или их спонсируют работодатели?
ВТ.: В начале обучения около половины людей платят сами, а за остальных — компании. Но к середине программы это соотношение меняется за счет увеличения студентов, обучение которых оплачивают работодатели, которые на этом этапе уже начинают осознавать реальную пользу от обучения своих сотрудников в бизнес-школе.
CF: А вообще, насколько эффективно обучение за счет работодателя? Ведь люди, которые вкладывают свои деньги, получают больше пользы от этого процесса.
В.Т.: Не буду говорить за всех. На наших курсах повышения квалификации много корпоративных клиентов. И мы всегда просим работодателей не «посылать» к нам на обучение своих сотрудников, а объявлять набор для тех, кто хочет учиться на наших курсах. Как правило, 50% суммы платят компании, а остальные 50% — слушатели. Такая схема оплаты позволяет и снизить стоимость обучения, и мотивировать людей на обучение.
CF: Для тех, кто хочет сам получить образование, становится актуален вопрос кредитования. Какие сегодня есть для этого возможности на российском рынке?
В.Т.: Такие возможности сегодня есть. Банковские корпорации, имеющие сеть филиалов по всему миру, такие как «Кредит-банк», заключают соглашения с рядом бизнес-школ на предоставление кредита. Правда, в российских школах система кредитования используется довольно редко. В наших региональных центрах было несколько случаев, когда мы заключали соглашения с банками и давали кредит. Но в общей сложности людей, которые пользуются кредитом, не очень много.
CF: В чем препятствия?
ВТ.: Прежде всего, большие процентные ставки. Еще одна проблема — кредиты даются под гарантию. Банки не хотят идти на большие риски, а ни бизнес-школы, ни компании не хотят брать на себя ответственность за покрытие убытков в случае, если человек не выполнит свои обязательства.
CF: Как правильно выбрать бизнес-школу среди сегодняшнего разнообразия?
ВТ.: Прежде всего, стоит заручиться мнением выпускников бизнес-школ. Конечно, люди, продающие программы, могут рассказать много интересного, но их мнение довольно субъективно, поскольку ограничивается пределами одной бизнес-школы. Проведите маркетинговое исследование, выбрав несколько наиболее привлекательных программ — о них много информации в СМИ и интернете. Затем, через знакомых или в интернет-форумах разыщите людей, которые обучались на этих программах, — так вы получите объективное мнение о плюсах и минусах выбранных бизнес-школ. Также можно понаблюдать, как происходит процесс обучения, пообщаться со студентами. С другой стороны, нужно проанализировать все аспекты. В каждой программе есть свои недочеты — важно понять, насколько они для вас критичны. Можно учитывать и результаты рейтингов — это мнение экспертов, основанное на реальных показателях. Посмотрите, есть ли у бизнес-школы аккредитация. Стоимость обучения лучше оценивать в последнюю очередь, после того как изучите все остальные факторы. Только так вы сможете выбрать то, что подходит именно вам.
CF: Как вы относитесь к результатам российских. рейтингов? Можно ли их считать объективными?
ВТ.: В нашей стране подобные рейтинги появились намного позже, чем за рубежом. Критерии рейтингов могут быть очень разными. Например, стандартный вопрос любого рейтинга — «Каков объем вашей библиотеки?» В нашей бизнес-школе слушателям сразу выдается вся необходимая литература в полном объеме, поэтому библиотеки как таковой нет (за исключением программ высшего образования). И мы получаем по этому параметру «нуль», в то время как наши слушатели обеспечены всей необходимой литературой. Рейтинг — дело тонкое, и прежде чем принимать его во внимание, надо разобраться, как он был составлен.
Бизнес-образование — дело тонкое
«The Career Forum», №3 (232) март 2005 г.