Жизненная сила организации

Александр Ершов Источник: Работа.ру

Никто не знает, как будет развиваться финансовая ситуация через год-два, но начинать наращивать запас прочности нужно уже сегодня. В выигрыше окажутся те компании, которые будут готовы к конкуренции в новых условиях, считает ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников.

– Сергей Александрович, почти год мир погружен в кризис. Многие думали, что это время станет «золотым» для бизнес-образования. Ожидания реализовались?

– Эти прогнозы во многом базировались на западном опыте. Например, у нашего стратегического партнера – Открытого университета Великобритании – число студентов, как и в период предыдущей рецессии, выросло. Но российский рынок живет по своим законам. У нас на фоне резкого увеличения интереса к бизнес-образованию, прежде всего в индивидуальном сегменте (мы ощутили это еще полгода назад), наметилась обратная тенденция. Желание усилилось, а возможности сократились. В корпоративном сегменте ситуация немного иная: те, кто осознает, что в условиях экономического кризиса нельзя допустить еще и кризис кадровый, продолжают обучать персонал. Разумеется, компании стали осторожными, скрупулезно и внимательно изучают предложения. Но мы приветствуем такой подход, потому что наше взаимодействие с заказчиком как раз и требует точного целеполагания.

– С чего начинается это взаимодействие?

– Как правило, знакомство начинается по нашей инициативе, это целенаправленная работа маркетологов МИМ ЛИНК. Было бы странно, если число обратных предложений было бы больше. Но мы удовлетворены тем, что большинство переговоров ведутся на позитивном информационном фоне. Менеджеры заказчиков уже могут дифференцировать макрохарактеристики бизнес-школ, а бренд ЛИНК стал достаточно весомым для того, чтобы интерес к нашим предложениям изначально был высоким.

– В чем суть вашей модели?

– В синергии усилий заказчика и бизнес-школы, а также в использовании наших технологических преимуществ. Современная образовательная модель предполагает совместное выстраивание процессов, которые позволят заказчику усилить свои конкурентные преимущества. Ключевой момент – мы не учим «на потом». Идеальное взаимодействие бизнес-школы с корпоративным клиентом строится на том, что знания должны рождаться в результате совместных усилий бизнес-школы и корпоративного партнера, тьюторов и всех обучающихся, работать здесь и сейчас, с самого старта программы. ЛИНК предлагает широкую линейку инструментов обучения: работу в интернете и интранете, тьюториалы, выездные школы, методики blending learning. У нас существует описание квалификации тьюторов в компетентностных характеристиках, многоуровневая аттестация специалистов, налажены процессы регулярной переподготовки и поддержки преподавателей. И, конечно же, развита система мониторинга всего процесса. При этом в основу своей деятельности мы положили технологии, разработанные нашим партнером, Открытым университетом Великобритании, и усиленные и адаптированные собственными разработками. В частности, у нас защищаются диссертации, выпускаются монографии по данной теме, то есть сама модель тщательно проработана дидактически и организационно.

– Все компании сегодня немного больны… Когда начинает ощущаться результат «лечения» в бизнес-школе?

– Лучше говорить не о болезни, а о степени запаса жизненной силы. В сложившихся экстремальных обстоятельствах выживут те, у кого больше здоровья. И тогда становится понятна роль образования так, как мы ее трактуем. Бизнес-школа – не врачебное учреждение, а тьюторы – не медики. Современное образование – это процесс, который позволяет поддерживать здоровый образ жизни, который призван помочь как индивидууму, так и организации не болеть. А «скорая помощь» – это функция антикризисных консультантов. С другой стороны, было бы неверно утверждать, что бизнес-образование не способно помочь компании, попавшей в водоворот кризиса. Изменив что-то в сознании и компетенциях своих менеджеров, можно уже сейчас создать дополнительное приращение жизненной силы организации. И пусть это пока будет небольшое пре­имущество, в дальнейшем оно будет расти по экспоненте, а через год-два отрыв от конкурентов станет существенным.

– Вам удается быть понятым?

– Да, конечно. У нас есть корпоративные клиенты: одни пришли во время кризиса, с другими мы находимся в состоянии переговоров, стараемся предложить максимум того, что нужно и доступно в текущих экономических обстоятельствах. И это непростая задача, потому что нужны уточнения, пояснения, финансовые расчеты и т. д. Кризис – это время, когда компании задумываются о цене своих решений.

– Сейчас, когда компании перешли на тактическое планирование, что ждать от рынка?

– Компании, которые живут только тактическим планированием, скорее всего, жили так и раньше. Только благоприятная среда и отсутствие реальной конкуренции позволяло им жить беззаботно. Я убежден, что мы никогда не вернемся в предкризисное состояние. Острота конкуренции, высокие требования к качеству принимаемых решений только возрастут. Те, кто выживут, станут сильнее, увереннее, агрессивнее. Организовав взаимодействие с бизнес-образованием, компания получает возможность выработать навык эффективного существования в условиях неопределенности. А когда ситуация стабилизируется, этот навык приведет к взрывному успеху. Словом, выбирая стратегию развития сейчас, компания формирует свое будущее.