Популярность тренингов падает

Источник: SuperJob.ru

Работодатели всё реже отправляют своих подчинённых на семинары и тренинги, а среди работников растёт число тех, кто считает программы повышения квалификации бесполезной тратой времени и денег. К такому выводу пришёл Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru, опросив 1800 экономически активных россиян и 700 представителей компаний из всех округов РФ.

В нашем быстро меняющемся мире представителю любой профессии, будь то юрист или крановщик, требуется периодически освежать свои знания и навыки. Держать руку на пульсе работникам помогают различные курсы повышения квалификации, тренинги и семинары. Казалось бы, работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, а значит, популярность подобных мероприятий должна только расти. Однако факты говорят об обратном: число россиян, посещающих профессиональные тренинги, неуклонно снижается, а руководство всё реже отправляет своих подчинённых на семинары и курсы.

На вопрос: «Посещали ли Вы когда-нибудь профессиональные тренинги, интенсивные курсы повышения квалификации?» – положительный ответ дали 55% наших сограждан. Но и среди тех, кому посчастливилось углубить свои знания при содействии компании-работодателя, далеко не все довольны результатом: «К огромному сожалению, подавляющее большинство этих тренингов и интенсивных курсов – это не что иное, как банальное «вытягивание» денег, так как там не дают и десятой доли того, что обещают»; «Я лучше сама почитаю о том, что для меня актуально».

Среди слушателей курсов и семинаров больше мужчин (57%), чем женщин (54%). Чаще остальных тренинги посещают россияне 35-45 лет (67%). Кроме того, количество тех, кто когда-либо повышал квалификацию на семинарах и тренингах, растёт с увеличением дохода опрошенных.

Конечно, говорить о том, что тренинги не несут работникам никакой пользы, было бы несправедливо. Так, 61% россиян считает, что дополнительное образование повышает профессиональный уровень, 43% опрошенных отмечает, что курсы и семинары способствуют формированию здоровой самооценки, а 34% уверены, что участие в подобных мероприятиях позволяет претендовать на более высокую заработную плату.

Никаких плюсов в посещении семинаров не видят 7% россиян. По сравнению с 2006 годом число недовольных возросло на 4%. «Не вижу смысла. По-моему, это пустая трата денег», – заявляют респонденты. Стоит отметить, что недовольство респондентов чаще вызывает не столько уровень обучения, сколько материальная сторона вопроса – многим приходится оплачивать занятия самостоятельно: «Отдал деньги – результат нулевой. Никаких знаний не дали».

Опрос, проведённый среди представителей компаний, позволил выявить, что в последние три года работодатели стали заметно реже отправлять своих сотрудников на курсы повышения квалификации. И если раньше профессиональному росту работников содействовали 86% компаний, то сейчас – 71%. Тем не менее, в условиях финансового кризиса и этот показатель не так уж плох. Больше остальных о сотрудниках заботится руководство компаний, где работают от 500 до 1000 человек: несмотря на финансовые неурядицы, возможности для обучения персонала находит 83% из них.

Закономерно, что при этом работодатели рассчитывают на отдачу от сотрудников, уточняя, что оплачивать повышение квалификации они готовы лишь «перспективным сотрудникам», и только в том случае, если «оно действительно повысит эффективность их работы».

Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 2 сентября 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов

Вопрос:
«Посещали ли Вы когда-нибудь профессиональные тренинги, интенсивные курсы повышения квалификации?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Образование
муж жен до 25 25-35 35-45 45-55 от 55 высшее среднее специальное
Да 55% 57% 54% 45% 63% 67% 56% 39% 61% 46%
Нет 45% 43% 46% 55% 37% 33% 44% 61% 39% 54%

Вариант ответа Все Ежемесячный доход, руб.
до 14999 15000–24999 25000–34999 35000-44999 от 45000
Да 55% 37% 47% 49% 60% 73%
Нет 45% 63% 53% 51% 40% 27%

Некоторые комментарии респондентов:

«Да» — 55%
«Порой это просто чтение статей из Интернета или книг».
«Сейчас без этого невозможно адаптироваться на новом месте работы».
«К огромному сожалению, подавляющее большинство этих тренингов и интенсивных курсов – это не что иное, как банальное «вытягивание» денег, так как они не дают и десятой доли того, что обещают».
«Позитив и хорошее настроение. Всегда узнаешь что-то новое и интересное. Правда, через неделю не знаешь, что с этим делать…»
«Очень интересно и познавательно!»
«Тренинг – это очень интересное мероприятие, позволяющее преодолеть имеющиеся страхи и открыть новые возможности».
«Посещал год назад, когда у компании были деньги».
«Считаю, что посещение тренингов – это залог успешного профессионального и карьерного роста».

«Нет» — 45%
«Не было необходимости».
«Нет времени».
«Всё еще впереди»
«Как раз собираюсь».
«Предпочитаю самообразование в форме работы с литературой, общения с профессионалами, а также хотя бы временное сотрудничество по новому направлению».
«Работодатели жалеют деньги».
«У меня нет денег на это».
«Не вижу смысла».

Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 2-3 сентября2009 года
Исследуемая совокупность: прямые работодатели (представители организаций и предприятий, ответственные за работу с персоналом)
Размер выборки: 700 респондентов

Вопрос:
«Предоставляет ли Ваша компания своим сотрудникам возможность получения дополнительного профессионального образования (посещения тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации)?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Количество сотрудников
до 50 50-100 100-500 500-1000 1000-5000 более 5000
Да 71% 66% 72% 72% 83% 77% 75%
Нет 29% 34% 28% 28% 17% 23% 25%

Вариант ответа 2006 год 2009 год
Да 86% 71%
Нет 14% 29%

Некоторые комментарии респондентов:

«Да» — 71%
«Желание учиться приветствуется. Перспективным сотрудникам мы всегда готовы оплачивать обучение».
«Проводятся постоянные тренинги, повышающие квалификацию».
«Это для нашей компании очень важно».
«Мы заинтересованы в профессионализме персонала, поэтому есть своя система обучения».
«Тренинги есть, они предназначены для определённых сотрудников, которые занимаются продажами».
«Но сотрудникам необходимо обосновать экономическую выгоду от этого обучения, доказать, что оно действительно повысит эффективность их работы».

«Нет» — 29%
«На данный момент у нас нет возможности отправлять сотрудников на курсы дополнительного профессионального образования, однако этот инструмент будет использоваться при появлении первой возможности».
«Мы набираем квалифицированных работников».
«Отправляем на обучение, но очень редко».
«Основные сотрудники проходят только внутреннее обучение в обучающих центрах компании. В случае если специалист единичный и эксклюзивный, компания рассматривает возможности получения им дополнительного образования в сторонних обучающих организациях».

Место проведения опроса: РФ, все округа
Время проведения: 2 сентября 2009 года
Исследуемая совокупность: экономически активные россияне старше 18 лет
Размер выборки: 1800 респондентов

Вопрос:
«Как Вы считаете, какие преимущества предоставляет дополнительное образование (тренинги, семинары, курсы повышения квалификации)?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Образование
муж жен до 25 25–35 35–45 45–55 от 55 высшее среднее специальное
Повышает профессиональный статус 61% 60% 62% 67% 62% 55% 47% 44% 62% 53%
Даёт возможность претендовать на более высокую зарплату 34% 36% 33% 41% 32% 28% 21% 22% 33% 32%
Повышает профессиональную самооценку 43% 41% 44% 44% 44% 41% 38% 17% 43% 42%
Никаких 7% 9% 6% 5% 7% 9% 10% 28% 8% 9%
Затрудняюсь ответить 5% 4% 5% 4% 5% 7% 2% 6% 4% 8%

Вариант ответа Все Ежемесячный доход, руб.
до 14999 15000–24999 25000–34999 35000-44999 от 45000
Повышает профессиональный статус 61% 69% 57% 62% 61% 61%
Даёт возможность претендовать на более высокую зарплату 34% 36% 38% 33% 39% 30%
Повышает профессиональную самооценку 43% 45% 46% 39% 44% 40%
Никаких 7% 5% 6% 8% 7% 9%
Затрудняюсь ответить 5% 3% 6% 6% 6% 3%

Вариант ответа 2006 год 2009 год
Повышает профессиональный статус 72% 61%
Даёт возможность претендовать на более высокую зарплату 49% 34%
Повышает профессиональную самооценку 52% 43%
Никаких 3% 7%
Затрудняюсь ответить 1% 5%

Некоторые комментарии респондентов:

«Повышает профессиональный статус» — 61%
«А также углубляет знания и навыки».
«Лично мне тренинги очень помогают в дальнейшей работе, так как на тренингах прорабатывают различные ситуации, и в дальнейшем это помогает не повторять прошлых ошибок».
«Систематизируют уже полученные знания, дают новые».
«Жизнь не стоит на месте, всё меняется, поэтому тренинги необходимы».
«Чем больше знаний, тем выше профессионализм».
«В первую очередь я сказал бы, что это повышает профессионализм работника. И только потом уже всё остальное».
«Курсы позволяют быть в курсе нововведений, изменений».

«Даёт возможность претендовать на более высокую зарплату» — 34%
«Развивает кругозор, способствует личностному и карьерному росту».
«Больше навыков – больше зарплата».
«Платят за профессионализм. Сертификаты лишний раз подтверждают, что у меня есть знания, а опыт работы подтверждает, что у меня есть навыки».

«Повышает профессиональную самооценку» — 43%
«Приятно осознавать то, что ты знаешь больше, чем другие».
«Знания – сила».
«Чем больше я знаю, тем легче мне справляться с профессиональными обязанностями».

«Никаких» — 7%
«Мне тренинги ни в чём не помогли».
«Лишняя трата времени».
«Для людей, которые не могут обучаться самостоятельно, тренинги, возможно, и будут полезными».
«Отдал деньги – результат нулевой. Никаких знаний не дали».

«Затрудняюсь ответить» — 5%
«Смотря какие это курсы».
«Лишняя «корочка» может помочь, но не более. Там можно лишь освежить знания, но ещё не факт, что для работы это будет полезно. Всё индивидуально».
«Самообразованием можно заниматься и бесплатно».