«Именно сейчас бизнес-образование необходимо обществу больше, чем когда бы то ни было»

Дмитрий Лисицин - Журнал «Секрет Фирмы» № 9 (290) от 01.09.2009

Расписание на послезавтра

«Секрет фирмы» задал представителям ведущих мировых бизнес-школ вопрос: «Что ждет бизнес-образование после кризиса?» И в ответах услышал нотки оптимизма.

Колин Мейер, декан Oxford Said Business School (Великобритания):


— Именно сейчас бизнес-образование необходимо обществу больше, чем когда бы то ни было. На школы возложена особая миссия — помочь правительствам и бизнесу понять, как отвечать на вызовы, которые готовит нам будущее.

Чтобы выполнить эту миссию, бизнес-школам придется поработать над собой в трех направлениях.

Во-первых, все более очевидным становится тот факт, что нет единого для всех стран мира подхода к бизнесу. Поэтому сегодня одна из главных задач бизнес-школ — максимально расширить географический охват своей деятельности.

Во-вторых, бизнес-школы должны перейти на мультидисциплинарный подход. Нужно уделять внимание не только управлению, но и общественным, этическим и экологическим проблемам.

Третий вызов — методологический. Перед кризисом бизнесмены недостаточно критично относились к общепринятым истинам, поэтому сейчас они хотят научиться оценивать идеи, а не просто принимать их. Бизнес-школы должны дать студентам инструменты для развития критического мышления.

Мы в Said готовы ответить на все три вызова и внести свою лепту в обучение сегодняшних и завтрашних лидеров бизнеса.


Билл Кузер, заместитель декана Chicago Booth’s Business School (США):


— К счастью, в прошлом году спрос на наши программы сохранился на высоком уровне. Особенно это касается MBA и EMBA — несмотря на кризис студенты понимают ценность дополнительного образования. Полагаю, что в ближайшем будущем он вырастет. Я верю: один из ключевых выводов, к которым подталкивает менеджеров текущий финансовый кризис,— это необходимость непрерывного обучения.

В дальнейшем эффективным бизнес-лидерам, чтобы не утратить форму, придется постоянно обновлять свой набор знаний и навыков. Неопределенность на рынке, усложнение финансовых инструментов и необходимость непрерывно увеличивать темп инноваций и развивать креативность — вот основные вызовы нынешнего кризиса. Чтобы ответить на них, нужно больше образования, а не меньше.


Педро Видела, директор программ MBA бизнес-школы IESE (Испания):


— В будущее мы смотрим с осторожным оптимизмом. В 2008/09 учебном году наши результаты оказались несколько хуже, чем годом ранее. Основной ущерб кризис нанес коротким открытым программам и программам по заказу клиентов. Однако мы видим, что уже сейчас компании пытаются планировать своею деятельность в посткризисную эпоху. И все больше и больше руководителей хотят встретить новые времена во всеоружии..