Социальный портрет слушателей MBA

Источник: Карьерист.ру

В настоящее время насчитываются сотни бизнес-школ в разных странах мира и десятки тысяч людей, уже получивших диплом МВА. Не отстаёт в этом плане и Россия, в которой уже несколько десятков школ бизнеса предлагают разнообразные программы бизнес-обучения. За последние годы российские бизнес-школы закончили несколько тысяч человек.

Портрет слушателей программ МВА попыталась представить компания Begin Group: в 2007 г. было проведено исследование 18-ти бизнес-школ Москвы и Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 700 студентов.

А ну-ка, парни!

В первую очередь исследователи обратили внимание на возрастные и гендерные показатели: средний возраст слушателей программ МВА составляет 26-40 лет — это самые активные и целеустремлённые работники, делающие ставку на инвестиции в своё будущее. Около 15% — это специалисты в возрасте после 40 лет, с большим опытом, для них предназначены особые бизнес-программы, например Executive МВА (EMBA).

Большинство учащихся — мужчины, представительниц прекрасного пола в бизнес-школах всего 32%. Многие слушатели (76%) состоят в браке, в том числе гражданском. Нацеленность на карьеру и вечная занятость людей бизнеса, вероятно, сказалась на следующих статистических данных: многие из участников опроса имеют либо одного ребенка, либо не имеют детей вообще. Респондентов с тремя детьми и более насчитывается всего 5%.

Какие должности занимают слушатели бизнес-школ перед началом обучения? Подавляющее большинство — это менеджеры высшего и среднего звена (40% и 35% соответственно) и только 13% участников исследования Begin Group являются владельцами собственных компаний и предприятий.

Первым высшим образованием у 46% респондентов было техническое, у 29% — экономическое, 15% получили гуманитарное образование и 9% — естественнонаучное.

Сложно, но можно

Многие слушатели приняли решение о повышении своей квалификации после 10 и более лет работы, 82% учащихся имеют стаж руководящей работы от 1 до 10 лет. Меньше всего задумываются о дополнительном профессиональном образовании люди, проработавшие более 20 лет. Небольшой процент составляют специалисты с опытом работы менее 4 лет. При этом можно отметить следующую тенденцию — повысить свой профессионализм стремятся люди, уверено шагающие по карьерной лестнице. 70% респондентов отметили, что совмещать учёбу и работу довольно сложно, но реально.

Какую форму обучения предпочитают слушатели российских школ бизнеса? Более 90% выбирают модульную (заочную) и вечернюю, учиться дистанционно готовы только 9%.

Для 74% респондентов при выборе программы обучения важно наличие международной аккредитации, которая, по их мнению, подтверждает качество полученного образования, повышает престижность диплома, способствует развитию международной карьеры, даёт дополнительные преимущества при поиске работы, обеспечивает карьерный рост в своей фирме или переход в более крупную компанию. Всего 6% слушателей не считают аккредитацию главным критерием при выборе программы, аргументируя свою точку зрения тем, что важны не формальности, а знания.

Ожидания и результаты

Каких результатов планировали добиться слушатели программ МВА, поступая в бизнес-школу? Для учащихся самыми главными оказались следующие параметры (перечислены в порядке убывания):

  • получение новых знаний
  • систематизация имеющихся знаний
  • развитие карьеры
  • увеличение дохода
  • приобретение полезных связей
  • возможность найти решения конкретных бизнес-задач
  • возможность сменить сферу деятельности.

Сопоставим эти данные с результатами обучения респондентов:

  Получаю в полной мере В целом получаю В целом не получаю Совсем не получаю Затрудняюсь ответить
Новые знания 34% 61% 3% 2%
Систематизация имеющихся знаний 34% 57% 3% 6%
Полезные связи 10% 46% 27% 6% 2%
Возможности развития карьеры 15% 41% 17% 7% 21%
Увеличение дохода 6% 33% 24% 15% 22%
Возможность смены сферы деятельности 10% 35% 17% 10% 27%
Возможность решения конкретных проблем бизнеса 15% 55% 11% 4% 16%

Положительными моментами в обучении для многих слушателей программ МВА явились удобная форма обучения, учебные материалы, высококвалифицированные преподаватели, индивидуальный подход, лаконичность программы, повышение собственного статуса и общение с единомышленниками.

В качестве отрицательных моментов (в разной степени) были названы: неудобное расположение школы, формализм, недостаточность очных и практических занятий, неприменимость западных кейсов к российской специфике, стоимость обучения, неэффективная методика преподавания, низкий уровень тьюторов, жёсткий график, трудности совмещения работы с учёбой, внесение корректив в расписание и программу по ходу обучения, расхождение теории с практикой.

На вопрос «Произошли ли какие-либо изменения в вашей карьере во время обучения по программе МВА?», 14% ответили, что получили повышение на текущем месте работы, 12% устроились в другую компанию, 5% сменили профиль деятельности. 62% респондентов отметили, что пока существенных изменений в их карьере не произошло.

Многие слушатели программ МВА после обучения не планирует кардинально менять сферу деятельности, место работы или уезжать за рубеж: они стремятся построить карьеру именно в своей компании. Примерно 34% опрошенных затруднились ответить относительно своих дальнейших планов.

Денежный вопрос

Участникам исследования также было предложено оценить, стоит ли их обучение тех денег, которые за него платят: положительно ответили 87% респондентов.

Большинство слушателей самостоятельно финансируют свою учёбу, однако 40% получают образование за счёт работодателей, которые частично или полностью берут на себя расходы на обучение своих сотрудников, расценивая это как вклад в долгосрочную перспективу и развитие компании. 73% таких «сознательных» компаний являются российскими, 18% — западными и 9% — совместными. Большую часть составляют фирмы, насчитывающие до 500 сотрудников.

10% фирм оплачивают более половины стоимости программы МВА, менее половины — 25%, 65% работодателей готовы пойти навстречу своим сотрудникам и целиком взять на себя материальную составляющую обучения. Доля, оплачиваемая компанией, как правило, является фиксированной в течение всего периода обучения. При этом более 50% респондентов отметили, что являются не единственными в компании сотрудниками, которые учатся в бизнес-школе или уже имеют степень МВА.

А что с увеличением заработной платы сотрудников, получивших диплом МВА? Прогнозируя рост доходов, практически все отметили это как естественный результат их обучения: 31% рассчитывают получать на 25-50% больше, увеличение зарплаты более чем в два раза ожидают 11% участников исследования, 20% слушателей программ МВА пока затруднились ответить, как изменится уровень их доходов и лишь 6% респондентов предположили, что их зарплата останется прежней.