Коучинг по-немецки

07.08.2022 / Коучинг
Элеонора Сандуленко Источник: E-xecutive

Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку

Поговорка коучей

На российском рынке образовательных услуг в начале XXI века появилось новое красивое иностранное слово «коучинг», со множеством значений и пониманий, трактующееся и как форма организованного консультирования, и как терапия для менеджеров, и даже как новый стиль управления. Особенно активно о коучинге в нашей стране заговорили после Первой международной конференции, которая состоялась в Санкт-Петербурге и Москве в 2002 году. Тогда понятие «коучинг» вызывало массу вопросов. И хотя на сегодняшний день вопросов стало еще больше, само слово органично вписалось в рынок, и найти компанию, предоставляющую услуги по обучению, коучингу и консалтингу не составляет труда.

Что же такое коучинг? Такой вопрос задают себе разные категории людей. И те, кто его продает, и те, кто его покупает. Одних интересует, сколько можно на этом заработать, других — какой результат получить за свои деньги и чем отличается результат коучинга от всех раннее известных методов поддержки, обучения и консультирования. Так может быть, коучинг — это всего лишь «старое вино в новой бутылке?»

Цель данной статьи — разобраться в этом «основном вопросе» с помощью анализа опыта и литературы немецких коучей, теоретические и практические наработки которых подходят, на мой взгляд, к рос­сийской действительности, и которые я использовала как руководитель по обучению в немецкой компании REHAU.

Но для начала обратимся к истокам. А именно, к этимологии слова «коуч», оно венгерского происхождения, получило распространение в Англии в XVI веке и означало «повозку». Во второй половине ХIX века английские студенты называли так частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века «коуч» прочно входит в спортивную лексику как название тренера. Постепенно из спорта значение переносится на любую деятельность, связанную с консультированием. И уже в 70-х годах ХХ века в США появляются первые «коучи» в современном понимании.

Christofer Rauen в своей книге «Coaching. Innovative Konzepte im Vergleich» выделяет 7 фаз развития коучинга:

1. С 70-го до середины 80-х — фаза происхождения коучинга в США;

2. Середина 80-х — его распространение в США;

3. Середина 80-х — «всплеск» коучинга в Германии;

4. Конец 80-х в Германии — системное развитие персонала;

5. Начало 90-х в Европе и США — фаза дифференциации коучинга;

6. Середина/конец 90-х в Европе и Америке — его популяризация (см. Табл. 1);

7. С 2002 года — фаза углубленной профессионализации коучинга.

Рассмотрю последний этап более подробно. Итак, в последнее время в коучинге начинают выделяться целевые группы и методически диффе­ренцированное применение; повышаются требования к качеству практики; начинается стандартизация в практике и обучении; растет интенсивность в исследованиях; организуются международные конгрессы и встречи; появляются «юные» коучи и последователи первой волны. При этом любая деятельность считается коучингом, если она происходит в форме разговора или консультирования (например, астрологический коучинг, дансинг-коучинг и т.п.). Как мы видим, на западном рынке происходит почти то же, что и у нас. И Россия идет уже по заданному направлению, только совершенно другими темпами и со своими национальными особенностями. Национальные особенности коучинга оставим для рассмотрения в следующий раз, а сейчас предлагаю познакомиться с «западной» моделью коучинга, особенности которой мне пришлось основательно изучить и использовать на практике при контактах с ведущими мастерами коучинга в Германии, Австрии и Швейцарии.

На сегодняшний день существует отличие в основных моделях коучинга: англо-американской и средне-европейской (Werner Vogelauer, 2005).B первом случае упор делается больше на методический, «рабочий» инструментарий; во втором — чаще используется психологическая составляющая процесса, при этом не исключается и методическая часть.

Коучинг, как новый метод консультирования, появился в Германии в середине 80-х. Его успехи первыми по достоинству оценили спортсмены, желающие показать выдающиеся результаты, за ними устремились бизнесмены, топ-менеджеры, политики, мечтающие о «волшебной палочке» в достижении целей. Произошло то, что и должно было произойти: коучинг стал мифом, чудодейственным средством, позволяющим достигать конкретных результатов к определенным срокам.

Как же определяют коучинг немецкие специалисты? Для них коучинг — это особая форма консультирования, которая расширяет восприятие и альтернативные способы отношения клиента. То есть, «…хороший коуч направляет процесс так, что клиент критически перепроверяет старые способы, испробует новые стратегии и интегрирует это в своем поведении. Важнейшей предпосылкой со стороны клиента для успешного коучинга является готовность отодвинуть привычный менталитет и желание свободно развивать свой потенциал…» (Olaf Hinz, Coaching-Praxis.info).

Итак, коуч подвигает к целевым мыслям словами и поступками, тем самым помогая постоянно вести себя так, как это необходимо для достижения цели. (Схема 1.) Коуч разговаривает во время процесса со своим клиентом, обсуждает все аспекты, которые могут иметь отношение к делу. Его задача состоит в том, чтобы постоянно давать понять своему собеседнику, что он, коуч, всегда готов сделать следующий шаг в продвижении к цели. Коуч не предлагает своему клиенту готовый план действий. Он призывает его создать свой собственный. Он никогда не скажет, что плохо, а что хорошо; вместо этого он поможет клиенту разобраться и определить, какой способ действий для достижения желаемого результата наиболее подходящий. Кроме этого, коуч поможет ему узнать самого себя, заметить импульс, продвигающий к цели, и провести его к желаемому результату. Таким образом, коуч «активирует» личность клиента к целевому поведению от начала и до конца процесса. Он дает толчок мысли, которая направляет эмоции и разум в определенном направлении. При этом важно помнить, что коучинг всегда исходит из того, что каждый человек содержит в себе потенциал, «источник силы» для цели, которую тот очень хочет достичь. Первый шаг к высвобождению этого до сих пор неиспользованного источника — это формирование желания начать действовать, которое превращается в намерение, и с помощью нужных способностей придти к цели. Коуч помогает осознать истинность намерений и развить или улучшить необходимые качества.

С точки зрения Werner Vogelauer «Methoden-ABC im Coaching» , коучинг зависит от гармоничного слияния нескольких аспектов: этической, стратегической ориентации (концептуальная компетенция), инструментально-методической работы (профессиональная компетенция) и эмоционально-социальной организации (социальная компетенция) (см. Схему 2).

Конечно, сразу же возникает вопрос: какова должна быть квалификация коуча, чтобы обеспечить грамотный и успешный коучинг? По мнению немецких специалистов, квалификация настоящего коуча базируется на перечисленных ниже компетенциях.

1. Формальных компетенциях

Здесь существуют две принципиальные позиции (по Christofer Rauen):

  • Коуч должен обладать не только знаниями в психологии и менеджменте, но также иметь свой богатый собственный опыт в том профессиональном поле, где работает клиент.
  • Коуч должен быть только экспертом по процессам, а о профессиональном поле клиента он может не иметь понятия (такие знания рассматриваются как потенциальный недостаток, так как профессиональный коуч не должен рассматриваться клиентом «как сверхчеловек»).

Конечно, компетенция коуча в профессиональной теме клиента имеет значение, но не нужно ее переоценивать. Речь идет об идеальной квалификации, показывающей, где находятся основные пункты профессиограммы коуча, которая представлена в литературе. Но нужно заметить, что ни один человек не в состоянии владеть всеми пере­численными характеристиками. Коуч не может и не должен быть всезнающим. Нужно всегда исходить из того, что коуч специализируется в какой-то конкретной области.

2. Психосоциальных компетенциях

К ним относятся:

  • Знания в организационной психологии и клинической психологи о людях и группах (поведение и процессы в организациях; поведение и процессы в группах (групповая динамика); Фазы развития личности и др.).
  • Опыт во владении психотерапевтическими интервенциями разных направлений (клиентно-о-риентированная терапия; гештальт-терапия; психоаналитические школы; семейная и системная терапия; транзактный анализ; логотерапия; когнитивная терапия (например, рационально-эмотивная); NLP и др.);
  • Опыт в применении психологических методов и методик (стресс менеджмент и техники релаксации; ментальный тренинг; методы саморе­гуляции и самоуправления; методы решения проблем; управление временем; конфликт менеджмент; креатив техники; теории и техники коммуникации и др.);
  • Знания по диагностике (особенно, поведение и процессы в организациях и в группах (групповая динамика); фазы развития личности и др.);
  • Тесты достижений (напр. Центры оценки);
  • Методики подбора;
  • Феномены клинического характера (например, знания симптомов разного вида зависимостей: наркотической, алкогольной и т.п.);
  • Социальная компетенция в обращении с другими людьми.

3. Бизнес-компетенциях:

  • Экономические знания, особенно понимание процессов управления;
  • Знания текущих концептов руководства;
  • Знания производственного контекста.

4. Личностных компетенциях.

Именно эти компетенции составляют успех коучинга. Чистые профессиональные знания без личностных компетенций и опыта дисквалифицируют коуча. Качества, необходимые для этой деятельности — это не выученные техники и теории, а в большей степени, отражение личности. Этой аналитической способности и способности к саморефлексии нельзя научиться в рамках образовательной системы. Больше всего этому способствует соответствующий жизненный опыт и умение оценивать себя реалистично и критично. Коуч должен уметь поставить под сомнение самого себя и адекватно реагировать, если в нем усомнятся другие. К личностным компетенциям коуча, по мнению немецких специалистов, относятся:

  • Жизненный опыт;
  • Адекватная самооценка (знание своих сильных и слабых сторон);
  • Собственный опыт руководства и знание бизнес-контекста;
  • Многолетний, богатый опыт консультирования;
  • Регулярная супервизия собственной работы;
  • Постоянное дальнейшее развитие;
  • Способность уметь слушать;
  • Отсутствие экспертной оценки;
  • Внимательность;
  • Интересы на стороне клиента;
  • Готовность к конфронтации;
  • Безоценочность, нейтральность, независимость и открытость;
  • Гражданское мужество;
  • Авторитет;
  • Устойчивый образ действий, способность не разочаровываться;
  • Гибкость в мыслях;
  • Эмпатия, эмоциональная интуиция;
  • Искренность, безупречность, согласованность;
  • Критическая лояльность к клиенту;
  • Неразглашение, абсолютное сокрытие содержания коучинга.

Постоянное повышение своего образовательного уровня и регулярные супервизии помогают коучу противостоять «белым пятнам» и феномену переноса. Это особенно важно, так как коуч не должен превращаться для своего клиента в «кривое зеркало».

Есть особая привлекательность коуча в сравнении с другими консультантами: его мастерство-это не просто собрание отдельных профессионально-специфических навыков, а слияние всех его качеств в одну всеобъемлющую професиоально-личностную компетенцию, благодаря которой он становится вашим партнером, заинтересованным только в одном — в вашем успехе и знающим, как его достичь.

В чем основные отличия коучинга по-немецки от других методов?

Как считают немцы, коучинг это не панацея, вобравшая в себя все раннее известные методы консультирования, лечения и обучения. Есть много методов, которые успешно применяются для высвобождения потенциала, для расширения личностной области влияния. На рынке есть предложения по самым различным методам, цель которых снять различные индивидуальные блокировки, помочь человеку принять решение, развить определенные способности; например, психоло­гическое консультирование, терапия, тренинги, супервизия, консалтинг и др. Коучинг в принципе имеет эту же цель. Как пишет в своей книге BrittA. Werde « So finden wir den richtigen Coach», «наш потенциал может быть заблокирован по разным причинам. Коучинг имеет дело с блокировками, установленными нашим привычным ходом мыслей. Другие методы называют другие причины возникновения блокировок. Действенный критерий отличия очень похожих методов, это цель метода. И то, где каждый метод на практике достигает своего сильнейшего влияния, и есть его оптимальная область применения». Немецкие коучи едины в своем мнении о четких границах коучинга и его отличиях от других методов. Давайте подробнее рассмотрим их сравнительный анализ наиболее распространенных методов и коучинга.

Чего достигает психотерапия?

Психотерапия лечит неврозы и помогает клиенту лучше себя понять. Таким образом, психотерапия не способствует развитию ваших сегодняшних возможностей, а уменьшает последствие прошлых событий. В ходе терапии через довольно продолжительное время тоже высвобождается потенциал, особенно, если при этом применяются психотерапевтические методы мотивации. На сеансе психотерапии можно ожидать вопросов, проясняющих почему с вами это все произошло и почему вам без чужой помощи в этом не разобраться. Очень много лично о себе и о своем прошлом (из которого и возникают всевозможные комплексы и блокады) вы узнаете в результате сеансов у психотерапевта, прежде чем вы шагнете от намерения избавиться от них к активному действию. Что уж точно с вами не станет прорабатывать психотерапевт, так это заключительную процедуру, направляющую вас к осуществлению заветной цели в конкретном промежутке времени. Психотерапевт, претендующий на роль коуча, должен быть в состоянии, работая с вами над будущим, не втягивать ваше прошлое, как ограничение ваших актуальных возможностей, в ваше настоящее.

Что дает профессиональное консультирование?

Цель консультирования — минимизировать потери в каких-либо определенных ситуациях. В первую очередь в здесь стоит вопрос, что нужно предпринять, чтобы оптимизировать процесс, то есть размышления в ходе разговора-консультации сводятся к тому, как улучшить состояние дел и обеспечить наименьшие потери.

Раскрытие потенциала клиента (ищущего совет) рассматривается консультантом постольку — поскольку. Если же клиент хочет расширить сферу своего влияния на материальном уровне, то консультант даст ему очень конкретные указания, может быть целый концепт, как это сделать. Консультирование в классическом смысле самый верный метод поддержки тогда, когда речь идет о вопросе, где необходимо уменьшить потери и при этом придерживаться правильных рекомендаций вашего консультанта, который, чаще всего, является экспертом в проблемной области. Если вы выбираете себе коучем человека, профессиональная деятельность которого — организационное консультирование, то вы должны быть уверены, что он способен предоставить в распоряжение ваши собственные мысли и знания и на основе вашего личного опыта позволить вам самим планировать действия.

Чего достигает тренинг?

Тренинг изучает и развивает определенные навыки. Если вы приходите с вопросом о потенциальном развитии к тренеру, то обязательно услышите, какие ваши навыки нужно тренировать, для того чтобы вы смогли в будущем максимально использовать их для достижения заветной цели. Тренер не гарантирует вам, что ваши тренированные навыки в решающий момент не дадут осечку и останутся такими же эффективными. В спорте высоких достижений выигрывает не тот, кто лучше натренирован, а тот, кто отработанные до совершенства навыки может постоянно держать на вооружении и использовать их в нужный момент, тот, чье самообладание и психологическая стойкость оказываются сильнее.

Поэтому, если вы основательно надумали сделать вашим коучем тренера, вы должны проверить, готов ли он и сможет ли он развить вашу ментальную выдержку и работать для вас и вашей цели.

Чего достигает супервизия?

Цель супервизии — это улучшение качества отношений в работе. Будь то отношения с другими людьми или собственное отношение к определен­ным обстоятельствам, характерным для профессиональной сферы. Супервизия это очень сильно проблемно-ориентированный вид консультирова ния, где в первую очередь обсуждаются трудности в отношениях.

От человека, занимающегося супервизией, вы можете ожидать помощи в диагностике проблем, которые мешают оптимизировать ваш потенциал. Но от него вы не дождетесь побуждений в мыслях, которые не касаются проблемных точек, а рождают новые возможности. Если вы выбираете его в качестве коуча, то ваша совместная работа должна фокусироваться на развитии вашего личного, служащего цели потенциала, а не на темах о проблемах в отношении.

Что дает наставничество?

Наставничество или менторство ставит своей целью передачу опыта младшему поколению от старшего. Наставники это «старшие товарищи», помогающие вновь прибывшим коллегам на своих рабочих местах осваивать знания и навыки, необходимые для деятельности в конкретной организации под конкретные задачи. Однако даже самый лучший наставник не способен научить тому, чего не знает сам.

На основе этого, немцы делают вывод, что все перечисленные методы не являются коучингом в чистом виде, так как разнятся с ним по целям и задачам (Схема 3).

Как же протекает стандартный процесс коучинга по-немецки?

Он состоит из 3 фаз (См. Схему 4).

I Фаза подготовки, включающая в себя и

  • первое знакомство, первый разговор, который предоставляет возможность коучу и клиенту либо проникнуться доверием друг к другу, либо вообще не начинать коучинг. Очень важно, что в ходе разговора есть время удостовериться, что клиент убежден в своем намерении, в важности и актуальности желаемого. Коучинг работает с областью «надо», а не с областью «хочу».

Для коуча в этой фазе важны:

— Взаимная симпатия и уважение;

— Открытость и готовность к продолжению разговора;

— Тема, в своем первом рассмотрении и опреде­ление: подходит ли тема под формат коучинга;

— Ангажемент для клиента и его темы.

Для клиента здесь имеет значение:

— Доверие;

— Ощущение компетентности коуча;

— Чувство, что ты в хороших руках;

— Принятие собственной личности со всеми сложностями и проблемами;

— Эффективность образа действия;

— Рекомендации значимых людей.

  • и заключение контракта: формального и психологического. Формальные границы отношений коучинг-процесса всегда закрепляются в договоре. В отличие от обычного производ­ственного договора, в нем отражаются не определенные результаты, а согласуется то, что коуч дает консультации, продвигающие к значимым достижениям. Обычно в формальном договоре закрепляются следующие пункты:

— Количество встреч (сессий);

— Продолжительность одной встречи;

— Место встреч;

— Интервал между встречами;

— Продолжительность всего коучинг-процесса;

— Количество людей, участвующих в коучинге;

— Обязанность неразглашения;

— Величина гонорара;

— Способ и время оплаты;

— Вопросы нарушения договора.

  • психологический договор, который должен быть направлен на индивидуальные «правила игры». Обычно он составляется устно. Как пишет в своей книге «Handbuch Coaching» классик немецкого коучинга Christipher Rauen в этом договоре очень важно прояснить:

— Желания и ожидания клиента;

— Цели коучинга;

— Темы для коучинга;

— Темы, не обсуждаемые в коучинге;

— Условия коуча;

— Возможности коуча;

— Задачи коуча;

— Неверные ожидания клиента.

Темы и условия, которые обычно рассматриваются в рамках этого соглашения, охватывают следующие области:

— Идеологическая ориентация клиента и коуча должна гармонировать;

— Готовность клиента к самокритичным вопросам о собственной ценности;

— Готовность клиента к объективному противостоянию собственной персоны и ситуации;

— Готовность взять ответственность за свои проблемы на себя;

— Понимание необходимости в коучинге;

— Принятие авторитета коуча.

Здесь также очень важно, чтобы клиент имел представление о процедуре и об используемых в коучинге техниках. Психологический договор предоставляет возможность обсудить границы коучинга: что можно достигнуть, как далеко позволено «заходить» коучу и где есть «зоны-табу».

II Основная фаза, состоящая из:

  • диагностики ситуации. В начале коучинга необходимо узнать, какие основные причины лежат в заявленной ситуации. В ходе дальнейших бесед коуч обсуждает названные проблемы.

На этом этапе для коуча важно:

— Понять ситуацию;

— Определить набор инструментов: техник и методов;

— Разбудить интерес и любопытство клиента;

— Составить совместную « картинку» прорабатываемой ситуации во всей ее глубине и широте;

— Держать взятый курс в ходе всего процесса (не допускать отклонений).

Важно для клиента:

— Довериться, особенно в личных вопросах и информации о фирме;

— Ощутить принятие и понимание со стороны коуча;

— Приобрести ясность и новые перспективы;

— Определить желаемое состояние;

— Получить ориентацию в темах и продолжительности процедуры;

— Почувствовать поддержку коуча;

— Оставаться « в теме», держать руку на пульсе.

  • определения цели. Эта фаза самая длинная во всем процессе и распределяется на несколько встреч, так как именно здесь формулируется цель, создаются проекты решений, ищутся пути. Часто вместо цели клиент заявляет о ценностях и намерениях, которые он неосознанно преследует. Очень важно эти личностные ценности и намерения идентифицировать и перенести в сознательный план. При осознании клиентом системы ценностей становится возможным расклассифицировать цели в иерархии и избежать несогласований. Причем, немцы считают, что коуч всегда должен в совместном процессе обсуждения разделять конечную цель и цели достижений. Цели достижений находятся в плоскости активности самого клиента, а конечная цель иногда зависит от внешних обстоятельств. Обычно конечная цель включает в себя одну или несколько промежуточных целей достижения. Это значит, что цели достижений могут быть необходимыми, но недостаточными для достижения конечной цели. Хотя фокус внимания в коучинге направлен на цели, которые зависят от активности клиента, но именно конечная цель часто является по сути своей мотивирующим и ориентирующим фактором. Точно сформулированная цель часто содержит в себе решение! Преследование же «кажущихся целей» делает коучинг бессмысленным. Совместно найденные цели и первые пути решения становятся частью рабочего плана, где прорабатываются конкретные шаги клиента: что, когда и как он должен делать. На этом этапе очень важно воодушевить клиента, придать ему мужества, помочь ему конкретно сформулировать его замысел и визуально представить цель. Также очень важно не ограничивать клиента в поиске ресурсов, нужно включить всю его креативность и фантазию. Зафиксированное в плане должно быть разумно, реа­лизуемо и безопасно. Но при этом желательно, чтобы для выполнения каждого последующего шага нужно было «подтянуться», чуть-чуть превозмочь себя.
  • перепроверки (целей, стратегий, мероприятий). В последующих встречах коуч и клиент возвращаются к выработанному плану, обсуждая, что сделано, какие есть препятствия, какие еще возможны варианты для достижения задуманного, обговариваются новые сроки и последовательность шагов. Кроме того, перепроверяются, сверяя с действительностью ключевые моменты и основные линии поведения. Особенно ценно здесь осознание уникальности имеющегося у каждого опыта и смелость в его использовании.

III Фаза завершения:

  • формальное завершение коучинга. Если коучинг процесс успешно вышел на финишную прямую, то есть проблемы проработаны, решение найдено и цель достигнута, то очень полез­но для коучинг-партнеров оглянуться назад на пройденный процесс и посмотреть в будущее, чтобы закрепить и усилить новые способности, навыки, образцы поведения.

Важно для коуча:

— Использовать возможность открыто оглянуться назад;

— Ощутить чувство удовлетворенности от работы;

— Наладить партнерскую и искреннюю атмосферу встреч.

Важно для клиента:

— Пережить все происходящее;

— Ощущать поддержку;

— Чувствовать эмоциональное сопровождение;

— Ощущать отсутствие чувства покинутости;

— Испытывать великолепное ощущение улучшений и изменений;

— Осознать возможность чему-то научиться;

— Активная и волнующая атмосфера встреч;

— Быть востребованным.

  • эволюция. После формального завершения клиент всегда может по взаимной договоренности продолжить контактировать с коучем по телефону или в режиме коротких встреч. Разделение сов­местного успеха, возможных трудностей могут дать новый импульс для дальнейшего самостоятельного развития и раскрытия потенциала. Этот вид контакта не должен снова превратиться в коучинг. Это просто совместное переживание чувства победы. Такого рода разговоры обычно происходят через три месяца после окончания коучинга. Если клиент приходит с новой коучинг — ситуацией, то возможно снова начать сессию. Но обычно (из опыта) повторное обращение к коучу происходит не раньше, чем через 9-12 месяцев.

Таким образом, как считают немцы, метод коучинга дает человеку возможность расширить свои границы и использовать свой потенциал в полной мере, и, что очень важно, при этом у клиента не возникает потребность в постоянном присутствии коуча в своей жизни (как происходит, например, в психотерапии). Коуч работает со зрелыми и ответственными людьми, стремящимися к гармонии, счастью и совершенству! А если конкретно, то среди опрошенных коучей и их клиентов ( Германия, 2004, Evelina Maether, Anne Jansen, Thomas Bachmann) чаще всего назывались следующие эффекты от коучинга (Диаграмма 1):

  • рефлексия как понимание собственной ценности, прояснение своей роли и многогранности перспектив, а также расстановка приоритетов и осознание цели;
  • изменение образа действия как эффект от коучинга назвали 60% клиентов и 59% коучей. В результате изменилось поведение в конфликтах, появились новые способности к руководству, улучшились коммуникативные навыки и, как следствие, навыки публичных выступлений; произошли позитивные изменения в тайм менеджменте и способах принятия решений; продуктивно изменилась организация труда;
  • личностное развитие как влияние коучинга назвали более половины опрашиваемых. Сюда можно отнести повышение самосознания и чувства собственной ценности, развитие уверенно­сти, появление инициативы, рост мотивации, осознание своих сильных и слабых сторон;
  • улучшение межличностных отношений было названо больше, чем третью участников. Уменьшилось количество конфликтов, многие конфликты были успешно разрешены, изменилось поведение в кризисных ситуациях, улучшилось взаимоотношение с окружающими;
  • улучшение самочувствия отметили 36% клиентов и 20% коучей. Были названы следующие параметры: возрастание самообладания, повышение стрессоустойчивости, исчезновение страхов, появление новых сил и энергии;
  • изменения в профессиональной области отметила четверть клиентов. Некоторые назвали профессиональную переориентацию как положительный эффект коучинга плюс улучшение в выполнении производственных задач.

Для клиентов процесс общения с коучем выполняет роль катализатора. Цель и смысл любой беседы с клиентом не «ремонт» частей личности, а развитие собственных, заложенных в любом индивидууме, ресурсов. Как точно заметил сэр Джон Уитмор, родоначальник коучинга в Вели­кобритании: «Это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений, или его (ее) продвижения в любой сложной ситуации. Задача коуча фасилитировать высокий уровень ответственности и осознанности на самых глубинных уровнях, для того, чтобы создать, развить доверительные отношения человека со своей внутренней мудростью».

В заключение, хочу отметить, что коучинг в России еще находится на стадии «распространения», если смотреть на процесс развития коучинга с точки зрения Кристофера Рауена. Нам еще предстоит пройти весь путь, начиная от определения четких границ процесса и, продолжая развивать свои, российские, теории и концепции. На сегодняшний день в нашей стране в большей степени представлены последователи американских традиций. Хочется верить, что недалек тот день, когда и европейские специалисты внесут свой вклад в развитие коучинга в России. И мы сможем узнать об их опыте не из газет и журналов, книг и интернета, а в реальном режиме обучения в реальной «школе коучинга» у нас.

Впервые опубликовано в журнале «Корпоративные университеты»