Урок за закрытыми дверями

Наталья Баранчикова

Операторы рынка бизнес-образования (БО) констатируют: наступила эпоха грамотных клиентов. Новая эра ознаменовалась как минимум двумя последствиями. Во-первых, топ-менеджеры и собственники предприятий, получив необходимую базу знаний на открытых тренингах, стали больше интересоваться корпоративными программами. Крупнейшие из них уже обзавелись внутренними тренерами. Во-вторых, вырос спрос на системное, комплексное обучение. Близок час, когда местные предприятия создадут свои корпоративные университеты. Чтобы удержаться на плаву, фирмы, занимающиеся бизнес-образованием, формируют собственные штаты консультантов, способных создавать оригинальные курсы, либо заручаются поддержкой первой десятки тренеров российского масштаба.

Операция «Корпорация»

Два года назад компания «АКР» создала консалтинговое подразделение и стала формировать собственный штат консультантов-бизнес-тренеров. До этого фирма занималась исключительно провайдингом — привозила в Екатеринбург преподавателей из других городов. Цель изменений — сократить долю открытых (для широкой публики) семинаров и тренингов и нарастить число корпоративных. Проект оказался успешным. Мария Черноус, руководитель образовательных проектов группы компаний «АКР»: Тренинги и консультации, проводимые силами штатных специалистов, стали для нас основным направлением деятельности — тем, которое позволяет зарабатывать деньги. Открытые семинары для «АКР» сегодня малодоходны, их рентабельность не превышает 10%, в то время как доходность корпоративных может быть больше 50%. Сборные программы компания в своем ассортименте оставила, но скорее как способ привлечь новых клиентов, как возможность охватить широкий круг людей.

Рынок Екатеринбурга пресыщен открытыми тренингами — мы на 13% обгоняем Москву по плотности проведения сборных мероприятий, подсчитали в «АКР». Предложение превышает спрос. Семинары и курсы, которые предлагают многочисленные мелкие операторы, не всегда оказываются качественными. В результате у предприятий падает доверие к такой форме обучения. Мария Черноус: Пока открытые тренинги пользуются популярностью, но спрос меняется. Компании покрупнее все чаще предпочитают заказывать семинары «внутрь» и сразу для всего отдела или подразделения, а не посылать учиться одного-двух сотрудников. Эксперты, глядя на Москву, прогнозируют, что открытые тренинги со временем будут все меньше и меньше интересовать клиентов. На Западе такого количества, как в России, открытых (сборных) тренингов нет, — рассуждает Мария Черноус. — Крупные фирмы будут стремиться создавать образовательные центры внутри компании. Остальные выберут корпоративные программы.

Ольга Жигальцова, директор центра «Бизнес-Образование», отмечает, что рост спроса на «корпоратив» уже стал ощутимым — если в начале 2004 г. на его долю приходилось лишь 30% программ, проводимых ЦБО, то к концу года эта цифра увеличилась до 40%. Плюс корпоративных программ для тренинговых компаний, по мнению г-жи Жигальцовой, в том, что они всегда прибыльны, а открытые мероприятия могут быть как сверхрентабельными, так и убыточными.

Для клиента корпоративный тренинг в расчете на одного участника получается не дороже, а иногда и дешевле сборной программы. Качественный двухдневный открытый тренинг в ЦБО стоит $300–400, вызов преподавателя «на фирму» обойдется около $1500 в день. Если обучать 15 человек, то получится по $200 на каждого. Группа может быть и больше.

Как заметили специалисты, заказчик стал более компетентным. Руководитель предприятия четко представляет, что именно он хочет получить от обучения, и ставит перед тренинговой компанией конкретные задачи. В итоге падает спрос на базовые программы. Елена Старостина, директор тренинговой компании «Активные Формы»: В 2005 г. у нас не было продано ни одного классического тренинга продаж. Этот продукт заказывают с различными модификациями — то тренинги продаж с дебиторской задолженностью, то с актерским мастерством. Клиенты требуют, чтобы в программе была учтена специфика их предприятия.

Чтобы создать тренинг под заказ, нужны собственные консультанты. Денис Мякишев, руководитель отдела рекламы и маркетинга НПО «Радикал», уверен, что уже через 2 года обязательным условием выхода на рынок БО станет наличие хотя бы нескольких штатных бизнес-тренеров. Мария Черноус: От того, сумеет ли компания набрать собственных консультантов, будет зависеть, выживет ли она в будущем. Ведь конкурентоспособный продукт можно предлагать, только когда у тебя есть собственные мощности. Потому что если семинар провел господин «кто-нибудь», потом клиент придет к нему, а не к вам. Компании нужен консультант, зачем ей посредник?

В ЦБО и IBC пока с успехом проводят корпоративные семинары приглашеннные преподаватели. Лариса Богданова, руководитель отдела бизнес-образования IBC, уверена, что в обход фирм-провайдеров тренеры не пойдут — они дорожат отношениями с компаниями, организующими сборные мероприятия. Двадцать человек, которые пришли на открытый курс, — потенциальные заказчики корпоративного. Мы, например, 4 раза привозили Дмитрия Норку для «Шнейдер Электрик», — рассказывает Лариса Богданова.

Затяжной прыжок

Гораздо сложнее с помощью приглашенных тренеров создавать долгосрочное, системное корпоративное обучение. Лариса Богданова рассказала, что специалисты IBC анализировали такую возможность и пришли к выводу — компания к этому не готова: Надо согласовывать графики преподавателей, которые станут вести разные блоки. Они так востребованы, что мы бронируем даты семинаров за 6 месяцев.

Спрос на системное обучение растет. По словам Дениса Мякишева, рынок начал существенно меняться 1–2 года назад. Сейчас разовыми тренингами уже не заинтересуешь. С 2000 г. мы стали разрабатывать модульные программы семинаров, проводить их в несколько этапов, совмещая с консалтингом. Только такой подход позволяет держаться.

Клиенты поняли, что выборочно проведенные краткосрочные мероприятия не дают должного эффекта. Чтобы повысить отдачу от бизнес-образования, надо подходить к нему комплексно — разрабатывать программы обучения сотрудников как минимум на год. Елена Пятникова, директор «CTS — корпоративные стратегии обучения»: Раньше руководитель, проведя для персонала тренинг, ожидал, что продажи тут же увеличатся в три раза. Надежд на такие чудеса сейчас все меньше и меньше. Развиваются системы управления кадрами внутри организаций, сильно выросли сами HR-менеджеры.

У предприятий появились годовые бюджеты на образование. Значит, и работать им стало удобнее с теми, кто может предложить комплексные программы, а не один-два семинара.

Более сложным становится сам продукт. «Предтренинговым» зондированием почвы (диагностикой потребностей, процедурой «таинственный покупатель) и «послетренинговой» аналитической запиской уже никого не удивишь — это стало необходимым атрибутом качественного обучения. Отдельно взятый тренинг обрастает все новыми «сервисами», фирмы берутся сопровождать клиента от первой встречи до момента достижения цели — того же роста объемов продаж. Так, CTS разделил стандартный курс по продажам на две части. Елена Пятникова: Все тренеры сталкиваются с одинаковой проблемой: когда занятия ведут на материале клиента, по специфике компании, то продавцы не видят технологии, углубившись в свою ситуацию, когда за основу берут отвлеченный продукт, они не могут провести аналогию между учебной ситуацией и реальной. Вот фраза от слушателя — «так продаются только колеса, насосы так не продаются»! Поэтому специалист CTS на первом этапе дает группе общую технологию. Потом смотрит, с какими проблемами столкнулись продавцы, пытаясь применить ее на практике. Наконец, проводит дополнительное занятие, на котором разбирает конкретные практические ситуации с учетом специфики компании и выявленных ошибок. Похожий продукт разработали «Активные Формы», назвав его «локальное фокус-обучение», — после базового тренинга проводится дополнительный, направленный на решение конкретной задачи, которая стоит перед предприятием. Например, разбирается ситуация «как объяснить клиенту, что фирма переходит на работу по предоплате, и не потерять его».

В ответ на пожелания клиентов учиться системно, «АКР» создала модульную программу «Проект роста» для линейных руководителей — она состоит из 5 двухдневных частей, которые дают основы стратегического планирования, маркетинга, финансов, управления персоналом.

Попав на предприятие, компания, предоставляющая услуги БО, пытается наладить долговременное сотрудничество. Первый тренинг — это инструмент диагностики. Он позволяет выявить слабые места клиента и сделать ему комплексное предложение. Тренинг продаж может вылиться в обучение линейных руководителей или сессию стратегического планирования. Даже если у тренинговой фирмы в ассортименте нет подходящего продукта, она его создаст. Мария Черноус: На самом деле существует набор тренингов, которые всегда востребованы, с них и начинается сотрудничество. Остальные продукты создаются под компанию. Когда есть собственные штатные консультанты, адаптировать программы, провести диагностику, закрепляющие мероприятия — не проблема.

При долговременном сотрудничестве требования клиентов становятся все более изощренными. Чтобы удовлетворять потребности учеников, компаниям БО приходится искать все новых и новых специалистов. Один тренер не может сделать 20 абсолютно разных программ на одну и ту же тему, а заказчики требуют — тема им нужна та же, а подача другая, — рассказывает Елена Старостина. — Если опираться только на свой штат — это не всегда можно сделать, надо уметь привлекать другие ресурсы. «Других» операторы рынка БО стали искать среди руководителей местных предприятий. «Активные Формы» приглашали выступить в рамках курса «Управление впечатлением» Александра Каштанова (ГК«Граффо»), в УСИБе преподает Михаил Бабин (ГК «Технология ресурсов»).

Долговременное сотрудничество интересно и тренинговым компаниям и их клиентам. Первым оно обеспечивает прогнозируемый стабильный доход. У НПО «Радикал» сегодня 70% образовательных проектов — единовременные, 30% — длительные. Но долговременные программы приносят большую отдачу — на них приходится 80% выручки. Денис Мякишев: Разовые проекты по-прежнему интересны, так как позволяют привлечь новых клиентов. Став постоянными, они будут приносить нам доход в 10–15 раз больше.

Заказчики в свою очередь сами идут навстречу, предпочитая оставаться на последующее обучение у тех, кого уже знают. Елена Пятникова: Если тренинг сотрудникам не понравился — все, поле сожжено. Поэтому менеджеры по персоналу ведут себя осторожно, стараются выстраивать партнерские отношения с теми, кто себя уже зарекомендовал на этом предприятии. У компании, которая успешно провела один блок, спрашивают: а вот это можете?

Елена Пятникова отмечает еще одну тенденцию — тренинговые фирмы выстраивают партнерские отношения с IT-компаниями, кадровыми агентствами. Преподаватель, выявив проблему на предприятии, может дать совет — куда обратиться за ее решением. Елена Пятникова: Конкретных договоров о сотрудничестве пока нет. Но у нас есть, например, клуб менеджеров по персоналу, куда ходит Елена Яхонтова из «СКБ-Контура». Ну, конечно, я ее компанию порекомендую — потому что знаю, как они работают.

Работа на публику

Прощаться с открытыми тренингами пока рано. Ольга Жигальцова объясняет, что у них просто изменится аудитория. Нарождаются новые руководители. На первых занятиях Владимира Тарасова сидели топы и собственники крупнейших предприятий, которые, наверно, только у Эдуарда Росселя на приемах вместе собираются. А сейчас вкладывать в себя деньги начали руководители из сферы малого бизнеса, — говорит Ольга Жигальцова. К тому же открытый тренинг дает возможность посмотреть, «попробовать» тренера, чтобы впоследствии пригласить его на «корпоратив». Клиентами открытых семинаров для специалистов и линейных менеджеров всегда останутся небольшие компании, которым не по карману пригласить «звезду» самостоятельно.

Мария Черноус: Сборники интересны, когда предлагают конкретный инструмент — можно его сначала попробовать применить, а на тренинге послушать, как его используют в других компаниях. Наконец, есть темы, которые можно слушать только на открытых тренингах, например: «Психотехнология влияния» или «Харизма лидера в бизнесе».

Что меняется уже сегодня — это тематика открытых тренингов. Искусством продаж предприятия Екатеринбурга, судя по спросу, уже овладели, зато популярна логистика. Денис Мякишев отмечает, что практически полностью исчезли запросы на «классику» — маркетинг, финансы, менеджмент, — рентабельность этих программ снизилась до 5–7%. Ольга Жигальцова: Это как у Жванецкого — «общим овладели, пора и о деталях подумать». Сначала усвоение знаний шло на уровне знакомства с понятиями: узнали, что такое менеджмент, потом — маркетинг, управленческий учет и бюджетирование. Теперь хочется зайти подальше, углубиться.

Новое требование к открытому тренингу — он должен быть ярким. Ажиотажный спрос вызывают только модные темы либо раскрученные имена тренеров. Елена Старостина: Если привезти Кьелла Нордстрема (один из авторов книги «Бизнес в стиле фанк». — Прим. ред.), посещаемость гарантирована на 100%.

IBC проводит по 4 открытых тренинга в месяц, набирая на каждый по 20–22 слушателя. Чтобы обеспечить высокий спрос, компания привозит только тренеров, входящих в первую десятку авторитетных рейтингов. Лариса Богданова: В последнее время мы стараемся выбирать неординарные темы, например «Проведение выигрышной выставки: контринтуитивный подход».

Появляются новые формы сборных тренингов. Так, в CTS начали транслировать семинары из Москвы в режиме on-line. Компания стала партнером столичного МЦФЭР, региональные отделения которого работают уже в 40 городах.

Открытых тренингов тоже коснулось стремление к системности. Компании разрабатывают продукты-конструкторы — из разных семинаров, как из кирпичиков, можно собрать полноценный курс. ЦБО стал создавать первые модульные программы в 2000 г. — сегодня практически все семинары компании дополняют друг друга. Они остаются самостоятельным законченным продуктом — курс можно слушать как в комплексе с другими, так и отдельно, — утверждает Ольга Жигальцова. Долгосрочных «модульных» договоров у ЦБО пока меньше половины. Но с прошлого года их число выросло вдвое. Самые востребованные — 3-месячные «НR-интенсив» и «Маркетинг-интенсив». Центральная консультативная группа предлагает комплексный продукт «Управленческие технологии», а Российско-Американский институт экономики и бизнеса (РАМЭК-УрГУ) — программы «Финансовый менеджмент» и «Практический маркетинг», также собираемые из модулей.

Пожалуй, единственный вид открытых семинаров, которые не обязательно переводить в разряд корпоративных и делать комплексными, — это специализированные программы, посвященные изменениям в российском законодательстве. На них устойчивый спрос практически гарантирован.

Введение в систему

Стремление предприятий Екатеринбурга сделать обучение своих сотрудников системным и постоянным в идеале должно привести к одному результату — организации полноценных систем внутрифирменного обучения и созданию корпоративных университетов. Как это уже происходит в Москве. Первый шаг часть фирм уже сделали — обзавелись внутренними штатными тренерами. Операторы рынка бизнес-образования к грядущим изменениям подготовились заранее. Услуга по обучению будущих тренеров существует в компаниях не один год. Ее предлагают, например, CTS, «АКР», «Активные Формы». Елена Пятникова: В компании «Малахит» такой тренинг прошли бармены, старшие официанты, менеджеры залов, повара — теперь они сами обучают свой персонал. Елена Старостина даже заявила, что спрос стал снижаться — крупные предприятия, заинтересованные во внутрифирменном обучении, уже подготовили тренеров. Потерять клиентов, которые обзавелись собственным штатным преподавателем, игроки рынка БО не боятся — всех потребностей в обучении ему не закрыть. Тем не менее Елена Пятникова рассказала, что CTS уходит от обучения персонала контактной зоны: Его должны и будут готовить сотрудники самой организации. Внешний тренер никогда не сможет так глубоко овладеть спецификой компании, а если текучка большая, то постоянно привлекать преподавателей извне просто дорого.

Услуги по созданию полноценных корпоративных университетов на рынке пока нет — ее готовятся внедрить «АКР» и ЦБО. Мария Черноус рассказывает, что специалистам «АКР» доводилось проводить подобное консультирование только «фрагментарно» — прописывали систему обучения линейных руководителей. На первых порах услугу собираются запустить в московском офисе. Ольга Жигальцова заявила, что ЦБО ведет переговоры о формировании общей политики обучения сотрудников с несколькими предприятиями, и запланировал конференцию на эту тему с приглашением московских тренеров и менеджеров по персоналу. С 2005 г. услуга по постановке системы обучения на предприятии точно начнет пользоваться спросом. За ней может последовать передел крупных клиентов, — предупреждает г-жа Жигальцова.

Постоянство лидера

Год назад специалисты группы компаний «АКР» проанализировали рынок услуг бизнес-образования. В Екатеринбурге они насчитали 68 фирм. В 2005 г. аналогичных срезов не проводилось, но, как считают сами игроки, ситуация принципиально не изменилась. 2/3 из семи десятков компаний крупные операторы просто не замечают. По разным оценкам активно предлагают краткосрочные (до 6 месяцев) семинары, курсы и тренинги 12–20 организаций. Ежегодно появляется 3–4 новых компании. Но состав лидеров остается неизменным. Как показали результаты исследования ГК «АКР», в 2004 г. в пятерку наиболее известных попали Урало-Сибирский Институт Бизнеса, Агентство кадровых решений, «Активные Формы», центр «Бизнес-Образование», «Потенциал». Опрошенные «ДК» эксперты также отметили «Свободный Выбор», «Радикал», International Business Center. Особо выделили компанию «Жиляев и Партнеры», сумевшую за два последних года ярко заявить о себе.

Ольга Жигальцова, директор центра «Бизнес-Образование»:
— Нельзя категорично утверждать, что клиентов будут интересовать либо «корпоративные» занятия, либо раскрученные темы и имена. Подобное мнение формируют те игроки, которые были вынуждены отказаться от открытых программ, не выдержав конкуренции. Они разрабатывают для себя новые концепции и стратегии, что само по себе замечательно. Но выдавать это за тенденцию неправильно.

Как в жизни бывает не только белое и черное, а еще и серое, и оттенки серого, так и на рынке вообще не может быть только двух путей развития. Их всегда как минимум четыре. Я считаю, что открытые мероприятия будут прекрасно себя чувствовать. И не обязательно тренинговым компаниям иметь штатных консультантов, а крупным предприятиям — внутренних тренеров. Во всем мире есть четыре сегмента бизнес-образования — люксовый, дорогой, средний и дешевый. Для каждого из них подходят свои виды программ. И подтверждение этому — 100-летний опыт западных бизнес-школ. В Германии их больше, чем в России детских садиков! И занятия в них в основном сборные.

Не все предприятия могут себе позволить заказать тренинг «внутрь», и уж тем более создать собственный корпоративный университет. По абсолютной цифре затрат внутренний семинар всегда в 5–10 раз дороже стоимости одного места на открытом мероприятии. Сборные программы обогащают каждого из участников опытом всех остальных слушателей, а это особенно важно для менеджерского состава.

В годовом каталоге на 2005 г. у нас заявлено более 120 мероприятий, на 20% больше, чем в 2004 г. Это значит, что мы уверены — они будут востребованы: раз заявили, обязаны провести. Мы не самоубийцы и проводить семинар, на который придет три слушателя, не будем. Надо не уходить с рынка открытых тренингов, а искать и искать новые технологии их проведения.

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Урок за закрытыми дверями

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.