Выделение государством ограниченного количества бюджетных мест в вузах необходимо заменить нормативно-подушевым финансированием: вузы должны учить столько студентов, на сколько хватит территории и преподавательского состава. Вчера с таким заявлением совместно выступили ректор Государственного университета— Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов и ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев. При этом, по их мнению, государство должно оплачивать учебу только победителей олимпиад и набравших высокие баллы; середнячкам придется учиться за свой счет, а двоечникам дорога в вуз будет закрыта.
Проректор, заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики ГУ-ВШЭ Григорий Канторович рассказал корреспонденту «Газеты», что сейчас количество бюджетных мест в вузах раз в год распределяет Минобрнауки. «Причем вузам, напрямую подведомственным министерству, даются конкретные цифры по каждому учебному заведению, — подчеркнул проректор. — А ведомственным вузам, например милицейским или правительственным, спускается общее на всех количество бюджетников, которое потом распределяется уже внутри системы » .
По его словам, ничего нового при такой схеме придумать нельзя, поэтому цифры корректируются согласно некоей политической ситуации — например, сократить количество юристов и увеличить число инженеров. «Фактически министерство планирует на шесть лет вперед, — заметил проректор. — И что, через шесть лет Фурсенко будет за это отвечать? Система работает без обратной связи».
Именно эта система, по мнению ректоров ГУ-ВШЭ и СПбГУ, повинна в недавних проблемах с зачислением студентов. Вузы просто боялись приглашать больше абитуриентов, чем у них есть мест, а абитуриенты боялись идти туда, где мест мало. В борьбе за студентов победили те вузы, которые объявили «зеленую волну» — пригласили к зачислению больше абитуриентов, чем число вакантных бюджетных мест. Теперь ректоры предложили перейти на другую систему набора.
«Не может быть одновременно свободного выбора и контрольных цифр, — подчеркнул Кузьминов. — Необходимо вводить нормативно-подушевое финансирование, которое будет напрямую связано с баллами по единому госэкзамену ( ЕГЭ) » . По данной схеме выпускники, набравшие больше 75 баллов (а также олимпиадники), получат от государства на образование 200 тыс. рублей в год, с которыми смогут пойти в ведущие вузы страны. Те, кто получил от 60 до 74 баллов, «заработают» лишь 100 тыс. рублей. Абитуриенты со средним баллом ( от 45 до 60) смогут учиться только за собственные деньги, а набравшие ниже 44 вообще не должны иметь права поступать в вузы. «Значительная часть принятых на инженерные и педагогические специальности в этом году — троечники, — заявил Кропачев. — Нужны ли нам такие инженеры и такие педагоги?» Сдерживающими факторами в такой системе будут количество преподавателей и наличие свободных площадей. » Например, на матфак я не смогу взять больше 50 человек, так как там у меня работают по полгода педагоги из-за рубежа, их на всех не хватит, — признал Кузьминов. — А вот на прикладную математику я бы взял побольше талантов».
При этом ректоры прекрасно осознают, что с такой схемой многим региональным вузам не хватит студентов, так как все поедут учиться в престижные заведения. Более того, они не видят в этом проблемы: по их мнению, неспособные выжить вузы необходимо укрупнять или присоединять к более сильным. «В регионах есть много сильных технических школ, которые просто умирают из-за того, что профессорам платят 10—12 тыс. в месяц, — сказал Кузьминов. — И при этом у нас есть вузы, которые достались в наследство от давно не существующих советских ведомств. Это безнравственно, это разврат за деньги налогоплательщиков».
Ректоры уверены, что число вузов сократится в любом случае, так как ЕГЭ дал абитуриентам реальную свободу выбора. Рынок образовательных услуг изменился. Раньше это был рынок продавца, где главными были вузы, и внезапно он стал рынком покупателя. «Даже ведущим вузам пришлось обзванивать абитуриентов с высокими баллами и уговаривать их принести документы, — сказал ректор СПбГУ. — Это меняет психологию ребят».
Тем не менее главы вузов отметили и недостатки нового госэкзамена: сейчас он проводится на уровне школ, что открывает возможности для коррупции. Ректоры предложили поручить проведение экзамена федеральным служащим.