Как сохранить результаты обучения

Оксана Лаврик
trainings.ru

Сейчас, когда корпоративное обучение стало обычным явлением, и в компаниях достаточно профессионалов, способных сформулировать задачи обучения и выбрать провайдера, в наибольшей степени соответствующего конкретной ситуации, на повестке дня встает важный вопрос: а как сохранить результаты обучения?

Особенно остро этот вопрос стоит при проведении тренингов по, так называемым, «мягким» навыкам (soft skills), к которым относятся тренинги по мотивации, лидерству, работе в команде, управлению временем, презентации, продажам и т.д. Эти навыки характерны тем, что их довольно сложно отследить и проверить, в отличие от «твердых» навыков (hard skills), где сделали тест, например, по скорости печати – и уровень развития навыка проверен.

После любого, даже самого интенсивного и качественно организованного тренинга по теме, относящейся к «мягким» навыкам, результат обучения вполне предсказуем.

В среднем, участник тренинга «приносит» с собой на работу 2-4 новых для него(нее) идеи, которые во время тренинга вызвали важные осознания или сильные эмоции. И плюс к этому — 2-4 теории для анализа ситуаций и желание отработать и применить 2-4 навыка. Откуда взялись эти цифры? Несколько лет наблюдений за результатами обучения привели именно к таким цифрам. Эти цифры немного отличаются у разных компаний, у разных участников и, конечно, зависят от качества тренинга, но здесь речь идет об усредненном значении, о тенденции. И, стоит заметить, что это не то, что участники пишут в анкетах обратной связи сразу после тренинга. Это то, что проявляется в течение первых после тренинга рабочих недель. «Выносит» с тренинга участник всегда больше, чем «доносит» до рабочего места.

Итак, 2-4 плюс 2-4 плюс 2-4, так много это или мало?

Ответ на этот вопрос совсем не однозначен.

Представьте: если человек в первый раз на данном тренинге, то осознания могут вызывать принципиальные изменения в отношении к работе и в понимании ее сути. 2-4 теории становятся инструментами для анализа и упорядочения информации, что позволяет построить каждому свою «информационную систему», описывающую его(ее) работу. Наличие системы по сравнению с ее отсутствием – вполне можно признать значительным прогрессом. Самый трудный момент связан с желанием отработать и внедрить 2-4 навыка. Что происходит между появлением желания и его реальным воплощением?

Есть участники, которым присуща самоорганизованность и сильный самоконтроль. Они самостоятельно учатся всему, чему считают нужным научиться. В таком случае обучение — их личная заслуга. Чтобы научились все остальные, необходимо дополнительное воздействие и поддержка. Если в компании разработаны такие системы, которые помогают сотрудникам «не потерять» понравившиеся во время тренинга и необходимые для работы навыки и пройти путь от желания до внедрения, то компания, безусловно, может считать обучение и развитие персонала собственной заслугой.

А так ли важно внедрение навыков? Может быть, достаточно тех осознаний и теорий для анализа действий?

Что касается сотрудников, прошедший тренинг в первый раз, то этого, действительно, может быть на первый раз достаточно.

Но давайте рассмотрим ситуацию, когда сотрудник проходит в третий раз тренинг по управлению временем, или в пятый раз тренинг по продажам (увы, эти цифры сосем не рекордные!).

Участник тренинга в данном случае также получает какие-то осознания и возможно возьмет новые теории для анализа рабочих ситуаций. Однако, поскольку новизна темы в данном случае сильно уменьшается, то и осознания уже касаются деталей, и новые схемы для анализа важны, не дают такого прогресса как раньше. Переход от отсутствия схемы для анализа к ее появлению и формированию персональной информационной системы — это качественное изменение. Добавление в уже существующую информационную систему новых компонентов для анализа – важно, но уже не так эффективно.

Что же происходит от тренинга к тренингу? Возможно, вы уже сталкивались с эффектом «затренированности»? Приходя раз за разом на тренинг (допустим по продажам) сотрудники все больше и больше узнает и больше может проанализировать. Но, есть кинокритики, а есть те, кто делают кино. Имеется в виду то, что если не происходит грамотно организованного процесса внедрения навыков, создается ситуация, когда участники уже слышать не хотят про технику «Трех Да», а использовать ее все равно не могут. Хотя такие вещи должны быть отработаны еще в «первом классе по продажам». А происходит эффект «затренированности» не потому, что тренинги плохие. Благо в настоящее время нужно уже постараться, чтобы найти, действительно, плохой тренинг. Тренинги-то хорошие, да не хватает следующего хорошего шага.

А этот шаг состоит в том, чтобы помочь сотрудникам, прошедшим тренинг, овладеть «принесенными» оттуда навыками до уровня их свободного использования, внедрить эти навыки в работу и получить конкретные измеряемые бизнес-результаты.

Внедрение корпоративной системы поддержания результатов обучения достигается путем вовлечения линейных менеджеров в процесс повседневного обучения персонала на рабочем месте и состоит из двух компонентов.

Первый компонент – это организация процессов, где необходимо учесть приоритетность обучения подчиненных в управленческой деятельности менеджеров компании; структуру взаимодействия менеджеров с подчиненными; структуру взаимодействия менеджеров с HR отделом компании.

Второй компонент опять-таки связан с обучением. Поскольку процесс должен быть организован таким образом, чтобы не создавать значительной дополнительной нагрузки ни для сотрудников, ни для их менеджеров, внедрение результатов обучения должно занимать 15-20 минут в день — не более. А чтобы уметь учиться и уметь помогать учиться быстро, необходимо формирование навыков по таким предметам, как постановка задач обучения, техника обратной связи, развитие инициативы в обучении др.

По нашему опыту внедрение корпоративной системы поддерживающей обучение происходит за 3-4 месяца.

И опять тот же вопрос: много это или мало? Долго или нет?

И опять нет однозначного ответа.

Но можно задать вопрос по-другому: терять или не терять через пару месяцев значительную часть результатов обучения?

Технология виртуальной реальности: новые возможности для обучения персонала

Какие подходы к обучению являются наиболее действенными в сегодняшних условиях?

Кто должен вести бизнес-тренинг? Обучение от профессионалов

Многие современные руководители прекрасно понимают, что проведение бизнес-тренингов представляет собой неотъемлемый элемент успешной работы любой компании. Ведь, если компания хочет непрерывно развиваться и увеличивать...

Бизнес-обучение: пустая трата времени или шаг к успеху?

Многие говорят, что бизнесом надо заниматься, а учиться совсем необязательно. Такое заблуждение возникает по разным причинам, и мы считаем, что в них совершенно...

Как организовать обучение персонала без отрыва от работы?

Корпоративное обучение сотрудников имеет большое значение для любой развивающейся компании. Оно включает комплекс программ, которые базируются не просто на теории, но и направлены на...

Как сохранить результаты обучения

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.