Создание тренинговых технологий и инструментов на материале кинофрагментов

Киктева Екатерина HRM 21

Кино-материалы в тренинге используют многие тренеры. Но до сих пор нет выстроенной технологии работы с кино, в том числе технологии построения всего тренинга на кино-материале. Предлагаемая авторами технология разработана на основе обработки и исследования большого объема киноматериала, восприятия участниками кино-фрагментов в рамках тренерской работы авторов, а также кино- и тренинговых литературных источников.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С КИНО-МАТЕРИАЛОМ

1. Работа по развитию технологий:

1.1. Выявление технологии. Упражнения на выявление цели и последовательности / логики действий киногероев, восстановления алгоритма действий для достижения желаемого результата. Стереотипизация и разрушение стереотипов через вопросы к группе «а как это обычно?», «а как это достижимо по-другому?»

1.2. Трансфер. Просмотреть, выявить механизм приема и опробовать его, в том числе в разных других ситуациях (заготовки от тренера). Проверить диапазон действия. Создать список технологических требований, критериев достижения результата или pro / contra в использовании

1.3. Проверка на прочность. Упражнения с вопросами «без чего не работает?», изменение параметра действия и проба. Вычленение главных частей в технологии.

2. Работа по освоению инструментов:

2.1. Выявление инструментов. Упражнения на наблюдение за техниками. Упражнения на наблюдение за техниками и их эффектами. Наблюдение за эффектами в поведении и связывание с конкретными действиями партнера.

2.2. Тренировка невербального плана. Просмотр фрагмента с инструкцией отметить невербальные компоненты воздействия / реакции и приписать им смысл. Упражнения на демонстрацию типов / поведенческих моделей с информационным вбросом и последующим наблюдением + типологизацией. Упражнения с метафорами (присвоение кличек / обзывалок) тем или иным героям + разбор поведенческих клише.

2.3. Выплавление сообщений. При работе с текстами важную роль играют ключевые слова / послания / сообщения. Здесь годятся упражнения на фиксацию главной мысли, ключевого слова, проверку цели сообщения. Такие упражнения хороши при тренировке навыков презентации в разделе «подготовка текста».

3. Работа по освоению концепций:

3.1. Выявление представлений:

  • как Вы относитесь к тому, что происходит в сюжете?
  • какой опыт заставляет героя сказать / сделать то-то?
  • какие нравы царят в этом обществе?
  • какие мотивы реализует киногерой в сюжете, как реализовались его представления о результате, насколько он доволен результатом)?
  • с какими ценностями согласуется?
  • какие стереотипы демонстрирует сюжет?
  • почему и зачем?

3.2. Узнавание реальности. Упражнения с информационным блоком, описывающим некую психологическую реальность, и последующее задание на узнавание этого явления. Кроме этого даются упражнения по типу:

  • «на что это похоже?»
  • инструкция подобрать сравнение для явления, отраженного в сюжете, и прокомментировать это сравнение (например: «они сцепились насмерть», «они ведут себя как дети»).

3.3. Работа с опытом. Упражнения на выдвижение гипотез о том, что может произойти, если смотреть сюжет дальше…

3.4. Упражнения на поиск вариантов действий и на мысленную подстановку себя на место героя.


КАК ВЫБИРАТЬ КИНО-МАТЕРИАЛ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ТРЕНИНГЕ

Кино-материал структурируется по:

  1. тренерским темам
  2. географии
  3. жанрам
  4. режиссерам.

Указание на тренерские темы через кино-жанры:

  • мелодрамы: отношения, эмоциональный интеллект;
  • гангстерские, action: жесткая коммуникация, принятие решений;
  • саги: становление характеров в условиях исторических изменений;
  • детективы: неожиданные повороты сюжета, интеллектуальные задачки;
  • фэнтези, фантастика: позитивная коммуникация, власть, судьба;
  • триллеры, ужасы: страхи и их преодоление, конфликты, эмоции;
  • драмы: отстаивание своих убеждений и достижений, справедливость;
  • комедии: коммуникации, типажи, нешаблонное поведение, креатив…

Указание на тренерские темы через географию кино:

Упрощенная география кино

  • жанровый американский кинематограф;
  • европейское кино (Испания, Франция, Скандинавия, Италия, Финляндия, Чехия);
  • азиатский кинематограф (Япония, Южная Корея, Китай).

Жанровые американские фильмы создают искусственную схематичную реальность в искусственном контексте. И несут воспитательно-развлекательную функцию. Большинство жанровых фильмов построены по структуре сказки, с героем и антигероем, целью, препятствиями и испытаниями, которые герой при помощи союзников преодолевает и приходит к хеппи-энду. Добро побеждает зло, антигерои наказаны. В процессе движения героя к цели демонстрируются технологии успеха «как сделать «это». Фильмы ориентированы на массового зрителя, дают «стерильную» картинку реальности, понимаемы всеми. Просмотр жанровых фильмов позволяет «снимать» технологии успеха. Эти технологии касаются разных уровней: ценностей, убеждений, поведения, отношений, коммуникаций.

Европейский и мировой авторский кинематограф

Европейский и авторский кинематограф играет скорее исследовательскую роль. Авторы стремятся либо максимально близко отразить реальность во всей ее сложности и неоднозначности (реальность отношений, психологическую и т.п.), либо создать нечто уникальное, относящееся к произведениям искусства.

Европейский и авторский кинематограф в большей степени исследует препятствия на пути к успеху и счастью: ошибки и проступки, сложности человеческой натуры, несовершенство и несправедливость мира… Ищет ответы на вопросы «чего делать нельзя и почему?» и «почему это не работает?».

В европейское кино традиционен акцент на отношениях, межличностные темы. Авторский кинематограф – это часто акцент на личности. Сюжет – человек со своим внутренним миром и экзистенциальными вопросами… Все остальное – антураж.

Азиатское кино (корейские, китайские, японские):

  • экзистенциально-психологические темы: месть, любовь, власть, смерть, становление и трансформации героя, социум и личность
  • философские: судьба, картина мира, иерархия, законы мироустройства
  • универсальные инстинкты и мотивации: страхи и страсти
  • общекультурные символы, архетипы, общечеловеческие коды

СПОСОБЫ ПРОСМОТРА И АНАЛИЗА КИНО

Как можно видеть, понимать, анализировать кино и использовать кино для профессионального и личного развития:

Просмотр и анализ фильма как произведения искусства

Просмотр и анализ кино — как инструмент познания

Просмотр и анализ кино — как инструмент самопознания

Просмотр – как творчество и сотворчество

В каждом из четырех перечисленных подходов есть свои технологии просмотра и анализа. При этом есть несколько универсальных простых правил, способных обеспечить качественную работу с киноматериалом:

Если Вы решили отбирать и «резать» фрагменты самостоятельно — смотрите весь фильм не менее трех раз. Первоначальный просмотр обеспечит Вам зрительское восприятие, Вы сможете сосредоточиться на своем восприятии происходящего на экране, прожить зрительские эмоции. Второй просмотр даст Вам ключ к пониманию того, какие ситуации взаимодействия будут ценны для работы. При третьем просмотре Вы сможете сконцентрироваться на деталях и принять решение – годятся или нет те или иные фрагменты. Почему именно так? – Мы работаем с новой информацией, встраивая ее в уже имеющиеся структуры опыта, путем нехитрых операций: лишнее вычеркиваем, неполное конструируем, игнорируем детали или придаем им особый смысл, обобщаем новое с уже известным. Приятный эффект от таких действий заключается в том, что мы быстро узнаем в кино управленческую реальность или реальность переговорного процесса. Минус состоит в том, что мы можем принять нехарактерный пример за повторяющуюся модель или рискуем подвергнуть события односторонней трактовке.

Для более точной фокусировки киноматериала, хорошо бы почитать рецензии на фильм и поговорить с разными людьми (с разным восприятием мира) об идее фильма. Такой подход даст нам весь спектр мнений о том, что происходит в «киношной» реальности, какие события там показаны, как они оцениваются профессионалами/зрителями. Есть шанс, что во время работы с кинофрагментами Ваши собственные ожидания от восприятия участниками Вашей сессии того или иного фрагмента окажутся более полными и точными…

Собирайте активно информацию о новых фильмах и их воздействии на Вашу целевую аудиторию. Участники тренинга, подчиненные, топ-менеджеры — все они наверняка полны идей относительно тех или иных фильмов. Беседа о кино всегда годится как смол-толк и позволяет «растопить лед», она может увлечь собеседников и дать им доступ к вкусам и ценностям друг друга. Такая беседа будет также полезна с точки зрения подбора киноматериалов.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБИРАЕМЫМ КИНО-ФРАГМЕНТАМ

Фрагмент должен в точности отражать изучаемую реальность (психологическую, управленческую, коммуникативную и т.п.).

ПРИМЕР: Тревоги и сомнения менеджера в новом коллективе в фильме «Чего хочет женщина». За счет кинематографических приемов зрители наблюдают не только поведение менеджера в новой компании, но и слышат его внутренний голос, озвучивающий его размышления и переживания. Демонстрация двойной реальности – внешней и внутренней – позволяет анализировать менеджерские страхи и их воздействие на поведение, решения, взаимоотношения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

  1. Использование кино в тренинге облегчает доступ участников к опыту киногероев, дает наглядный иллюстративный материал и кейсы к изучаемым темам, развивает навыки наблюдения и рефлексии.
  2. Наиболее эффективно использование кино-материала в тренингах: по бизнес-коммуникациям разного уровня, в тренингах, дающих разнообразные практические типологии, а также – при изучении тем, связанных с лидерством, эмоциональным интеллектом, нематериальной мотивации, корпоративной культуры.
  3. Для достижения тренинговых эффектов — без потери динамики в группе — необходима специальная подготовка кино-кейсов в соответствии с методическими задачами.
  4. Для снятия и практической отработки технологий, инструментов и концепций наиболее эффективно применять жанровые американские фильмы.
  5. Для развития рефлексии, навыков наблюдения и анализа ошибок, для актуализации собственного опыта, — особенно применим европейский и авторский кинематограф.
  6. Для развития способностей к метафоризации, обобщению и абстрагированию, панорамному видению рекомендуется азиатский кинематограф.

В целом кино в тренинге позволяет работать не только с поведенческим уровнем, но и с более глубокими пластами.