Кино-материалы в тренинге используют многие тренеры. Но до сих пор нет выстроенной технологии работы с кино, в том числе технологии построения всего тренинга на кино-материале. Предлагаемая авторами технология разработана на основе обработки и исследования большого объема киноматериала, восприятия участниками кино-фрагментов в рамках тренерской работы авторов, а также кино- и тренинговых литературных источников.
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С КИНО-МАТЕРИАЛОМ
1. Работа по развитию технологий:
1.1. Выявление технологии. Упражнения на выявление цели и последовательности / логики действий киногероев, восстановления алгоритма действий для достижения желаемого результата. Стереотипизация и разрушение стереотипов через вопросы к группе «а как это обычно?», «а как это достижимо по-другому?»
1.2. Трансфер. Просмотреть, выявить механизм приема и опробовать его, в том числе в разных других ситуациях (заготовки от тренера). Проверить диапазон действия. Создать список технологических требований, критериев достижения результата или pro / contra в использовании
1.3. Проверка на прочность. Упражнения с вопросами «без чего не работает?», изменение параметра действия и проба. Вычленение главных частей в технологии.
2. Работа по освоению инструментов:
2.1. Выявление инструментов. Упражнения на наблюдение за техниками. Упражнения на наблюдение за техниками и их эффектами. Наблюдение за эффектами в поведении и связывание с конкретными действиями партнера.
2.2. Тренировка невербального плана. Просмотр фрагмента с инструкцией отметить невербальные компоненты воздействия / реакции и приписать им смысл. Упражнения на демонстрацию типов / поведенческих моделей с информационным вбросом и последующим наблюдением + типологизацией. Упражнения с метафорами (присвоение кличек / обзывалок) тем или иным героям + разбор поведенческих клише.
2.3. Выплавление сообщений. При работе с текстами важную роль играют ключевые слова / послания / сообщения. Здесь годятся упражнения на фиксацию главной мысли, ключевого слова, проверку цели сообщения. Такие упражнения хороши при тренировке навыков презентации в разделе «подготовка текста».
3. Работа по освоению концепций:
3.1. Выявление представлений:
- как Вы относитесь к тому, что происходит в сюжете?
- какой опыт заставляет героя сказать / сделать то-то?
- какие нравы царят в этом обществе?
- какие мотивы реализует киногерой в сюжете, как реализовались его представления о результате, насколько он доволен результатом)?
- с какими ценностями согласуется?
- какие стереотипы демонстрирует сюжет?
- почему и зачем?
3.2. Узнавание реальности. Упражнения с информационным блоком, описывающим некую психологическую реальность, и последующее задание на узнавание этого явления. Кроме этого даются упражнения по типу:
- «на что это похоже?»
- инструкция подобрать сравнение для явления, отраженного в сюжете, и прокомментировать это сравнение (например: «они сцепились насмерть», «они ведут себя как дети»).
3.3. Работа с опытом. Упражнения на выдвижение гипотез о том, что может произойти, если смотреть сюжет дальше…
3.4. Упражнения на поиск вариантов действий и на мысленную подстановку себя на место героя.
КАК ВЫБИРАТЬ КИНО-МАТЕРИАЛ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ТРЕНИНГЕ
Кино-материал структурируется по:
- тренерским темам
- географии
- жанрам
- режиссерам.
Указание на тренерские темы через кино-жанры:
- мелодрамы: отношения, эмоциональный интеллект;
- гангстерские, action: жесткая коммуникация, принятие решений;
- саги: становление характеров в условиях исторических изменений;
- детективы: неожиданные повороты сюжета, интеллектуальные задачки;
- фэнтези, фантастика: позитивная коммуникация, власть, судьба;
- триллеры, ужасы: страхи и их преодоление, конфликты, эмоции;
- драмы: отстаивание своих убеждений и достижений, справедливость;
- комедии: коммуникации, типажи, нешаблонное поведение, креатив…
Указание на тренерские темы через географию кино:
Упрощенная география кино
- жанровый американский кинематограф;
- европейское кино (Испания, Франция, Скандинавия, Италия, Финляндия, Чехия);
- азиатский кинематограф (Япония, Южная Корея, Китай).
Жанровые американские фильмы создают искусственную схематичную реальность в искусственном контексте. И несут воспитательно-развлекательную функцию. Большинство жанровых фильмов построены по структуре сказки, с героем и антигероем, целью, препятствиями и испытаниями, которые герой при помощи союзников преодолевает и приходит к хеппи-энду. Добро побеждает зло, антигерои наказаны. В процессе движения героя к цели демонстрируются технологии успеха «как сделать «это». Фильмы ориентированы на массового зрителя, дают «стерильную» картинку реальности, понимаемы всеми. Просмотр жанровых фильмов позволяет «снимать» технологии успеха. Эти технологии касаются разных уровней: ценностей, убеждений, поведения, отношений, коммуникаций.
Европейский и мировой авторский кинематограф
Европейский и авторский кинематограф играет скорее исследовательскую роль. Авторы стремятся либо максимально близко отразить реальность во всей ее сложности и неоднозначности (реальность отношений, психологическую и т.п.), либо создать нечто уникальное, относящееся к произведениям искусства.
Европейский и авторский кинематограф в большей степени исследует препятствия на пути к успеху и счастью: ошибки и проступки, сложности человеческой натуры, несовершенство и несправедливость мира… Ищет ответы на вопросы «чего делать нельзя и почему?» и «почему это не работает?».
В европейское кино традиционен акцент на отношениях, межличностные темы. Авторский кинематограф – это часто акцент на личности. Сюжет – человек со своим внутренним миром и экзистенциальными вопросами… Все остальное – антураж.
Азиатское кино (корейские, китайские, японские):
- экзистенциально-психологические темы: месть, любовь, власть, смерть, становление и трансформации героя, социум и личность
- философские: судьба, картина мира, иерархия, законы мироустройства
- универсальные инстинкты и мотивации: страхи и страсти
- общекультурные символы, архетипы, общечеловеческие коды
СПОСОБЫ ПРОСМОТРА И АНАЛИЗА КИНО
Как можно видеть, понимать, анализировать кино и использовать кино для профессионального и личного развития:
Просмотр и анализ фильма как произведения искусства
Просмотр и анализ кино — как инструмент познания
Просмотр и анализ кино — как инструмент самопознания
Просмотр – как творчество и сотворчество
В каждом из четырех перечисленных подходов есть свои технологии просмотра и анализа. При этом есть несколько универсальных простых правил, способных обеспечить качественную работу с киноматериалом:
Если Вы решили отбирать и «резать» фрагменты самостоятельно — смотрите весь фильм не менее трех раз. Первоначальный просмотр обеспечит Вам зрительское восприятие, Вы сможете сосредоточиться на своем восприятии происходящего на экране, прожить зрительские эмоции. Второй просмотр даст Вам ключ к пониманию того, какие ситуации взаимодействия будут ценны для работы. При третьем просмотре Вы сможете сконцентрироваться на деталях и принять решение – годятся или нет те или иные фрагменты. Почему именно так? – Мы работаем с новой информацией, встраивая ее в уже имеющиеся структуры опыта, путем нехитрых операций: лишнее вычеркиваем, неполное конструируем, игнорируем детали или придаем им особый смысл, обобщаем новое с уже известным. Приятный эффект от таких действий заключается в том, что мы быстро узнаем в кино управленческую реальность или реальность переговорного процесса. Минус состоит в том, что мы можем принять нехарактерный пример за повторяющуюся модель или рискуем подвергнуть события односторонней трактовке.
Для более точной фокусировки киноматериала, хорошо бы почитать рецензии на фильм и поговорить с разными людьми (с разным восприятием мира) об идее фильма. Такой подход даст нам весь спектр мнений о том, что происходит в «киношной» реальности, какие события там показаны, как они оцениваются профессионалами/зрителями. Есть шанс, что во время работы с кинофрагментами Ваши собственные ожидания от восприятия участниками Вашей сессии того или иного фрагмента окажутся более полными и точными…
Собирайте активно информацию о новых фильмах и их воздействии на Вашу целевую аудиторию. Участники тренинга, подчиненные, топ-менеджеры — все они наверняка полны идей относительно тех или иных фильмов. Беседа о кино всегда годится как смол-толк и позволяет «растопить лед», она может увлечь собеседников и дать им доступ к вкусам и ценностям друг друга. Такая беседа будет также полезна с точки зрения подбора киноматериалов.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБИРАЕМЫМ КИНО-ФРАГМЕНТАМ
Фрагмент должен в точности отражать изучаемую реальность (психологическую, управленческую, коммуникативную и т.п.).
ПРИМЕР: Тревоги и сомнения менеджера в новом коллективе в фильме «Чего хочет женщина». За счет кинематографических приемов зрители наблюдают не только поведение менеджера в новой компании, но и слышат его внутренний голос, озвучивающий его размышления и переживания. Демонстрация двойной реальности – внешней и внутренней – позволяет анализировать менеджерские страхи и их воздействие на поведение, решения, взаимоотношения.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
- Использование кино в тренинге облегчает доступ участников к опыту киногероев, дает наглядный иллюстративный материал и кейсы к изучаемым темам, развивает навыки наблюдения и рефлексии.
- Наиболее эффективно использование кино-материала в тренингах: по бизнес-коммуникациям разного уровня, в тренингах, дающих разнообразные практические типологии, а также – при изучении тем, связанных с лидерством, эмоциональным интеллектом, нематериальной мотивации, корпоративной культуры.
- Для достижения тренинговых эффектов — без потери динамики в группе — необходима специальная подготовка кино-кейсов в соответствии с методическими задачами.
- Для снятия и практической отработки технологий, инструментов и концепций наиболее эффективно применять жанровые американские фильмы.
- Для развития рефлексии, навыков наблюдения и анализа ошибок, для актуализации собственного опыта, — особенно применим европейский и авторский кинематограф.
- Для развития способностей к метафоризации, обобщению и абстрагированию, панорамному видению рекомендуется азиатский кинематограф.
В целом кино в тренинге позволяет работать не только с поведенческим уровнем, но и с более глубокими пластами.