Недостаток практики. Пока МBA-школы не догадаются, что нужно бизнесу, их выпускники останутся невостребованными

07.08.2022 / MBA в России
Лариса Каллиома Источник: "Российская Бизнес-газета"

Существует мнение, что еще недавно российским бизнес-школам и гордиться-то нечем было, а сама система «образования для взрослых» долго пребывала в ранней стадии развития, и поэтому разговор о конкуренции и о качестве только теперь и можно начинать.

В Ассоциации менеджеров (АМ) решили, что лето — самое время для подобных дискуссий. Недавно по результатам заседания отраслевой комиссии АМ по бизнес-образованию появилось экспертное заключение «по вопросам оптимизации процессов оценки качества в бизнес-образовании». По мнению членов комиссии (а это люди, имеющие к бизнесу самое прямое отношение), существующая система оценки качества бизнес-образования копирует систему традиционной аккредитации вузов и опирается на формальные показатели, совсем не учитывая специфику МВА. Помимо этого, считают эксперты, существует острая необходимость «легитимизации бизнес-образования, поскольку сейчас регулирование деятельности учреждений бизнес-образования в значительной мере осуществляется на основе законодательства, рассчитанного на традиционную систему высшего профессионального (вузовского) образования, имеющего другие цели и задачи». Настало время, подчеркивают в АМ, разработать специальные законы и законодательные акты, учитывающие специфику работы со студентами МВА по направлению «менеджмент». В экспертном заключении также заявлено, что система оценки качества бизнес-образования не имеет четкого и прозрачного подхода к профессиональной квалификации выпускников программ, отражающего как государственные требования к качеству, так и потребности делового сообщества. Пора адаптировать бизнес-образование к современным нуждам и реалиям бизнеса, предлагают эксперты АМ. Нужно установить механизм обратной связи между производителями услуг (школами) и потребителями (бизнесом). Необходимо активное вовлечение общественных объединений, представляющих интересы делового сообщества, в процесс оценки качества бизнес-образования, привлечение их к аккредитации и лицензированию. Роль бизнеса должна быть существенно усилена, настаивают в АМ. Возникает вопрос: так кто же мешает бизнесу? Почему до сих пор этого не происходило?

«Нас сколько угодно можно обвинять в недостатке практики при обучении, но давайте рассуждать трезво: откуда же взяться практике, если сам бизнес никогда не хотел участвовать в обучении, не хотел делиться и знанием, и опытом, — посетовал «РБГ» президент Российской лиги МВА Юрий Тазов. — Чего сегодня хотят люди, приходя к нам? Они хотят выйти на новый уровень понимания бизнеса, хотят овладеть практико-ориентированными методиками его ведения. Тем более сейчас, когда во многих сферах деятельности существуют очень тревожные ожидания и спрос на бизнес-образование, как это ни прискорбно констатировать, постепенно снижается. Это, собственно, мы прогнозировали еще весной…»

Следует добавить, что, по оценке экспертов, в период кризиса количество учащихся в школах бизнеса сокращается прежде всего за счет уменьшения набора, во вторую очередь — за счет тех, кто отчисляется из учебного заведения в связи с финансовыми проблемами.

«Деловое сообщество не должно решать вопросы финансирования бизнес-школ и подготовки преподавателей, — заметил «РБГ» исполнительный директор Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. — Это, конечно же, очень важные вопросы, но ключевым все-таки является соответствие выпускников требованиям современного бизнеса. И поэтому только сам бизнес может сформулировать эти требования. Соответственно аккредитацией, сертификацией и оценкой качества бизнес-программ должны заниматься организации, максимально приближенные к бизнесу. Сейчас же этим занимается государство, которое при всех своих плюсах в вопросах оценки качества опирается больше на нормативные документы, а не на меняющуюся бизнес-среду».

По словам Литовченко, бизнес не занимался этими вопросами потому, что «бизнес — это не конкретный человек, а это некая общность компаний с разными запросами и требованиями. Поэтому сама процедура формулирования общего запроса является длительной и сложной. А так как бизнес в России достаточно молодой, то и запросы его еще только формируются. И здесь важную роль также играют общественные организации».

«Не умеют еще наши бизнес-структуры говорить с нами на правильном языке! — сожалеет одна из посетительниц сайта Лиги МВА, где на форуме идет обсуждение вопроса: зачем нужно вкладывать деньги в себя во время кризиса. — Имела неосторожность оставить личные контакты, когда звонила в бизнес-школу. Замучили звонками, собираюсь ли я к ним поступать осенью или нет, прямо как в магазине верхней одежды… А ведь МВА не жакет и не шарфик».

«Выбирать школу надо тщательнее, — советует еще один пользователь. — Чем дальше от вуза с его пыльной профессурой и отвязанным студенчеством, тем лучше. Я тут сходил на День открытых дверей в одну бизнес-школу при академии, посмотрел на этот детский сад, думаю: кто же из солидных бизнесменов придет сюда учиться?»

Между тем Российская лига МВА провела недавно опрос о мотивах поступления на программы бизнес-администрирования среди посетителей своего сайта. По результатам исследования стало понятно, что большинство опрошенных уже являются топ-менеджерами или владельцами бизнеса и поэтому хотят знать общую программу функционирования бизнеса. Второй по численности мотив при выборе школы — карьерный. Респонденты отмечали, что диплом МВА, безусловно, позволит им получать более высокую заработную плату и повысит их конкурентное преимущество на рынке труда. Этот мотив более свойствен менеджерам низшего и среднего звена. Есть группа участников опроса, которые заранее не возлагают больших надежд на получение полезных деловых связей в ходе обучения (4%). Тем временем, как считают исследователи, на практике эта цифра гораздо выше, просто в обществе не принято афишировать подобные желания. Ну и примерно каждый четвертый участник опроса нацелен на получение новых и упорядочивание старых знаний (23% в сумме).

Опрос показывает, что последний год, принесший серьезные экономические потрясения, подкорректировал и уровень ожиданий потенциальных потребителей услуг бизнес-школ. Компании урезают бюджеты, в том числе за счет средств на повышение квалификации сотрудников. Сокращается число корпоративных программ, уменьшается количество лиц, обучение которых в школах бизнеса оплачивали компании. Эксперты сходятся во мнении: на сегодняшний день студенты МВА более трезво оценивают свое будущее, чем их предшественники. Они более предприимчивы, умеют правильно стучаться в дверь работодателя. Многие принимают предложение заняться краткосрочными проектами, надеясь, что временная работа приведет их на позицию полной занятости, когда наступят лучшие времена. Справедливо полагая при этом, что рассчитывать в конечном итоге можно только на себя, поскольку любая программа МВА, как метко заметили в своей книге «Бизнес в стиле фанк» профессоры Стокгольмской школы экономики Йонас Риддерстрале и Кьелл Нордстрем, «не более чем инструмент для музыканта: хорошему артисту инструмент помогает проявить все свои умения и таланты, посредственному — скрыть незначительные огрехи, а бездарю не поможет, только выявит его несостоятельность…»