Несмотря на кризис и финансовые трудности, интерес к бизнес-образованию со стороны российских менеджеров не ослабевает. Тем, кто твердо решил, что время учиться пришло, адресованы наши советы.
» Несколько раз я предпринимал попытки самостоятельно реализовать бизнес-проекты: проект по производству и поставке кондитерского оборудования, интернет-площадку о здоровом питании (услуги в секторах b2b и b2c), а также рекламное агентство, — рассказывает Антон Тюрин, заместитель исполнительного директора дирекции по правовым вопросам и корпоративным отношениям Торгового дома «КОПЕЙКА», слушатель программы MBA Школы бизнеса «МИРБИС». — Один из проектов был успешно реализован, другой находится в стадии развития, а третий оказался неудачным.
Я задумался о причинах, по которым в одних случаях люди добиваются успеха, а в других — нет. В результате определил сферы знаний, теоретическую и практическую базу по которым мне необходимо расширить, причем приоритет отдавался практическим знаниям. Поэтому прежде всего ориентировался на программу профессиональной переподготовки MBA, а не на академическое образование».
Эксперты и представители бизнес-школ также говорят о том, что в современном деловом мире получение бизнес-образования — не прихоть или мода, а насущная необходимость.
«Когда человек приходит на программу МВА, он уже знает, чего хочет от обучения, — говорит Елена Сизова, слушательница программы МВА Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА). — Например, он хочет руководить компанией. Либо его устраивает руководить отделом, но он хочет увеличить объем продаж, доход фирмы и ищет «ключи», новые подходы для этого. Возможно, его привлекает существенное продвижение по служебной лестнице, карьера и он чувствует, что готов брать на себя больше ответственности, либо его цель — заметное повышение зарплаты и увеличение своего дохода. Или он стремится занимать какие-то посты в деловых и профессиональных организациях, хочет создать собственный успешный бизнес или получить новую, более интересную и творческую работу. Может быть, он собирается привлечь в свою фирму более квалифицированных работников и, отучившись в бизнес-школе, уже знает, каких людей набрал бы в свою команду. Или его цель — расширение круга постоянных партнеров и клиентов».
ШАГ 1-й. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Современный рынок бизнес-образования — это не только МВА и Executive МВА. Сюда же относятся всевозможные тренинги, программы повышения квалификации и проф-переподготовки. Каждый из типов программ решает свои задачи и имеет определенную целевую аудиторию. Например, с помощью тренинга можно научиться чему-то конкретному, скажем, новому способу телефонных продаж или грамотному составлению деловых писем.
Если вы твердо решили получить дополнительное образование, то прежде всего необходимо определиться, какой тип программ вам нужен. Вполне возможно, что для решения ваших проблем будет достаточно посещения нескольких тематических семинаров и тренингов или краткосрочного повышения квалификации, что отнимает намного меньше времени и средств, чем долгосрочные программы. Однако, если ваша цель — получение управленческих навыков, стратегическое развитие отдела или компании или вы готовитесь занять руководящий пост в своей компании, тогда, безусловно, стоит рассматривать вариант долгосрочных программ, таких как МВА.
«По мере карьерного роста я стал все острее ощущать потребность в обучении, обусловленную, с одной стороны, все более возрастающим уровнем задач, а с другой — постепенным устареванием полученных ранее знаний. Кроме того, необходимо было готовить почву для дальнейшего роста, — рассказывает Андрей Силич, директор «БиМоКом Лтд» (сотовый оператор «МегаКом», Киргизская Республика), слушатель программы МВА Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ (ВШКУ). — Некоторое время я пытался решить проблему, периодически посещая различные разовые курсы. В итоге пришел к выводу, что подобный подход малоэффективен. Возможность выхода на качественно новый уровень увидел в получении полноценного сбалансированного образования, включающего в себя палитру разнообразных дисциплин, увязанных в единую концепцию. Большинство программ МВА как раз и пытаются дать подобный уровень обучения. То есть сама по себе возможность получения степени МВА не играла решающей роли при принятии решения. Важно было, что именно ряд программ МВА в состоянии дать мне то, в чем я нуждаюсь, удовлетворить мои потребности в профессиональном росте».
По мнению Олега Зайцева, генерального директора ГК «ГОТ-строй» (Подольск), слушателя программы МВА ВШКУ, в первую очередь необходимо адекватно оценить свои возможности (наличие времени, сил и средств).
В прошлые годы большинство школ предлагали выбирать между вечерней формой обучения, предполагающей посещение занятий два-три раза в неделю, и модульной, когда слушатели примерно раз в три месяца приезжают на 10-14-дневную сессию. Падение спроса на программы, спровоцированное экономическим кризисом, вынуждает школы придумывать новые, более привлекательные для потенциальных клиентов форматы обучения. Так, слушатели некоторых школ получили возможность самостоятельно составлять программу обучения из предложенных блоков. Также в ряде школ появился формат «выходного дня» (слушатели учатся три дня в месяц — пятницу, субботу и воскресенье).
ШАГ 2-й. ВЫБОР Когда необходимый тип подготовки определен, можно приступать к выбору учебного заведения. О том, как не ошибиться и выбрать оптимальную для ваших задач бизнес-школу, мы подробно рассказывали в апрельском номере «Карьеры». Здесь же приведем несколько практических советов.
Как правило, поиски начинаются со сбора информации о рынке, прежде всего той, что есть в открытом доступе в «мировой паутине»: аналитические обзоры, рейтинги и т.д. Такая информация позволяет отсеять все лишнее и составить список из нескольких наиболее подходящих учебных заведений.
«Первую информацию о лидерах на российском рынке я получил из различных рейтингов, — вспоминает Антон Тюрин. — При этом я обращал внимание на несколько ключевых показателей: год запуска программы MBA, количество приглашенных бизнес-консультантов или бизнесменов, наличие международной аккредитации. Мне необходимо было совместить вечернюю форму обучения с достаточно напряженным рабочим графиком, и, конечно, я уделял внимание месту расположения школы (чтобы не тратить драгоценное время в пробках), а также наличию программ, предусматривающих занятия по вечерам в будни не более одного-двух раз в неделю и полный учебный день в субботу. С учетом перечисленных критериев я выбрал три школы, посетил их в дни открытых дверей и в итоге остановился на оптимальном для себя варианте».
Еще больше сузить круг позволит изучение сайтов бизнес-школ и телефонное общение с представителями приемной комиссии или отдела маркетинга. Оба этапа предполагают отбор школ по формальным признакам: наличие нужной программы, удаленность от дома или работы и т.п. Неудивительно, что многие перепоручают эту работу секретарю или помощнику. Однако последующие этапы лучше проходить самостоятельно, в конце концов, в бизнес-школу поступаете вы, а не секретарь.
Несколько раз в год, как правило, весной и осенью, в Москве и других крупных городах страны проходят специализированные выставки, где собираются лучшие отечественные и зарубежные бизнес-школы. Посещение подобных мероприятий изрядно экономит время, так как позволяет пообщаться с преподавателями и выпускниками всех нужных бизнес-школ в одном месте и в одно время.
Но не стоит пренебрегать и предварительным посещением выбранных бизнес-школ. Это можно сделать во время дней открытых дверей.
«Все выступления на подобных мероприятиях одинаково заманчивы и многообещающи, а раздаточные материалы пестрят описанием недосягаемых ранее горизонтов, которые вы сможете достигнуть благодаря поступлению в бизнес-школу, — говорит Антон Тюрин. — Я рекомендую максимально использовать возможность задать вопросы, и не только организаторам собрания, но также слушателям и преподавателям. Будет полезно обратиться с просьбой о проведении небольшой экскурсии по учебным помещениям, чтобы проверить их оснащенность и готовность к учебному процессу. Полученная таким образом информация может предостеречь вас от нежелательных сюрпризов».
Эксперты также советуют с настороженностью относиться к красивым словам, которые будут произносить ораторы. Следует обратить внимание на уровень организации мероприятия, нет ли сбоев в таких, казалось бы, простых вещах, как оформление списка участников и заказ пропусков, соответствие заявленной программы реальному положению, глубину и полноту ответов на все вопросы абитуриентов. В подавляющем большинстве случаев дни открытых дверей организуют те же сотрудники, которые в остальные дни составляют расписание, готовят раздаточные материалы, общаются со слушателями. Так что на дне открытых дверей можно оценить уровень их ответственности и компетентности именно в вопросах организации учебного процесса.
Кроме того, стоит попроситься на пробную лекцию: «шоу» может организовать любая школа, а вот пустить потенциального слушателя на одну-две лекции в удобный для него день и показать, что скрывается за красивой вывеской, согласится не каждая.
ШАГ 3-й. ДОКУМЕНТЫ Как правило, именно в промежутке между выбором будущего места учебы и подачей документов наступает время согласования своего решения с руководством компании. Часто работодатели поддерживают инициативу своих подопечных, однако возможна и негативная реакция — не каждому понравится частое отсутствие сотрудника на рабочем месте.
«Приняв решение обучаться и определившись с выбором, я поделился своими планами с руководством. В любом случае нужно было согласовать необходимость периодического длительного отсутствия на рабочем месте (в моем случае — даже в стране), — вспоминает Андрей Силич. — В процессе согласования я столкнулся с легким недоумением: «Тебе следовало бы ставить приоритеты в первую очередь на команде, в которой ты делаешь карьеру» и «В нашей ситуации оставлять компанию без присмотра на такой срок рискованно».
Когда выбор сделан и все вопросы с руководством улажены, можно смело подавать документы. Помимо стандартного пакета, куда входят диплом о высшем образовании, фотографии, заявочная анкета и прочее, у вас могут попросить рекомендательные письма. Подробную информацию можно найти на сайте бизнес-школы. Там же обычно указано, сколько рекомендаций необходимо предоставить (как правило, одну или две) и кто может выступать в качестве рекомендателя. Так, для поступления на программу МВА вполне может быть достаточно рекомендации от коллег по работе, руководства или, например, вузовского преподавателя, у которого вы когда-то учились. Для программы Executive МВА такие рекомендации не подходят, ведь ЕМВА рассчитана на руководителей высшего ранга. Поэтому здесь лучше предоставить письма от глав других компаний. Рекомендация такого рода — знак адаптированности в управленческой среде, она покажет, насколько вас знают, уважают. Бывает, что абитуриенты приносят письма от руководителей компаний-конкурентов или видных общественных деятелей, губернаторов и т.д. Однако это уже необязательно.
ШАГ 4-й. ИСПЫТАНИЕ Во всех крупных бизнес-школах существует конкурсный отбор на программы, а значит, и вступительные испытания, по результатам которых и выбирают лучших. При этом все бизнес-школы единогласно утверждают: это не экзамены, как при поступлении в вуз, и «зубрить матчасть» от вас не потребуется. Представители бизнес-школ уверяют: «Мы не ставим себе задачу проверить уровень знаний поступающего. Нам важно понять, насколько «по адресу» пришел человек».
Обычно, в качестве вступительных испытаний используются эссе, тестирование или решение бизнес-кейса и собеседование (все или что-то одно — зависит от школы).
Сильная занятость на работе, нехватка свободного времени, привычка относиться к экзаменам формально, оставшаяся со школьных и студенческих времен, — порой все это приводит к тому, что и к написанию эссе абитуриенты подходят формально. Зачем что-то писать, если можно скачать из Интернета? Любителям халявы стоит помнить, что уже несколько лет в российских вузах и бизнес-школах используются программы, позволяющие не только распознать работу, скачанную из Сети, но и определить долю заимствований в тексте. Плагиат в любой форме не приветствуется. К тому же цель эссе — не проверка знаний и грамотности кандидата, а определение его потенциала как руководителя. Потому и темы обычно предлагают довольно личные. Например, «Стратегия моего личного развития» или «Конкурентные преимущества моей компании». Но и тут находятся желающие облегчить себе жизнь, перекладывая написание эссе на секретаря или помощника. Опять же, не стоит этого делать: пара дополнительных вопросов на собеседовании — и тайное станет явным.
Как правило, именно эссе, вернее, несамостоятельность при его написании, «срезает» большую часть абитуриентов. Решение бизнес-кейса и собеседование не вызывают таких проблем.
«Лично для меня бизнес-кейс стал полной неожиданностью, — говорит Елена Сизова. — Мы привыкли, что на экзаменах приходится отвечать на поставленные вопросы, а тут нужно было разрешать ситуацию. Но вряд ли есть необходимость к этому готовиться. Как правило, в бизнес-школу поступают руководители отделов, главы департаментов, а на Executive МВА — директора предприятий, владельцы компаний. Так что решение бизнес-кейса не составит труда, ведь описывается реальная ситуация, финансово-юридическая проблема, и нужно просто, исходя из того, что дано, найти стратегически правильное решение, как ты это видишь, и написать, в каком ключе должна развиваться компания, чтобы быть лидером на рынке или, скажем, не стать банкротом. Готовиться к собеседованию тоже нет необходимости, так как спрашивают, чем ты занимаешься, что подвигло поступить в бизнес-школу, почему выбрал именно это образование… Здесь не пытаются «утопить» на экзамене, и успешное прохождение зависит, скорее, от опыта работы».
Зачастую цель собеседования — понять, с какими задачами пришел человек.
«Собеседование, которое проводилось со мной, больше было направлено на уточнение биографических данных и управленческого опыта, определение уровня знаний, мотивации и целей обучения», — подтверждает Антон Тюрин.
Обобщив результаты собеседования в новой группе, руководитель программы может скорректировать задания преподавателям, сместив акценты в изложении тех или иных вопросов.
ШАГ 5-й. ДЕНЬГИ Это действительно последний шаг, ибо оплачивать будущее обучение вы будете только после того, как пройдете все вступительные испытания и получите уведомление о зачислении на программу.
Финансовая политика школ серьезно различается. Как правило, бизнес-школы разрешают оплачивать обучение по семестрам. По мнению Олега Зайцева, все зависит от личных финансовых возможностей абитуриента. Никто не запрещает при наличии свободных средств оплатить сразу несколько семестров или всю программу в целом.
О финансировании лучше подумать в самом начале пути. Перед поступлением в школу необходимо выяснить, каков график оплаты услуг, соотнести его с вашими личными финансовыми возможностями как в текущий момент, так и в перспективе. Конечно, стоимость обучения в отечественной бизнес-школе намного ниже, чем за рубежом. Но даже в российских школах эта сумма немаленькая, и лучше бы ее иметь заранее.
«Вопросом финансов необходимо озаботиться еще до поступления, — уверена Елена Сизова. — Стоит иметь сумму для оплаты хотя бы первого года обучения. А если вы нашли возможность оплатить учебу только за первый семестр, а дальше думаете «заработаю», или ваше положение в компании непрочно, или собираетесь сменить работу, то лучше не принимать решения о поступлении. У нас в институте есть человек, который вынужден был взять финансовый отпуск, так как из-за кризиса не смог оплатить дальнейшее обучение».
По мнению экспертов, сегодня, как и прежде, наиболее востребованы бизнес-школы, имеющие качественные программы и отличных преподавателей, современную материально-техническую базу, широкую сеть российских и зарубежных партнеров в образовательной и бизнес-среде, работающие на рынке бизнес-образования с момента его возникновения и занимающие высокие места в рейтингах, предоставляющие дополнительные опции не только слушателям, но и выпускникам (мастер-классы, возможность бесплатно посещать занятия после окончания бизнес-школы и т.п.), дающие возможность пройти зарубежные стажировки и получить диплом зарубежных вузов-партнеров, предлагающие широкую линейку специализированных программ и форматов обучения. В то же время в условиях кризиса важным критерием становятся те финансовые преференции, которые бизнес-школа предоставляет слушателям (например, скидки и рассрочки).