Ситуационное лидерство

Две предыдущих мои статьи («Как можно понять, что кандидат говорит неправду?», «Как провести интервью с кандидатом» — ред.ubo.ru) были посвящены теме подбора персонала.  Сегодня мы поговорим о категориях сотрудников в команде и оптимальных стилях взаимодействия с ними.

Ситуационное лидерство

В 1968 году П.Херси  и К.Бланшар разработали модель Ситуационного лидерства.   Вкратце суть этой модели:  для эффективного управления руководитель должен выбирать стиль взаимодействия с сотрудником в зависимости от уровня способности сотрудника к выполнению задачи и его мотивации.  Под способностью понимается совокупность знаний, умений и опыта . Мотивация – желание сотрудника работать над задачей и внутренняя уверенность.  

4 категории сотрудников

Таким образом, менеджеру приходится управлять четырьмя категориями сотрудников по отношению к выполняемой задаче:

  • Не может и не хочет
  • Не может, но хочет
  • Может, но не хочет
  • Может и хочет

Выбор стиля управления
Возьмем  для примера  следующую задачу:   для презентации новинок компании необходимо организовать конференцию ключевых клиентов.

Директивный стиль: приказы и указания

Подходит для категории сотрудников «Не может, не хочет».  Руководителю придется детально разъяснить  сотруднику содержание задачи, описать  требования к формату и критерии отбора клиентов, порядок взаимодействия с клиентами и поддерживающими подразделениями.  Руководитель потребует составить подробный план  и проверит его содержание, после чего назначит  контрольные точки (встречи, отчеты), по которым будет регулярно и очень детально контролировать работу сотрудника.  Как мы видим, такой стиль отнимает много сил и времени у руководителя – он вовлечен во все аспекты выполнения задачи и здесь нет места для идей сотрудника.  Поэтому для выполнения важных и сложных задач лучше все же выбирать другие категории сотрудников.

Наставничество: обучение и разъяснения

Оптимален для категории сотрудников «Не может, но хочет».  Например, это может быть новый сотрудник, или сотрудник с небольшим опытом выполнения подобных задач.  Детальное разъяснение при постановке задачи тут тоже потребуется, однако в отличие от директивного стиля  руководитель будет задавать вопросы и стимулировать поиск решений самим сотрудником.   Подумай, где и когда нам лучше провести конференцию? Как нам лучше отобрать клиентов? Что должно входить в план подготовки? С какими сложностями нам придётся столкнуться?  Поиск ответов на эти вопросы и последующее обсуждение с руководителем подготовит сотрудник к выполнению задачи. Контроль при таком стиле управления также должен быть регулярным – но не избыточным, чтобы не разрушать уверенность сотрудника в своих силах.  Вовлеченность руководителя по-прежнему высока, но здесь руководитель выполняет работу на будущее – в следующий раз сотрудник сможет быть более самостоятельным в выполнении этой задачи.   

Поддержка: вовлечение и мотивация

Адекватный стиль для категории сотрудников «Может, но не хочет».   Скорее всего, этот сотрудник уже успешно  выполнял подобные задачи, и не раз. Возможно, эта задача не слишком интересна для него. Главная задача руководителя – стимулировать мотивацию сотрудника. Обучение здесь не требуется, сотрудник и так знает что делать. Стимулы могут быть самые разные и зависят от мотивационного типа сотрудника.  Задача важна для успеха компании.  Ты опытный сотрудник и сможешь выполнить задачу лучше, чем кто-либо.  Задача является ключевой для получения квартального бонуса.  Ты возглавишь проектную команду по подготовке конференции. Вполне естественно, что уровень детализации при постановке задачи будет небольшой.  Периодический промежуточный контроль все же потребуется – чтобы руководитель был уверен, что уровень мотивации не снизился и работа делается.

Делегирование: полномочия и самостоятельность

Если сотрудник обладает необходимыми компетенциями и  высокой мотивацией  на выполнение задачи – самое время делегировать, т. е.  дать необходимые полномочия,   самостоятельность, контролировать конечный результат и предоставить  возможность консультироваться по необходимости.   Компания выводит на рынок новинки. Мы решили организовать конференцию ключевых клиентов в следующем квартале.  Цель – быстрый  вывод  новых продуктов на рынок. Определи, где и когда, кого и как приглашаем,  каким должно быть содержание, чтобы мы достигли цели, каков бюджет, кто необходим в команде по подготовке.  После согласования основного плана  набирай команду  и начинай заниматься подготовкой конференции.

А вот ещё вариант.  Компания выводит на рынок новинки. Необходимо обеспечить быстрый вывод  новых продуктов  и заказы. Есть предложение провести конференцию ключевых клиентов. А что еще можно сделать? Жду от тебя обоснованных предложений, после согласования предложения   ты сможешь работать над его реализацией.

Важные особенности стиля Делегирование:  согласование конечного результата, контроль по конечному результату, отсутствие детального промежуточного контроля,  возможность консультаций по инициативе сотрудника.

Несоответствие стилей: провал руководителя

Несоответствие стиля управления категории сотрудника в большинстве случаев приведет к де-мотивации и невыполнению поставленной задачи.  Начните указывать  сотруднику категории «Может и хочет»  и контролировать его – мотивация снизится. Делегируйте задачу тому, кто «не может, но хочет» — сотрудник будет в растерянности и панике.  Попробуйте предложить свободный выбор и стимулы тому, кто «не может и не хочет» — через некоторое время вы начнете выполнять эту задачу за него.  

Завершить  хочу напоминанием  о необходимости избегать  «наклеивания ярлыков»:  по отношению к разным задачам сотрудник может находиться в разных категориях.  Поэтому  модель Херси и Бланшара называется «Ситуационное лидерство». Оценивайте ситуацию и выбирайте оптимальный стиль.

По материалам сайта www.b-training.net   и тренингов компании B-TRAINING

Владимир Беляев — директор компании B-TRAINING, бизнес-тренер, консультант

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Ситуационное лидерство

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.