Светлана Куличева, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити»
Наиболее распространенный способ противодействия антикризисным мерам среди женщин – это уход в декрет. Как только в компании проходит слух о сокращениях зарплат или рабочих мест, женская часть коллектива испытывает резкую тягу к материнству, и кто может, тот использует ее в полном объеме.
Второй вариант универсальный. Он предполагает, что сотрудники самостоятельно берут на себя больше обязанностей, чем те, что предписаны должностной инструкцией. Наши клиенты говорят, что среди сотрудников есть тенденция к тому, чтобы набирать себе дополнительные задачи в тот момент, когда в компании начинаются разговоры о грядущих сокращениях. В этом случае две стороны – и компания, и сотрудник – оказываются в плюсе, так как работодатель экономит деньги, а сотрудник получает «индульгенцию» до следующей оптимизации.
Алексей Макуренков, руководитель индустриального департамента кадрового агентства «Априори»
Нет ничего нового в том, что люди пытаются подставить своих коллег и повернуть их ошибки в свою пользу. Сейчас в одной крупной энергетической компании происходит кардинальная смена топ-менеджмента, и сотрудники в массовом порядке пытаются сохранить свои рабочие места. Новое руководство проводит собеседования с людьми, которые продолжают работать в компании, и, по рассказам моих источников, ни одно собеседование не обходится без того, чтобы интервьюируемый не попытался очернить своих коллег и выпятить свои достоинства.
Ксения Сироткина, менеджер по развитию проекта «Отдел кадров», Новосибирск
В одной из крупных новосибирских компаний энергетического сектора сотрудница, которая занималась документооборотом, была под угрозой увольнения: когда в компании началась антикризисная оптимизация, ее имя было первым в «списках». В ту же неделю девушка принесла справку о беременности, а спустя несколько месяцев на столе оказалась другая справка, «отступное» (что беременности больше нет – Slon.ru). Человек остался работать, повторного сокращения пока не проводилось. Но представители компании говорят, что как только пойдет вторая «волна», девушка скорее всего попадет под сокращение.
Сотрудница еще одного из наших клиентов – новосибирского автодилера – спасла свое положение тем, что набрала себе функционала, не требуя бонусов. И сумела пережить не одну волну сокращений.
Ильгиз Валинуров, генеральный директор региональной кадровой сети Business Connection
Заместитель директора по маркетингу просил знакомых звонить ему на мобильный под видом рекрутеров именно в тот момент, когда он был на совещаниях у шефа. В ответ на звонок он гневно отвечал, что он очень лоялен компании, он в нее верит и ни за что не уйдет, и именно в кризисный период он решает очень важные для компании задачи. Как бы там ни было, сотрудника не только оставили на месте, но и подняли зарплату, при снижении для всех остальных.
В одной из наших компаний-клиентов завелся подхалим. Как только на дворе наступил кризис, он начал подбадривать шефа: «У вас все получится. Вы справитесь с выходом из кризиса. Не опускайте руки!» Так как это подавалось эмоционально – а руководителю практически всегда не хватает внешней поддержи, он между недовольными сотрудниками и акционерами – то эта уловка прошла. Директор оставил этого сотрудника несмотря на то, что он был просто одним из 10 hr-менеджеров компании, в которых сейчас вообще потребности не было. Далеко не лучшим и не самым опытным. Но кризис позволил ему стать «своим» человеком.
Сотрудники небольшого пиар-агентства поняли, что им скоро крышка, и руководство особенно о них заботится не будет. Тогда они без топ-менеджеров, а просто на уровне специалистов сделали стратегическую сессию. И предложили руководству план развития на три года. Руководство не ожидало такого поворота событий… и согласилось. Правда, уже со второго месяца он перестал выполняться, на третий стало понятно, что это нереально. На пятый все-таки агентство закрыли. Так, проявив активность, сотрудники почти на полгода отложили свое увольнение…
Станислав Куликов, генеральный директор рекрутинговой компании «Петростимул», Санкт-Петербург
В одной строительной организации Санкт-Петербурга руководство решило повысить производительность труда сотрудников за счет более активного своего участия в процессе работы и тщательного контроля. Генеральный директор стал чаще приходить в различные отделы, интересоваться результатами. И дабы быть подготовленными к приходу руководителя, сотрудники организации разработали систему оповещения, в которой задействованы все специалисты – от ресепшена до личных помощников. Все работники оповещают друг друга о приезде директора, его перемещениях по офисному зданию и его настроении.
Денис Черненко, юрист
В городе Санкт-Петербурге многие предприятия на первой стадии кризиса решили довести работников до состояния «самоувольнения». Один из таких способов – частые переводы из одной организации в другую. Перевел работника в другую организацию, а выплатить зарплату «забыл». Так же было и на одном из знакомых мне заводов. Работники (150 человек) терпели два месяца и решили: с нас хватит – либо деньги на бочку, либо у нас будет массовая акция. Причем такая, что уволить в такой ситуации нас никто не сможет, тем более за прогул: у нас есть законное право послать очень далеко работодателя. Сказано – сделано. И в один день все 150 человек не вышли на работу, а на столе у директора оказалось 150 зарегистрированных в канцелярии заявлений о том что они не выходят на работу на законном основании. Директор организации сразу понял, чем может грозить такая акция: она сразу повлечет за собой следующую, количество невышедших на работу будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Так что пришлось рассчитываться, и никого не уволили.