Не так давно, власть была в руках кандидатов: рынок труда был охвачен «войной за таланты». Компании старались использовать творческие подходы для вербовки лучших из лучших и стали предлагать такие «бонусы за счет предприятия» как бесплатное питание, бесплатный отдых, бесплатное членство в загородных клубах, бесплатные услуги детского сада, бесплатное членство в спортивных клубах, бесплатные билеты в кино – чего только душа пожелает.
Но теперь ветер подул с другой стороны. В сегодняшний период рецессии те же самые компании, которые предлагали щедрые поощрения некоторое время назад, теперь просят талантливых сотрудников работать бесплатно. Да, именно так – без оплаты. Некоторым эта концепция покажется неслыханной дерзостью, но судя по большому количеству людей, готовых и желающих принять такое предложение, в нынешние времена власть перешла в руки работодателей.
Как компании привлекают сотрудников на безвозмездную работу?
Jobnob: Этот портал, предоставляющий информацию о заработных платах и услуги по трудоустройству, предлагает региональные «счастливые часы», один из способов установления контактов между работодателями и безработными, согласными на бесплатную работу. Вновь созданные компании тратят несколько часов и «баксов» на угощение напитками потенциальных кандидатов и затем предлагают им 5-10 часов работы на их компании. На первом таком мероприятии насчитывалось более 300 человек. Джон Грэй, блоггер Wall Street Journal, называет это «работой за профессиональный опыт» (“prelancing”). Он посетил это мероприятие и даже был нанят Jobnob поработать бесплатно и усовершенствовать свои навыки онлайн маркетинга.
British Airways: Авиакомпании продолжают терять прибыли и сокращать штаты, данная компания обратилась к 40 тысячам своих сотрудников поработать бесплатно в течение одного месяца июля. Инициатор этой кампании – Исполнительный директор BA, сам откажется в следующем месяце от своей зарплаты в 100000 долларов. British Airways понимают, что одно дело — просить работать безвозмездно людей, ищущих работу и занятых активным поиском возможностей поработать, совсем иное дело – просить о таком своих сотрудников, которые получают заработную плату. Несмотря на то, что несколько сотен сотрудников отозвались на эту просьбу, большинство же предпочло бы уйти в отпуск без содержания или работать неполный рабочий день.
Google: Эта компания в свое время предлагала большое количество уже упомянутых бесплатных дополнительных льгот, а теперь Google просит иллюстраторов работать бесплатно. В отличие от British Airlines, которая с трудом сводит концы с концами, Google и до сих пор в состоянии платить своим сотрудникам. Так почему качественный кандидат захочет работать на них безвозмездно? Многие специалисты, занятые поиском работы, в восторге от такой возможности не только поработать на этого мега-монстра поисковых служб, но и развить свои навыки, сделать свой вклад в бурно развивающейся компании и ощутить гордость за свою работу и социальный статус.
Что должны знать рекрутеры?
• То, что рекрутеры сейчас могут не учитывать фактор «расходы на каждого вновь принятого», это совершенно не означает, что следует отказываться от своих лучших практик и процессов. Некачественный наем по-прежнему негативно скажется на бренде компании и ее общей продуктивности. Рекрутеры должны относиться к этим сотрудникам с таким же вниманием, как они относились бы ко вновь принятым, которые за свою работу получают компенсацию.
• Несмотря на массовые увольнения компании испытывают дефицит талантов по техническим и управленческим позициям. Для тех кто, ищет работу из желания изменить свою карьеру, бесплатная работа может помочь им выработать определенные навыки, которые в будущем гарантируют успешную занятость. Согласно отчету TalentWatch, опубликованному Bersin & Associates осенью 2008 года, основной дефицит талантов наблюдается в следующих сферах:
— Линейные руководители (43 процента организаций признались, что испытывают серьезный или существенный дефицит);
— Руководители высшего звена (34 процента организаций утверждают, что испытывают серьезный или существенный дефицит); и
— Инженерные и технические специальности (упоминались 42 процентами организациями, при этом 14 процента организаций указали, что они испытывают крайний дефицит).
• Как будет восприниматься эта информация, когда в будущем будут рассматриваться резюме таких кандидатов? Снижает ли это ценность работы человека или это говорит о здоровых амбициях? Рекрутерам необходимо учитываться факторы мотивации, которыми руководствуются ищущие бесплатную работу. Для таких людей, как Джон Грей, это возможность освоить новые знания и построить новое направление своей карьеры.
Несмотря на то, что концепция «работы за профессиональный опыт» (“prelancing”) покажется многим рекрутерам плохо продаваемым товаром, ищущие работу с радостью отзываются на такие предложения. JobNob и Google видят значительный интерес со стороны людей, желающих наработать навыки, самооценку, а также создать будущие возможности. Когда начнется выздоровление экономики и этот опыт такой неоплачиваемой работы будет фигурировать в резюме кандидатов, рекрутеры просто обязаны будут рассмотреть данного кандидата и в большинстве случаев признать, что такой опыт свидетельствует скорее об амбициях и преданности делу, а не безысходности. А с точки зрения человека, ищущего работу, такая «безвозмездная» работа может стать бесценной производственной практикой, которую не так просто найти.