Непрозрачные для сотрудников правила увольнения

Александр Соломатин

Неоднократно я видел у своих клиентов следующую картину: надеясь на лучший исход развития рыночных событий, руководство компании стремится сохранить максимум сотрудников, и поэтому использует свое право на сокращение численности сотрудников только тогда, когда платить им уже нет совсем никакой возможности.

Но увы, почему-то получаются обратные результаты: производительность труда продолжает снижаться; более того, сотрудники проявляют различные признаки нелояльности; начинают интересоваться сайтами и изданиями, посвященными поиску/предложению работы, и пр.; будущего в своей компании не видят, воспринимают ее как место где надо просто «пересидеть», при этом потихоньку начинают подыскивать другие варианты.

В чем ошибка? Как можно это объяснить? Обращаясь к классическим управленческим теориям, опять вспомним нетленку. Второй уровень пирамиды потребностей Абрама Маслова: люди испытывают потребность в защищенности и безопасности — физической, психологической, социальной, и пр.; если этой безопасности нет, то прочие потребности — в том числе, в достижениях, в уважении, в принадлежности к коллективу — имеют риск быть отодвинутыми на второй план.

Об этом говорится у Фредерика Герцберга в его двухфакторной мотивационной модели: будучи мотивированными потребностями «низших» уровней, сотрудники работают «спустя рукава», только чтобы сохранить работу, и не более. Соответственно, вместо мотивации достижения в этой ситуации включается ситуация избегания. Ни о каких «трудовых подвигах» или стремлении выполнить свою работу хоть немного лучше, речи не идет.

Таким образом, действуя из лучших побуждений, зачастую руководители сами роют себе яму, «убивая» остатки мотивации в своих сотрудниках, что приводит к весьма плачевным результатам. Как этого не допустить?

Во-первых, необходимо повысить у сотрудников чувство стабильности. Чтобы снизить риски от сокращения численности сотрудников, необходимо довести до сотрудников некоторые правила увольнения сотрудников, которых руководство намерено придерживаться. В этих руководствах должны быть описанные как количественные, так и качественные принципы — сколько сотрудников могут уволить, когда, кого, по каким принципам будут отбирать, и пр.

Во-вторых, по возможности, сотрудники должны иметь возможность повлиять на то, в каком из этих списков (оставшихся или сокращенных) они окажутся — они должны четко знать, что они должны сделать, чтобы сохранить свою работу. Они не должны ждать, когда неподвластный им «перст судьбы» укажет на них, и они будут должны освободить место — вместо этого они должны четко понимать, как своим трудом заработать место в списке оставшихся — это устраняет ощущение безысходности, и меняет знак мотивации с минуса на плюс.

В-третьих, постоянные увольнения, не имеющие ни регулярности, ни обозримого конца, деморализуют сотрудников, лишая их не только спокойного сна, но и последнего желания работать. Отрубая по пальцу в день, в итоге теряют не только кисть, но и всю руку по самое плечо. Соответственно, там где это возможно, необходимо «отрубить одним ударом», чтобы оставшиеся сотрудники знали, что сокращения закончены, их чаша сия уже миновала, бояться нечего, и теперь они могут свое внимание сфокусировать на работе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже в спокойные времена, если сотрудники не знают долгосрочных планов компании, то работу в ней они всегда воспринимают как одни из возможных выборов, а не дело своей жизни. Если же речь идет о «эпохе перемен» (в нашем случае — кризисе), то для сохранения работоспособного настроя сотрудников важно понимание каких-то хотя бы краткосрочных стратегий и политик.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Непрозрачные для сотрудников правила увольнения

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.